Всем читателям советую помнить одно. Разумность прежде всего. Вы что, скажете, этот врач педофил, не пойду к нему лечиться, лучше сдохну? Вдруг и меня трахнет... Если представить, что нет других врачей.
Букаф много. Но все интересные. Особенно в конце. Не потому что хочу, чтоб вы под кат залезли. Просто интересно.
“Крещение Руси” в идеологических диверсиях, вымыслах, исследованиях
Праздники – неотъемлемая часть культа любой религии. Они, как правило, посвящены действительным или вымышленным событиям религиозной жизни, приурочены к определенному числу календаря, дню недели, фазе луны, сезону года. В православной церкви, например, каждый день года–праздник, каждый день “прославился” десятками различного рода святых. В их честь предусмотрены отдельные торжественные богослужения, пения тропарей, чтения отрывков из Библии и житий святых.
5
Подобные праздники – в иные даты и с именами других святых – предусмотрены и в католической церкви. Но наряду с этим глава католической церкви Бонифации VIII в свое время объявил 1300 год юбилейным, святым годом. Кроме торжественных богослужений, в этот год проводилась особая проповедническая деятельность, приглашались паломники в Рим, где им отпускались все грехи, по сниженным ценам продавались индульгенции… По свидетельству очевидцев, в 1300 году в Рим прибыло 2 миллиона паломников, папские сборщики “загребали деньги лопатами в большие корзины и сундуки”1. В 1343 году папа Климент VI особой буллой объявил юбилейными каждый 50-й год. В настоящее время в католической церкви юбилейным объявлены каждые 25 лет.
В отличие от католицизма православная церковь не устанавливала обычая праздновать юбилейные годы. Так, в нашей стране не отмечалось, например, ни 100-летие, ни 500-летие, ни 800-летне введения христианства на Руси. А когда в прошлом столетии православие, подталкиваемое царизмом, попыталось отметить 900-летие “крещения Руси”, то оно только оконфузилось. Задуманное к юбилею 900-летия освящение Владимирского собора в Киеве не состоялось, поскольку собор построили только через 8 лет после минувшей даты, а само празднование свелось к малозаметным богослужениям в церкви и прочтению нескольких проповедей. В день юбилея по Киеву промаршировал в унылом одиночестве только взвод полицейских. Простые верующие не поняли сущности юбилея, священнослужители были не готовы к нему, а интеллигенция попросту проигнорировала эту дату.
В 1966 году исполнилось 1000 лет введения христианства в Польше. Идеологические центры империализма совместно с католической церковью решили воспользоваться случаем для дестабилизации народно-демократической власти в стране. Был разработан специальный план, который проводился под лозунгом “10 лет тысячелетию христианства в Польше”. К нему была подключена и католическая церковь Польши. Она призвала верующих в честь 1000-летия построить в стране 1000 новых костелов.
1 Краткий научно-атеистический словарь. – М.: Наука. 1964. – С. 623.
6
Усилилась пропаганда “положительной роли” католицизма в истории и культуре Польши. В том кризисе, который пережила народно-демократическая Польша в прошедшее десятилетие, не последнюю роль сыграли идеологические диверсии империализма в связи с 1000-летием введения там христианства.
Ободренные сомнительным успехом, идеологические центры империализма решили “прокрутить” польский вариант на нашей стране. Согласно православно-церковной версии, в 1988 году исполняется 1000 лет введения христианства в Киевской Руси. Ему и решили посвятить последнее десятилетие своей идеологической работы заграничные диверсионные центры. Кроме своих патентованных специалистов, к работе подключили практически все антисоветские и антикоммунистические центры. Были соответствующим образом сориентированы и активизированы русская белогвардейская эмигрантская церковь, униатские “безбатченки”, зарубежные радиоголоса, выехавшие из нашей страны отщепенцы и прочие.
Московская патриархия, которая вместе со своими верующими стоит на твердых патриотических позициях, решительно отмежевалась от непрошеных радетелей и в декабре 1980 года создала свой специальный комитет для проведения церковных торжеств по случаю 1000-летия введения христианства на Руси, начала вести свою пропаганду в связи с этой датой.
