• Авторизация


Жизнь напоказ 25-03-2010 18:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Я всё еще в Москве. Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами еще одним случаем, произошедшим несколько дней назад. Возможно, кому-то из вас это будет интересно.

[350x256]

Мама, я – хороший!

...Его привез прямо из школы водитель. Мама на прием опоздала, поскольку она – дама занятая, озабоченная собственной успешностью, реализацией, карьерой. Одним словом – "деловая колбаска".

Мы начали разговор с Денисом еще до приезда мамы. Мальчик смышленый, улыбчивый, он изо всех сил старался мне понравиться. Рассказал о том, как закончил четверть, как ему удалось исправить несколько оценок, чтобы результаты были лучше. 

– Я, конечно, очень ленивый, поэтому всегда ничего не делаю и спохватываюсь только в конце. Но у меня нет троек... – он опасливо покосился на меня.

– Почему ты считаешь себя ленивым? – спросила я.

– Ну... Я всё время что-то забываю. Например, уроки делать вовремя.

– А что ты делаешь вместо уроков?

– Ну... Я часами могу сидеть над уроками и ничего не делать. А еще в игры играю – на компьютере или на приставке.

–  Хорошо тебе это удается?

– Да! – с жаром ответил он и начал в подробностях рассказывать о своих игровых победах.

Когда в комнату вошла мама, он бросился к ней, по дороге крича:

– Мамочка, я исправил оценку по истории!

– Ну-ка сядь сейчас же! – резко оборвала она его. – Ты спросил разрешения встать?

– М-м-можно встать? – спросил он затравленно и посмотрел на меня.
[316x450]

"Деловая колбаска"

Преодолевая неловкость, я ответила утвердительно. Перебивая себя и глотая слова, он стал сбивчиво рассказывать о своих школьных успехах. Но закончить всё равно не успел. Бросалось в глаза то, что мама даже не обняла сына, не улыбнулась, не прикоснулась к нему.

– Плохо, очень плохо... Мне стыдно, что мой сын должен исправлять то, что сначала сделал отвратительно! – ее слова звучали, как удары плети. Дениска весь сжался под тяжестью этих ударов...

Спустя некоторое время я предложила Денису пройти в соседнюю комнату и поиграть там в игровую приставку. Он ушел, но через некоторое время позвал меня – что-то у него не складывалось. Подойдя, чтобы узнать, в чем дело, я слегка приобняла его за плечи. В спонтанном порыве мальчонка прильнул ко мне, но в следующее же мгновение отпрянул, напряженно глядя на дверь, за которой сидела мама.

– С тех пор, как появилась младшая сестра – четыре с половиной года назад – Денис начал поправляться. Не помогают ни специальные диеты, ни занятия спортом, ни средства для похудания, – рассказывала мама. – Собственно, это и вынудило нас обратиться к вам. Знакомая вас очень расхваливала – вы смогли помочь ей похудеть. Может, и нам поможете?

Я смотрела на нее и размышляла над тем, как сказать этой женщине, что лишний вес ее сына находится между ее ушей. Она являла собой образец правильности и непогрешимости – ей уудавалось зарабатывать деньги и растить двоих детей, держать на себе дом и терпеть нерадивого мужа, помогать всем родственникам и друзьям, и заниматься строительством. В настоящий момент она строила котедж на берегу Черного моря. Правда дети, да и вообще домашние, сильно мешали ей реализовывать себя "на полную катушку"...

Когда я спросила, зачем ей, имея загородный дом и дачу на Волге, тратить время на черноморский котедж, отрывая его от детей, возмущению ее не было предела. А развитие? А перспективы?! А творческая самореализация??? Вопрос – что важнее – собственный сын или еще один котедж – перед ней не вставал...

Жизнь – это любовь!

Когда мы появляемся на свет, мы полностью зависим от родителей. От того, любят ли родители ребенка порой зависит его физическое выживание. Поэтому "страх страхов", как писала Виилма, это страх, что тебя не будут любить. И каждый из нас, если в детстве ему не посчастливилось изведать родительской безусловной любви, привыкает изо всех сил доказывать другим, что он – хороший, что его можно любить. Тем же самым занималась и эта несчастная женщина.

