• Авторизация


АЗЛК Москвич 2141 07-12-2009 14:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!


АЗЛК Москвич 2141
Идея создания машины, которая занимала бы в типаже промежуточное положение между "Волгой" и "Жигулями" стояла перед конструкторами завода АЗЛК еще с конца 1960-х - начала 1970-х годов. В то время АЗЛК фактически не имел перспектив по технологическому обновлению производства, однако это не помешало ему начать серьезную работу над преемником заднеприводных 408, 412 и 2140. Один за другим последовали прототипы, в каждом из которых отражались поиски оптимальной концепции будущего автомобиля. Опытный Москвич 3-5-6 был оснащен новой, пятиступенчатой коробкой передач и зависимой пружинной подвеской задних колес.

Хотя тенденция к переднему приводу в ту пору все уверенней прокладывала себе дорогу - на Audi и VW, Renault и FIAT, конструкторы АЗЛК не решались к такому шагу. Опытные образцы С-1 и С3 датированные 1975 годом, все еще имели заднеприводную трансмиссию, но их уже отличал современный кузов типа «хетчбэк» и подвеска типа Мак-Ферсон для передних колес.

Однако, чтобы ускорить создание нового "Москвича", в качестве образца выбрали французский автомобиль Simca-1307/1308, производившийся с 1975 года и победивший в 1976 году в европейском конкурсе "Автомобиль года". На тот период это была достаточно современная машина с передним приводом, поперечно расположенным двигателем и пятидверным кузовом хэтчбек. Ходовой макет нового "Москвича" с 412-м двигателем, названный "Максимка" демонстрировался в октябре 1977 года на стадионе АЗЛК и получил одобрение для разработки. Тогда отличия от Simca состояли в компоновке моторного отсека: продольное расположение двигателя вместо поперечного и, соответственно, совершенно другая конструкция трансмиссии (сцепления, коробки передач и главной передачи). Потом нашли более рациональные решения по агрегатам шасси: передняя подвеска с качающейся свечой и задняя пружинная подвеска на продольных рычагах вместо торсионных подвесок у "Симки", рулевой механизм с верхним расположением рейки, четырнадцатидюймовые колеса. Новые агрегаты трансмиссии и шасси потребовали разработки полностью нового основания кузова. Перечень отличий можно продолжить, но, наверное, проще сказать, что от "Симки" осталось: часть элементов конструкции крыши и профили уплотнителей стекол.

Обратим внимание на то, как формировался облик серийной машины на примерах нескольких прототипов, построенных на разных этапах проектрования.



[показать]
Опытный образец М2141, декабрь 1978 г.




[показать]
Опытный образец, ноябрь 1979 г.



[показать]
Опытный образец, начало 1980-х гг.



[показать]
Серийный образец М2141, 1986 г.



С помощью округлых бамперов, внедренных уже на последнем этапе проектирования, а также сглаженных поверхностей дизайнерам удалось создать достаточно современный кузов. На начало 1987 года (когда с конвейера сошли первые товарные 2141) его аэродинамика была лучшей среди отечественных легковых автомобилей.
[показать]



АЗЛК 2141 отличались вместительным салоном и багажным отделением, эффективным отоплением салона, неплохой управляемостью и главное - хорошей ремонтопригодностью, которая частично покрывала несовершенство применяемых комплектующих. Переднеприводная компоновка с продольным расположением двигателя и дифференциалом, установленным между двигателем и КПП — была заимствована от немецкой модели Audi 100. Эта схема малораспространенная, но она была связана с необходимостью использования двигателей от заднеприводных автомобилей предыдущего поколения, а также более широким выбором возможных силовых агрегатов и, в перспективе, возможностью создания автомобилей с полным приводом.

С 1989 года, когда полностью прекратилось производство прежней модели 2140, АЗЛК выпускал только 2141. На него возлагались большие надежды, планировалось наладить его экспорт. Для внешнего рынка автомобиль получил торговое наименование Aleko - производное от словосочетания "Автомобильный завод имени ЛЕнинского КОмсомола".
[показать]



Однако для завода оставался открытым вопрос с двигателем. С момента начала производства машина оснащалась как мотором УЗАМ-331.10 (модернизированным двигателем Москвич 412), так и мотором ВАЗ 2106-70, а в начале 1990-х годов небольшую партию экспортных автомобилей укомплектовали дизелями марки Ford. Что касается моторов УЗАМ и ВАЗ, то это была временная мера, поскольку под модель 2141 завод разработал оригинальное семейство двигателей "21414" (бензиновый) и "21413" (дизельный).
[показать]

Опытные силовые агрегаты, разрабатывавшиеся непосредственно для модели 2141:

бензиновый "21414" (слева) и дизельный "21413" (справа)



Эти моторы были разработаны в рамках конкурса, организованного Минавтопромом СССР. В проектировании принимали участие специалисты ВАЗа и АЗЛК. Уже весной 1987 года технический совет министерства рассмотрел результаты работ, отметив, что представленные на конкурс базовые модели двигателей по своим экономическим и энергетическим показателям соответствуют требованиям технического задания. Совет обратил внимание на более глубокую технологическую проработку предложений специалистов Волжского Автозавода, которые перенесли на опытный образец часть инженерных решений с серийно выпускаемых двигателей ВАЗа. В то же время конструукция АЗЛК выделялась меньшими массой и количеством деталей, а также большими возможностями для дальнейшего совершенствования рабочего процесса и обеднения топливно-воздушной массы. Это иллюстрировало большой потенциал улучшения экономичности.

В конце 1980-х годов АЗЛК уже начал строительство нового моторного корпуса для изготовления двигателей, а для доводки нового семейства заводом было заключено соглашение с английской исследовательской фирмой "Ricardo".

Ввиду экономического кризиса начала 1990-х собственный моторный цех так и не был достроен, а оборудование разукомплектовано, а затем утрачено. По этой причине 2141 так и не обзавелся по-настоящему адекватным современным двигателем, отсутствие которого снизило имидж модели. Более того, с годами падало качество сборки и окраски. Тем не менее, по совокупности потребительских характеристик Москвич-2141 в наибольшей степени отвечал понятию «семейный автомобиль», превосходя более тесные малолитражные модели ВАЗа, за что и заслужил неплохое доверие автомобилистов.

В 1997-м году модель "2141" претерпела небольшие изменения и стала выпускаться под именем "Святогор"



Статья составлена по материалам:

1. книги "Автомобили России". Том 3, авт. Лев Шугуров.

2. сайта http://alekohistory.narod.ru/

3. статьи "Что за мотор?", журнал За Рулем, 3-1988.



АЗЛК 2141 "Москвич" '1986–97
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник АЗЛК Москвич 2141 | extravert17 - Дневник extravert17 | Лента друзей extravert17 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»