******
А на самом деле своим “многоглаголеньем” богословы испокон веков стремились завуалировать правду о событиях прошлого и закрепить в сознании масс полезные церкви идеологические штампы. Сколько в процессе насаждения подобных штампов богословы уничтожили документов, сколько документальных свидетельств они замалчивали или извращали! А то и выдумывали несуществующие. Ведущие советские историки пришли к выводу, что уничтожение церковными деятелями одних исторических свидетельств и фабрикация других целиком “закрыли” от нас наиболее важные аспекты прошлого культурной жизни нашего народа 1.
За период своего многовекового господства русская православная церковь создала свою, не всегда адекватно отражающую действительный ход событий, историю распространения христианства на Руси. Церковные историки создали большое количество сказаний, легенд, житии вымышленных и исторически достоверных лиц, которые были на руку не только церковной идеологии, вообще, но и тому или иному течению внутри церкви, тому или иному государственному или церковному деятелю. Со временем некогда измышленные “факты” превратились в ходячие штампы, приобрели силу действительных исторических событий. История “крещения Руси” – яркий пример фальсификаторской деятельности церкви, которая началась с первых веков ее появления на Руси.
В русских землях “апостолы не быша”
14
По древности и разноречивости споров проблеме введения христианства на Руси, пожалуй, может быть отдана пальма первенства среди многих других сложных вопросов русской истории. Не сходятся между собой в описании и оценке данного события даже современники и возможные участники процесса христианизации Древнерусского государства митрополит Иларион, монах Яков, летописец Нестор.
Не сходятся концы с концами и у церковных историков, которые сами подмечали противоречия, имеющиеся в изложенин вопроса о введений христианства на Руси.
15
С одной стороны, появление и распространение христианства на территории Древнерусского государства связывается с миссионерской деятельностью Андрея Первозванного. С другой стороны, “крещение Руси” отмечается концом X века и связывается с именем князя Владимира Святославовича, сознательно выбравшего веру.
“При внимательном рассмотрении и сопоставлении… летописных рассказов нельзя не обратить внимания на то, что они противоречат один другому, так как “содержат взаимоисключающие трактовки предпосылок и обстоятельств христианизации древнерусского общества. В первом “крещение Руси” подано как явление провиденциально предопределенное задолго до его реализации. А во втором оно охарактеризовано как следствие личного выбора, имевшего место лишь накануне принятия новой веры”’. Что кроется за этими противоречивыми версиями? Апостол Андрей, священномученик Климент и прочие страдальцы за веру христову – это не просто вымышленные образы христианских проповедников, так сказать образцы для нравственного воспитания. Стремление связать распространение христианства с их именами, т. е. начинать отсчет этого процесса с I века, – глубоко тенденциозно и отражает далеко идущие устремления церковных идеологов.
“Крещение Руси” церковная история приписывала как историческим, так и целиком мифическим личностям. Так, уже в XI столетии – через каких-то 4–5 десятков лет после официального введения христианства – в ранг крестителей восточных славян относили мифических апостолов Андрея, Петра, Павла, их ученика Андроника и многих других. Со временем сказания о них были забыты и совершенно не упоминаются церковными проповедниками наших дней. Не забылась, а, напротив, дополнялась подробностями легенда об Андрее Первозванном как “крестителе Руси”. На протяжении веков этот вымысел “усовершенствовался” богословами, доводился до уровня не подлежащих сомнению догматических положений, насаждался в практику церковной жизни и благодаря богослужебному ритуалу и культу определенным образом материализовался.
1 Гордиенко Н. С. “Крещение Руси”: факты против легенд и мифов. – С. 61.
16
Достаточно сказать, что до XX столетия в разных католических и православных храмах верующим показывали “достоверные” останки тела апостола Андрея. А последних в целом насчитывалось 5 туловищ, 6 голов, 17 рук и йог и т. д.1. С целью насаждения в сознании масс доверия к рассказам об Андрее Первозванном церковники усиленна фальсифицировали и сознательно извращали свидетельства исторических документов. Вследствие этого часть исследователей (даже из числа светских историков) вольно или невольно попадали под влияние созданного богословами штампа. Так, видные историки Древней Руси В. Г. Васильевский и Б. Д. Греков, например, допускали возможность проповеди христианства на территории нашей страны в первые века новой эры
Согласно православной легенде, крестил Русь апостол Андрей – первый (отсюда его прозвище “первозванный”) ученик Иисуса Христа. После смерти и воскресения своего учителя он якобы прошел с проповедью христианства обратным путем “из варяг в греки”. Дойдя по Днепру до местоположения современного Киева, он увидел перед собой одни лишь горы, на которых установил свой крест, благословив их, и предсказал возникновение здесь великого города – центра христианизации.