А что это значит – постоянно доказывать, что ты – хороший?


"Хороший" и "плохой" – категории оценочные. Как можно оценить "хорошесть" того или иного человека? Только сравнив его с "плохим". И вот уже появился "перевертыш" – чтобы мы чувствовали себя "хорошими", рядом с нами должны быть "плохие". И зачастую этиими "плохими" оказываются наши самые близкие, самые любимые люди. И в праведной борьбе доказывания собственной "хорошести" мы всё больше ухудшаем наши отношения с близкими. Вплоть до полного взаимонепонимания.

Кроме того, мало кто задумывается, что наш организм работает сообразно нашему мышлению. Здесь мы уже обсуждали реакцию организма на мысль о лимоне. Дети – зеркало семьи, но чаще всего люди связывают это с оценкой родителей, как воспитателей. Мало кто задумывается над тем, что происходит с ребенком, который чувствует, что самые близкие, родные и значимые для него люди – мама, папа, бабушка, дедушка – не любят его таким, какой он есть.
[300x451]

Он уверяется в том, что он – плохой. И надо быть другим. Чувство вины и потребность защитить самого себя, не показать, какой ты на самом деле, приводит к различным, в том числе и соматическим (телесным) нарушениям. С годами наши дети, как когда-то мы сами, приучают себя подавлять собственные потребности, чувства, эмоции. Набирая себе в актив всё больше плюсов, мы словно говорим окружающим: "Посмотрите, какой я хороший, умный, воспитанный! Я и то могу, и это умею, и так делаю! Любите же меня!!!" Но просходт всё с точностью до наоборот.

Наши блзкие и любимые всё больше чувствуют собственную никчемность и "плохость", отношения начинают "трещать по швам", вокруг нас образуется всё больше и больше виноватых, которых мы с горечью обличаем. Тело обладает некоторым запасом прочности, поэтому какое-то время держится. Но рано или поздно и оно начинает давать сбои... Мало, кто понимает, что такая жизнь не есть ни развитие, ни творческиа реализация, поскольку мы проживаем не свою собственную, а чью-то чужую жизнь – жизнь напоказ.

Героиня сегодняшнего рассказа уходила от меня рассерженная – я не сумела по достоинству оценить ее заслуги. Задержавшись на пороге, она произнесла:

– Ну, дочку к вам вести тем более бессмысленно – у нее гиперактивность. Это, говорят, ведет к задержке развития. Ей, наверное, нужен психиатр. Вы не знаете какого-нибудь дорогого, модного психиатра?

Она ушла, а я еще долго думала о том, как много родителей даже не подозревают, что дети страдают из-за их родительской гордыни. Ведь также, как в этом случае, многие готовы рассуждать о том, что хорошо, что плохо, что правильно, что неправильно, что полезно, что вредно. И еще – кабы люди чего не подумали! Но мало кому приходит в голову задуматься над тем, что я на самом деле чувствую? В чем действительно нуждаюсь? Зачем стремлюсь к той или иной цели? Что чувствует мой ребенок? Что заставляет его быть слабым, неуспешным, больным или наоборот – гиперактивным, агрессивным, неуправляемым?...