Из Киева апостол Андрей якобы прибыл в Новгород. Современные украинские буржуазные националисты из церковной среды пытаются доказать, что упоминаемый Новгород будто в самом деле был Новгород-Севсрским и находился в границах Черниговского княжества. В Новгороде Андрей якобы удивлялся тому, что местные жители любят, моясь в банях, бить себя “молодыми прутьями”, обливаться квасом и студеною водой. Об этом апостол как будто потом рассказывал другим ученикам Христа в Риме, чем очень их удивил.
В древнейших списках и вариантах этой легенды нет ни слова о каком-нибудь успехе проповеди Андрея Первозванного.
На XXVII съезде КПСС М. С. Горбачев справедливо упрекнул общественные науки в “известной отдаленности от запросов жизни”1, от конкретных нужд практики. Одним из проявлений такой негативной тенденции является недостаточная “стыковка” исследований, проводимых в различных отраслях общественных наук.
В последние годы вышел ряд интересных работ, где дается марксистская оценка роли православной церкви в судьбах Древнерусского государства. Достаточно хорошо изучена историческая картина введения христианства на Руси, и^сследованы древнерусские письменные памятники, накоплен богатый материал о дохристианских верованиях древних славян, дана марксистско-ленинская оценка многих домыслов церковных историков о роли христианства для судеб Древнерусского государства. Однако подчас бывает так, что достижения исторической науки остаются мало известными широкому кругу читателей. Так, в частности, в исследованиях, посвященных критике концепции русской православной церкви, порой фигурируют факты, давно опровергнутые историками. Поэтому назрела необходимость обобщить достижения различных областей научных знаний.
В трудах многих ученых дана оценка роли христианства в историческом развитии нашего ндрода. Показано, что новая религия определенным образом способствовала процессу феодализации Древнерусского государства и вместе с тем положила начало насильственному процессу антинародных перемен в жизни восточных славян. С этого момента и на протяжении многих столетий эксплуататорская верхушка официально насаждала христианство как единственно допустимую религию своих подданных.
1 ^Ма^териалы XXVII съезда КПСС. – М.: Политиздат, 1986. – С. 85.
2 Голобуцкий П. В. Православие: крещение Руси – правда и вымыслы. – К.: Политиздат Украины, 1981; Гордиенко Н. С. “Крещение Руси”: факты против легенд и мифов. – Л.: Лениздат, 1986; К от л яр Н. Ф. Введение христианства в Киевской Руси и его последствия. – К.: Знание, 1985; Кузьмин А. Г. Принятие христианства на Руси // Вопр. науч. атеизма. – M., 1980. – Вып. 25; Рапов О. М. О некоторых причинах крещения Руси // Вестн. Моск. ун-та. История. – 1976. – № 4; Его же. О дате принятия христианства князем Владимиром и киевлянами // Вопр. истории. – 1984. – № 6; Рыбаков Б. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. – М.: Наука, 1982,
8
Будучи носителем идей господствующего класса, христианство со временем становится господствующей идеологией всего общества. Это приводило к тому, что все события общественной и индивидуальной жизни в той или иной степени обязательно связывались или по крайней мере соотносились с христианством. В силу этого оно стало причастным ко многим процессам, которые происходили в общественной жизни. А это в свою очередь дает формальные основания для разного рода фальсификаций, для извращения роли самого христианства в судьбах русской государственности. Господствующий класс всегда был заинтересован в укреплении христианства – этой моральной санкции эксплуатации, – а потому и стремился наделить религию бездной добродетелей и благодеяний. Православная вера, провозглашал царский министр С. Ю. Витте, “образует основу народного духа, а потому ею стояла и была крепка русская земля” 1.
С середины XIX века начала формироваться легенда о православии как специфической черте русского народа. Под влиянием настойчивого распространения извращенных представлений о соотношении христианства и народного духа восточных славян у читателей западных стран сложилось и до сего времени бытует ложное представление о народе Киевской Руси и его потомках. В преимущественном большинстве современных зарубежных публикаций разгадка “секрета славянской (русской, украинской, белорусской) души” ищется именно в православии. Особенностью славянской души провозглашается религиозность, христианское самопожертвование, мистицизм. Дело доходит до курьезов. Одна лондонская мисс в присутствии известного ученого К. А. Тимирязева сделала доклад на тему “О русском народе” и пришла к выводу, что наиболее выдающиеся качества нашего народа проявляются в двух словах молитвы: “Господи, помилуй”2.
1 Шахнович М. И. Критика легенды о “русском народе богоносце” // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. – Л., 1962. – С. 257.
2 Тимирязев К. А. Сочинения. – М.: Сельхозгиз, 1939. – Т. 9. – С. 302.
9
Следует сказать, что стимулированная эксплуататорскими Кругами царской России легенда о благотворности христианства нашла свое широкое применение почти во всех научно-исторических исследованиях, которые были опубликованы до 1917 года. Особенно тщательно она обработана богословами. Идеологи православия на протяжении веков безосновательно преувеличивали значение введения христианства для судеб русского государства. При этом церковные деятели вовсе не утруждают себя доказательствами, а по привычке просто изрекают “истины”, в которые следует безоговорочно верить.
Так, в речи, обращенной к слушателям Киево-фундуклеевской женской гимназии, 27 февраля 1900 года священник-богослов Ф. И. Титов причину принятия христианства на Руси объяснял “полным совпадением коренных начал православия и русского народного духа”. “Православная вера, – говорил он, – воспринята русским народом по собственному выбору и внутренней склонности, сделалась наиболее богатым его приобретением, стала для него великой исторической силой, которая утвердила его историческое существование… Православие является историческим завещанием Руси, историческим признанием русского народа, который всем обязан православной вере, и, в свою очередь, призван поддерживать и охранять святую православную веру”1.
Подобную точку зрения поддерживают и современные идеологи русского православия. “В церкви, – уверяет своих читателей официальный орган Московской патриархии, – родилась русская национальная культура”2.
На протяжении веков о событиях, действующих лицах и фактах введения христианства на Руси почти исключительно говорили церковные деятели, писали богословы. После знакомства с их так называемыми “научными” и “публицистическими” работами складывается впечатление, что здесь сказано все, не осталась без внимания ни одна деталь, “обыграно” каждое слово исторического свидетельства.
1 Титов Ф. О православии и о значении православной веры для русского народа. – К., 1900. – С. 11, 23.
2 Журн. Моск. патриархии. – 1983. – № 9. – С. 79.
10
А на самом деле своим “многоглаголеньем” богословы испокон веков стремились завуалировать правду о событиях прошлого и закрепить в сознании масс полезные церкви идеологические штампы. Сколько в процессе насаждения подобных штампов богословы уничтожили документов, сколько документальных свидетельств они замалчивали или извращали! А то и выдумывали несуществующие. Ведущие советские историки пришли к выводу, что уничтожение церковными деятелями одних исторических свидетельств и фабрикация других целиком “закрыли” от нас наиболее важные аспекты прошлого культурной жизни нашего народа 1.
За период своего многовекового господства русская православная церковь создала свою, не всегда адекватно отражающую действительный ход событий, историю распространения христианства на Руси. Церковные историки создали большое количество сказаний, легенд, житии вымышленных и исторически достоверных лиц, которые были на руку не только церковной идеологии, вообще, но и тому или иному течению внутри церкви, тому или иному государственному или церковному деятелю. Со временем некогда измышленные “факты” превратились в ходячие штампы, приобрели силу действительных исторических событий. История “крещения Руси” – яркий пример фальсификаторской деятельности церкви, которая началась с первых веков ее появления на Руси.
С каких времен началось распространение христианства на территории нашей страны? “Православный церковный календарь” за 1982 год дает четкий ответ – с первого века нашей эры. Принес его в наши земли непосредственный ученик Христа, первым откликнувшийся на его зов – Андреи Первозванный. Каковы причины, истоки появления христианства на Руси? И ответ готов: апостолы, епископы, святые, великомученики и прочие страдальцы за правое дело несли свет учения христова в прозябающие в невежестве славянские земли.
1 Греков Б. Д. Киевская Русь. – М.: Политиздат, 1953. – С. 375: , Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI–XIV вв. ). – М.: Изд-во АН СССР, I960. – С. 18; Никольский Н. М. Ближайшие задачи изучения древнерусской книжности. – СПб., 1902. – С. 5–9.