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (28):
_PaN_TeRa_ 25-03-2010-19:03 удалить
Как не прискорбно, но большинство детей не получают нужно им любви. Хотя бы потому, что рождаются нежеланными, у матерей нет на них времени, их скидывают в садики, бабушкам, нянькам. Если бы женщины рожали только желанных детей, и перед этим ответственным шагом еще и начинали углубляться в основы детской психологии, то все было бы в порядке.
Olga_Tumanova 25-03-2010-19:23 удалить
Ответ на комментарий _PaN_TeRa_ # Да, Мария, вы совершенно правы. :) Если бы сами мамы, равно как и папы, были любимы и желанны, они умели бы передать это своим детям. Но большинству из нас не повезло... Однако, в любом возрасте можно изменить свое отношение к себе и к близким. И помочь как себе, так и своим детям.
Сирициус 25-03-2010-19:37 удалить
Как всегда, буду ещё перечитывать и раздумывать. А про гиперактивность подробнее есть у Вас? Я оказалась совершенно не готовой, встретившись с этим.
Olga_Tumanova 25-03-2010-19:46 удалить
Ответ на комментарий Сирициус # Мы можем пооворить и о гиперактивности. Что именно вас беспокоит? Если обобщить — любые отклонения в здоровье или развитии ребенка — это в первую очередь неполадки в отношениях между близкими людьми — мамой и папой, мамой и бабушкой, папой и дедушкой, и так далее. Эти отношения для малыша первостепенны. А на втором месте — неполадки в отношении самых близких и любимых непосредственно к нему. Если вам важно разобрать личную ситуацию, я могу дать вам свой электронный адрес. :)
Сирициус 25-03-2010-19:50 удалить
Ответ на комментарий Olga_Tumanova # Вроде, нет неполадок. Отношения ровные. Папы, правда нет. Но мы об этом не говорим.
Olga_Tumanova 25-03-2010-20:01 удалить
Ответ на комментарий Сирициус # Почему-то многие считают, что дети ничего не чувствуют и не понимают. Это совсем не так. И отношение папы к папе, мамы к маме — это не то, как они общаются напоказ. Это то, как они относятся к материнству или отцовству. Как они относятся друг к другу. Если мама в обиде на папу, ребенок принимает это на свой счет. Даже, если никогда папу не видел. А то, что никто ему об этом не говорит, убеждает его, что это он виноват. Нервозность от этого только возрастает.
Сирициус 25-03-2010-20:27 удалить
Ответ на комментарий Olga_Tumanova # Он пока про папу вопросов не задаёт. И слово это в доме не произносится, чтобы не запутаться в объяснениях. Нервозности во внуке особой не замечала. Но, что-то всё же, наверное, не так.
26-03-2010-02:09 удалить
Привет, приглашаю тебя в новое игровое приложение на ЛиРу: [показать] [показать]
Olga_Tumanova 26-03-2010-10:04 удалить
Ответ на комментарий Сирициус # Свои первые стрессы ребенок получает в период внутриутробного развития. Как это могло бы быть, если бы он ничего не понимал и не осознавал? Почему вы боитесь рассказать ему всё как есть?
Сирициус 26-03-2010-10:15 удалить
Ответ на комментарий Olga_Tumanova # Почему Вы решили, что я (мы) боимся? Если и боимся, то интуитивно чувствуем, что ничего толкового не получится сейчас. Всему своё время. Ребёнка чувствовать надо, не так ли? Мне кажется, что он не готов к восприятию, а мы не готовы к объяснению. НЕ БОИМСЯ, а не сумеем сделать правильно. Ещё предстоит разобраться, что делается в душе этого маленького Человека. Это было очень трудно сделать без обратной связи. У нас сейчас десятки открытий в день. Так ли надо пороть горячку: схватить нашего гиперактивного и увлеченно куда-то мчащегося малыша, посадить и долго (по его меркам) объяснять то, что и взрослому осознать не просто? А Вы уверены, что ему до зарезу надо про смерть знать именно сейчас? Тогда расскажите, что может с ним произойти после такого знания, чтобы мы были уверены, что не натворим бед, не нанесём травму.
Olga_Tumanova 26-03-2010-10:30 удалить
Ответ на комментарий Сирициус # Трудно рассказать в коротком комментарии то, о чем вы просите. У искренности и доверительности нет "правильно" и "неправильно". Вы ведь сами убегаете от болезненных тем. Не нужно никого "хватать", но прежде, чем научиться "чувствовать" ребенка, надо научиться чувствовать себя. Не бывает гиперактивности без причины. Как и любого иного отклонения.