11
Какими путями проникало христианство на Русь? Из Римской, затем Византийской империи, из Константинополя через Херсонес и далее на север по великому пути “из варяг в греки”. А затем церковный историк расскажет легенду о взятии князем Владимиром Корсуня (Херсонеса), женитьбе его на византийской принцессе Анне, крещении самого Владимира и последующем крещении всей русской земли. Таковы “факты”, канва церковной истории введения христианства на Руси,
Тысячелетняя фальсификаторская деятельность религиозных идеологов оказала значительное влияние не только на дореволюционные исследования истории “крещения Руси”. Отражение этого можно еще иногда встретить и в современных художественных и научно-популярных изданиях.
Настоящее научное исследование комплекса событий, которыми сопровождалось введение христианства на Руси, начали лишь советские исследователи. На основании совокупности достоверных и неопровержимых фактов они показали закономерность этого события, раскрыли его причину, дали правильную общую оценку. Здесь нет необходимости повторять достижения марксистской науки, поскольку они стали общеизвестными в нашей стране. Между тем в освещении подробностей событий, действующих лиц и исполнителей исторической драмы, которая получила название “крещение Руси”, имеются еще белые пятна.
По нашему мнению, назрела необходимость прочитать всю летописную литературу нашего народа с позиций научного атеизма. Научно-атеистический анализ письменных и устных свидетельств прошлого позволяет выявить такие детали, которые теряются, исчезают, становятся невидимыми при других аспектах рассмотрения. К тому же церковные фальсификации прошлого нашей страны стоят того, чтобы их рассмотреть всесторонне – выявить мотивы, установить процесс фальсификации, показать их полную безосновательность. А этого без методологии научно-атеистического исследования осуществить невозможно.
В этой книге авторы ставят своей целью научно рассмотреть процесс введения христианства на Руси, а также развенчать легенды, при помощи которых церковники из тех или иных соображений пытались извратить историческую правду.
12
Знакомство с действительными событиями, содержанием и историей возникновения церковных легенд, по нашему мнению, поможет читателю – как верующему, так и неверующему – убедиться в том, что христианство на Руси испокон веков было идеологией угнетения и порабощения, насаждалось посредством надругания над населением страны.
Особое внимание будет уделено роли Херсонеса Таврического (русские летописи называют его Корсунем) в деле христианизации Руси. На основании того сомнительного факта, что “креститель Руси” князь Владимир Святославович принял христианство в Херсонесе, дореволюционные церковные историки называли его “колыбелью христианства на Руси”, вторым после Константинополя городом, сыгравшим важную роль в истории принятия Русью христианства. Однако исследование показывает, что ложный вывод следовал из ложной посылки.
Вместе с тем вопрос о том, кто был крестителем русского государства, где было совершено крещение крестителя Руси, не является праздным вопросом, досужим рассуждением историков, педантично исследующих факты, не имеющие большого значения. Отнюдь нет. За одним лишь именем, датой, местом исторического действия зачастую стоит целая эпоха борьбы за влияние, за власть, за сферу идеологического воздействия.
Преувеличение роли Херсонеса в истории “крещения Руси” служит определенным индикатором, показывающим провизантийскую направленность изложения событий тем или иным церковным деятелем, тем или иным направлением внутри церкви. Прославляя Херсонес, церковь прославляла связь русской церкви с греческой, насаждала мысль о просвещении отсталой, варварской Руси “высокими ценностями христианской культуры”. Так из небольшой детали, казалось бы, незначительного перенесения акцентов рассмотрения проблемы вырастали причудливые образы религиозной фальсификации. Поэтому лишь историческая правда может вскрыть истинную сущность событий, которые церковь называет крещением Руси. Лишь факты могут противостоять застарелым штампам. Лишь научно достоверное освещение исторических событий может разоблачить религиозно-идеалистические фальсификации.
13
Глава 1
В русских землях “апостолы не быша”
14
По древности и разноречивости споров проблеме введения христианства на Руси, пожалуй, может быть отдана пальма первенства среди многих других сложных вопросов русской истории. Не сходятся между собой в описании и оценке данного события даже современники и возможные участники процесса христианизации Древнерусского государства митрополит Иларион, монах Яков, летописец Нестор.
Не сходятся концы с концами и у церковных историков, которые сами подмечали противоречия, имеющиеся в изложенин вопроса о введений христианства на Руси.
15
С одной стороны, появление и распространение христианства на территории Древнерусского государства связывается с миссионерской деятельностью Андрея Первозванного. С другой стороны, “крещение Руси” отмечается концом X века и связывается с именем князя Владимира Святославовича, сознательно выбравшего веру.
“При внимательном рассмотрении и сопоставлении… летописных рассказов нельзя не обратить внимания на то, что они противоречат один другому, так как “содержат взаимоисключающие трактовки предпосылок и обстоятельств христианизации древнерусского общества. В первом “крещение Руси” подано как явление провиденциально предопределенное задолго до его реализации. А во втором оно охарактеризовано как следствие личного выбора, имевшего место лишь накануне принятия новой веры”’. Что кроется за этими противоречивыми версиями? Апостол Андрей, священномученик Климент и прочие страдальцы за веру христову – это не просто вымышленные образы христианских проповедников, так сказать образцы для нравственного воспитания. Стремление связать распространение христианства с их именами, т. е. начинать отсчет этого процесса с I века, – глубоко тенденциозно и отражает далеко идущие устремления церковных идеологов.
“Крещение Руси” церковная история приписывала как историческим, так и целиком мифическим личностям. Так, уже в XI столетии – через каких-то 4–5 десятков лет после официального введения христианства – в ранг крестителей восточных славян относили мифических апостолов Андрея, Петра, Павла, их ученика Андроника и многих других. Со временем сказания о них были забыты и совершенно не упоминаются церковными проповедниками наших дней. Не забылась, а, напротив, дополнялась подробностями легенда об Андрее Первозванном как “крестителе Руси”. На протяжении веков этот вымысел “усовершенствовался” богословами, доводился до уровня не подлежащих сомнению догматических положений, насаждался в практику церковной жизни и благодаря богослужебному ритуалу и культу определенным образом материализовался.
1 Гордиенко Н. С. “Крещение Руси”: факты против легенд и мифов. – С. 61.
16
Достаточно сказать, что до XX столетия в разных католических и православных храмах верующим показывали “достоверные” останки тела апостола Андрея. А последних в целом насчитывалось 5 туловищ, 6 голов, 17 рук и йог и т. д.1.
С целью насаждения в сознании масс доверия к рассказам об Андрее Первозванном церковники усиленна фальсифицировали и сознательно извращали свидетельства исторических документов. Вследствие этого часть исследователей (даже из числа светских историков) вольно или невольно попадали под влияние созданного богословами штампа. Так, видные историки Древней Руси В. Г. Васильевский и Б. Д. Греков, например, допускали возможность проповеди христианства на территории нашей страны в первые века новой эры2.
Согласно православной легенде, крестил Русь апостол Андрей – первый (отсюда его прозвище “первозванный”) ученик Иисуса Христа. После смерти и воскресения своего учителя он якобы прошел с проповедью христианства обратным путем “из варяг в греки”. Дойдя по Днепру до местоположения современного Киева, он увидел перед собой одни лишь горы, на которых установил свой крест, благословив их, и предсказал возникновение здесь великого города – центра христианизации.
Из Киева апостол Андрей якобы прибыл в Новгород. Современные украинские буржуазные националисты из церковной среды пытаются доказать, что упоминаемый Новгород будто в самом деле был Новгород-Севсрским и находился в границах Черниговского княжества. В Новгороде Андрей якобы удивлялся тому, что местные жители любят, моясь в банях, бить себя “молодыми прутьями”, обливаться квасом и студеною водой. Об этом апостол как будто потом рассказывал другим ученикам Христа в Риме, чем очень их удивил.
В древнейших списках и вариантах этой легенды нет ни слова о каком-нибудь успехе проповеди Андрея Первозванного.
1 Е м е л я х Л. И. Происхождение христианского культа. – Л.: Лениздат, 1971. – С. 69.
2 Греков Б. Д. Киевская Русь. – С. 388–389.
17
Профессор Московской духовной академий конца XIX – начала XX столетий Е. Е. Голубинский недоуменно спрашивал: неужели апостол Андрей приходил в наши земли только для того, чтобы увидеть русские обычаи пользования банями?