Сирициус 26-03-2010-10:38 удалить
Ответ на комментарий Olga_Tumanova # Я тоже подозреваю, что не без причины. Убегаю от болезненных тем. Наверное. Я годам к 30-ти обнаружила, что говорить о себе не хочу, не могу, слишком болезненно и бессмысленно. Сейчас, когда приходится о чём-то говорить трачу столько сил, что мне от этого только хуже.
Olga_Tumanova 27-03-2010-17:32 удалить
Ответ на комментарий Сирициус # Всё равно начинать надо с себя и разбираться прежде всего с собой. Если этого не сделать, всё остальное теряет смысл.
Сирициус 27-03-2010-21:32 удалить
Ответ на комментарий Сирициус # Надо? Надо! Надо?
Olga_Tumanova 28-03-2010-01:31 удалить
Ответ на комментарий Сирициус # Кому не надо, тот не парится и не озадачивается такими вопросами :)
Галина_В 01-04-2010-22:43 удалить
Спасибо за затронутую тему!Сколько нас и скольких мы испортили сравниваниями и попрёками.Жаль,что когда я растила дочь не знала этого, наломала дров.Жаль,что не поправить.Ей 20 уже.Может кто научится.Вы очень полезное дело начали,открыв свой блог.Успехов Вам ,терпения и здоровья,конечно!
Olga_Tumanova 08-04-2010-02:08 удалить
Ответ на комментарий Галина_В # Я сама наломала столько дров, что никому мало не покажется... Наверное, достаточно только одного такого факта – один из моих сыновей несколько лет был наркоманом. Я не знаю, и не могу знать, какими усилиями ему удалось уйти от героина. Но остался гепатит "С" – так называемый "ласковый убийца", когда до последней стадии человек ничего не чувствует... А когда начинает чувствовать, уже... обычно поздно... Я надеюсь, верю и молюсь, что это – не про нас...
Сирициус 09-04-2010-10:04 удалить
птица-Т, не поправить, если нет человека. Совсем так плохо?
Галина_В 09-04-2010-15:40 удалить
Слава Богу совсем неплохо.Хороший человек вырос.Просто с гиперответственностью,с чувством вины.Переживательный и ранимый. Наверное,мы передавили.Вот что я бы поправила.И побольше безусловной любви.Без сравнений,без оглядки на чужое мнение,без зависимости от настроения взрослых.Я имела ввиду методы.Побольше бы знаний тогда и терпения...
Галина_В 09-04-2010-15:46 удалить
Ответ на комментарий Olga_Tumanova # Страшно.Но,молитва матери,говорят,обладает большой силой.И её любовь.
Сирициус 09-04-2010-17:30 удалить
Ответ на комментарий Галина_В # Ну, ладно. А то напугала. Я не знала с какой стороны и вопрос спросить. Согласна, так обидно, когда понимаешь свои прошлые ошибки и не вернуться, чтобы исправить. Там, в прошлом, исправить нельзя, а в настоящем руки опускать рано. Я, сколько живу, столько и буду учиться и искать пути исправления своих ошибок.
Сирициус 09-04-2010-19:13 удалить
Ответ на комментарий Галина_В #
Olga_Tumanova 09-04-2010-22:46 удалить
Ответ на комментарий Галина_В # Ой-ой... Гиперответственность – опасная штука. Локус контроля переносится изнутри вовне и человек пытается отвечать за то, на что он просто не имеет влияния. Поэтому часто возникают неврозы, которые в дальнейшем, если не заниматься этой проблемой, могут приводить к другим неприятным последствиям...
Сирициус 09-04-2010-23:48 удалить
Ответ на комментарий Olga_Tumanova # Чувство вины...Если долго, то ведь и загнобить может человека? Так, Ольга?
Olga_Tumanova 10-04-2010-00:36 удалить
Ответ на комментарий Сирициус # Точно так. А вот об ушедших... Как знать, может, наши молитвы им помогают? Может, иногда получается исправить что-то даже тогда, когда человек уже ушел? Скорее всего, ответы на эти вопросы мы узнаем, когда сами окажемся там...
Сирициус 10-04-2010-08:20 удалить
Ответ на комментарий Olga_Tumanova # Я недавно что-то краем уха об этом слышала. Вот и в церкви "за упокой" служат.
Olga_Tumanova 10-04-2010-20:13 удалить
Ответ на комментарий Сирициус # Да. И на востоке над умершими читают "Книгу мертвых", чтобы помочь им сориентироваться в потустороннем мире. :)


Комментарии (28): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Жизнь напоказ | Olga_Tumanova - Дневник Ольги Тумановой | Лента друзей Olga_Tumanova / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»