Созданной легендой новгородцы были оскорблены, потому что из нее следовало, что Андрей Первозванный приходил, чтобы посмеяться над их обычаями. А потому в Новгороде сразу же отредактировали сказание киевского автора, дополнив его описанием того, как много новгородцев приняло крещение от самого апостола. Но новый вариант легенды уже оскорбил киевлян, которые, выходит, удостоились только деревянного креста и благословения гор… Так начала обрастать все большим числом деталей выдумка церковников. На основании разных списков этой легенды московский митрополит Макарий (XVI век), а потом ростовский архиепископ Дмитрий (XVIII век) сложили “Житие Андрея Первозванного”, которое в свою очередь дополнили значительными подробностями деятельности апостольского “крестителя Руси”. Эта легенда и сейчас подправляется и дополняется богословами, находится на вооружении церковной пропаганды.
Большинство дореволюционных историков русской церкви – митрополит Платон (Левшин), архиепископ Филарет (Гумилевский), а также автор фундаментальной “Истории русской церкви” Е. Е. Голубинский – сомневались в достоверности сведений об апостольской проповеди в наших землях. Однако в последнее время официальный орган русского православия “Журнал Московской патриархии” вновь возрождает эту старинную легенду, превращая ее в “реальное историческое событие” 1. Униатские круги пересказывают легенду на свой лад, заявляя, что Андреи окрестил в Приднепровье никого иного, как … украинцев! Причем на такую “мелочь”, как дистанция в полторы тысячи лет от первоначального христианства до возникновения той исторической общности людей, которую стали называть украинцами, при этом вовсе не обращают внимания.
1 Журн. Моск. патриархии. – 1986. – № 5. – С. 66.
Значительная часть богословов для укрепления авторитета евангельских сказаний среди верующих стремилась уверить своих слушателей, что заповеди Христа о крещении всех народов исполнили еще непосредственные ученики сына божьего – апостолы. Один из христианских писателей середины III столетия Ориген даже сложил легенду о том, как именно апостолы сумели охватить своей проповедью все земли. Он написал, что для определения “своих наделов” миссионерской работы 12 апостолов кинули жребий. В результате этого апостолу Петру якобы выпало проповедничество в Риме, Матфею _ в Палестине, Марку – в Египте, Иоанну – в Малой Азии, Фоме – в Парфии. Андрею Первозванному Ориген своей легендой определил жребием Фракию и Скифию. Последующие церковные писатели – Евсевий Кесарийский, Дорофей Тирский, Епифаний Кипрский (IV век), Евхерий Лионский (V век) и другие от своего имени передают легенду о жребии 12 апостолов, дополняя ее своими домыслами. Таким образом, деятельность апостолов Христа расширялась по мере расширения географических знаний богослова-рассказчика. Следует сказать, что география легенды охватывает едва десятую часть территории земли и ее населения. Вот тебе и проповедь “по всему лицу земли” и “среди всех народов”.
Что касается собственно Андрея Первозванного, то в большинстве вариантов легенды о бросании жребия Скифия вообще не упоминается. Григорий Назианзин (IV век) писал, что Андрею жребий выпал на Индию. Ни в одной из древних записей легенды нет ни слова о путешествии какого-нибудь апостола по Северному Причерноморью или по Днепру.
Легенда о “жребиях апостолов” известна на Руси с самого начала появления здесь христианства. О ней упоминает в 1051 году киевский митрополит Иларион в “Слове о законе и благодати”. Она была внесена в состав “Изборника Святослава 1076 года”. Но в них рассказы о жребии 12 апостолов и об Андрее Первозванном совершенно не связываются с крещением Киевской Руси. Так, митрополит Иларион говорит: “Хвалит же и похвалпыми гласы римьская страна Петра и Павла… Асия и Ефес… Иоанна Богослова, Индиа Фому, Египет Марка …Похвалимъ же и мы Владимера…”1. Более того, первый список “Повести временных лет” – так называемый Древнейший свод 1039 года, а также Начальный свод 1095 года и “Чтение о Борисе и Глебе” Нестора прямо заявляют, что на Русь апостолы “не ходили”, что они в наших землях “не быша”.
В 1054 году Восточная и Западная церкви прокляли друг друга. ( Очень по христиански поступили. прим. Святого Сидора.) Единая когда-то христианская церковь разделилась на две враждебные – православную (византийскую, греко-православную) на Востоке и католическую (латинскую, римско-католическую) на Западе. Каждая из них претендовала на роль единственно истинной, а другую обвиняла в отступлении от истины, в разрыве с “телом Христовым”. В условиях взаимной острой идеологической борьбы особенно актуальным стал вопрос истории становления той или иной церкви. Католическая, например, требовала признать себя верховной по той причине, что ее основал верховный апостол Петр, который от самого Христа получил власть “пасти” его церковь.
*********
В новых условиях продолжать, как и ранее, утверждать, что крестителе ч Руси был киевский князь Владимир Святославович, было бы значительным идеологическим и политическим просчетом. Выходило, что христианскую церковь на Руси основал не апостол, не святой, а, напротив, великий грешник. Свое решение крестить Русь Владимир принял тогда, когда сам еще был язычником. В свое время Владимир приказал принести в жертву Перуну двух христи ан – юношу Иоанна и его отца Федора. Он имел плохую славу многоженца и блудника, не остановился даже перед тем, чтобы овла деть монахиней, женой своего брата, держал многочисленный гарем, “ якоже и Соломон”, который имел 700 жен и 300 наложниц. В борьбе за власть убил своих братьев, в том числе и христианина Ярополка…
С принятием христианства сам князь Владимир мало изменил свои образ жизни.
*************
В “Повести временных лет” содержится описание религиозной обстановки конца XI века, которая характерна и для последующих веков: “словом только называемся христианами, а живем, как язычники. …Ведь если кто встретит черноризца, то возвращается, так же поступает и встретив кабана или свинью, – разве это не по-язычески?” !. Славянские сельскохозяйственные и семейно-бытовые обряды магического характера владели умами и сердцами долгие столетия. Не случайно до наших дней дошли древние славянские новогодние святки с ряженьем, колядками и прочей языческой атрибутикой.
Кстати, многие языческие, ставшие народными, обряды и традиции с особой атрибутикой – блинами, ряженьем, скоморохами, катанием на тройках, сожжением чучела “масленицы” и т. д. незаслуженно порой забываются в настоящее время. Уже на новом уровне отрицания отрицания они могут противостоять церковной идеологии, поскольку имеют глубокие аграрно-бытовые истоки, соответствующие самобытной истории нашего народа. Утратив религиозно-мистическое содержание, искусственно вложенное в них язычеством и христианством, многие древние славянские праздники и обряды могут стать яркими атрибутами современных элементов праздников. Ведь не случайно летописец – церковный идеолог вздыхает с огорчением, что трубы и скоморохи, гусли и русалии отвращают людей от бога: “Видим ведь игрища, на которых топчутся, и людей множество на них… А церкви пусты стоят; когда же бывает время молитвы, молящихся мало оказывается в церкви”.
************
Еще в XIII веке слышны жалобы, что “даже попове и книжницы” веруют в Перуна и Хорса. И в XIV веке русов называют дажьбожьими внуками. В 1551 году состоялся церковный собор, на повестке дня которого стояли вопросы борьбы с язычеством. Собор назывался Стоглавом, поскольку на нем был составлен сборник, состоящий из ста глав. Вот как описываются в этом документе народные праздники: “В ночь под праздник рождества Иоанна Предтечи… и в навечерие рождества Христова и крещение в городах и селах мужи и жены, отроки и девицы собираются вместе и со всякими скоморошествами, е гуслями и сатанинскими песнями, с плясками и скаканием ходят по улицам и по водам, предаются различным играм и пьянству, и бывает отроков осквернение и девам растление; а под конец ночи спешат к реке с великим криком, как бесные, и умываются водою, и когда начнут звонить к заутрени, отходят в домы свои и падают, как мертвые, от великого клокотания”. “А о велице дне (на пасхе) оклички (мертвых и духов) на радуницу вьюнец и всякое в них беснование,.. а в великий четверток порану солому палят и кличут мертвых… а в первый понедельник Петрова поста в рощи ходят и в наливки бесовские потехи деяти”.
Церковные деятели, пытаясь очернить богохульные действия своей паствы, тем не менее находятся под ее влиянием.
*****************istorijacerkvi.wordpress.com
Из книги Е. К. Дулуман А. С. Глушак ВВЕДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА
НА РУСИ:
легенды, события, факты