
Для начала открою тайну: я не верю политикам. Никаким, никогда и ни в чем. Когда политик, что-то говорит, я думаю не о том, ЧТО он говорит, а о том, ЗАЧЕМ он это говорит и какую выгоду собирается для себя извлечь. Когда политик что-то обещает, я думаю о том, когда он свое обещание нарушит, и какие объяснения при этом приведет.
Действующий премьер-министр Израиля исключением не является, и это, мягко говоря. Очень, по-весеннему, мягко. Биньямин Нетаниягу такой же политик, как и все. Выводы делайте сами.
Это длинное и предельно банальное вступление было необходимо именно потому, что неделю назад Биньямин Нетаниягу бросил на нашу общественную кухню мину замедленного действия. Когда она взорвется – а взрыв ее неизбежен – мы обнаружим, что живем уже совсем в иной стране, чем до. Я говорю о решение (нет, не будем торопиться - о намерении, нет, будем еще осторожнее - о декларации) премьер-министра, согласно которой он планирует провести Основной закон о государстве Израиль, как государстве еврейского народа.
За 66 лет существования этой страны не было принято ни одного законодательного акта, регулирующего ее статус, как государства еврейского народа.В целом, эта декларация Нетаниягу прошла почти без резонанса. Во-первых, мало кто верит в реализацию этого проекта, а во-вторых, еще меньшее число людей понимает его значение. А значение это сравнимо по масштабам с Декларацией независимости государства Израиль.
Некое отражение этого есть в Законе о возвращении, однако нигде и никогда не было записано, что это государство еврейского народа, и нигде не сказано, что же это по сути своей означает.
То ли отцы-основатели, подобно их сегодняшним наследникам с левого края израильской политики, считали, что акцентировать свое еврейство неприлично, то ли полагали, что нет необходимости подчеркивать само собой разумеющееся, однако факт остается фактом – еврейский характер государства Израиль остается штукой добровольно-эмпирической.
Сегодня наш гимн "А-Тиква", а завтра, как уже предлагают многие, его можно подрихтовать, чтобы было больше общечеловеческого и меньше еврейского. Сегодня флаг "маген-давид", а завтра можно к нему еще что-нибудь пририсовать…ну скажем, полумесяц. Сегодня государство Израиль – еврейское и демократическое, а завтра…стоп, зачем же ждать завтрашнего дня.
Лидер партии МЕРЕЦ Заава Гальон заявила в интервью NEWSru.co.il, что по ее мнению и мнению ее партии, Израиль – это вовсе не еврейское государство, а государство еврейского народа и всех остальных граждан.
Семантика? Отнюдь. Подход левого Израиля рассматривает эту страну, как федерацию общин, имеющих равные права на национальную самореализацию. И тут начинается самый глубокий, кардинальный и не поддающийся компромиссному решению общественный диспут в Израиле.
Потому что государство может быть либо еврейским и демократическим, то есть предоставляющим индивидуальные права всем гражданам, но сохраняющим национально-коллективные права исключительно за еврейской общиной; либо демократическим и еврейским, то есть реализующим демократический режим и предоставляющий евреям право на национальное самовыражение. Разница из существенных.
Существование государства Израиль, как государства еврейского народа давно перестало быть консенсусом. И меньше всего в этот постулат верят те, кто сегодня изо всех сил возражают против проведения закона. Они путаются в доводах и мечутся от "зачем узаконивать само собой разумеющееся" до "этот закон превратит Израиль в совсем иное".
Вы правы, господа, этот закон превратит Израиль в совсем иное. Он впервые утвердит на конституционном уровне тот факт, что у евреев есть право на клочок земли.
Исключительное или, как сегодня говорят, эксклюзивное, право. Этот закон впервые утвердит, что смысл существования этой страны не состоит в реализации демократического режима, а в предоставлении еврейскому народу – и только ему! – права на национальное самоопределение.
Этот закон не имеет ничего общего с религиозной составляющей, ибо вообще рассматривает термин "еврей", как национальность, а не как религию. Поэтому унылые завывания о том, что утверждение данного закона повысит уровень религиозного диктата – есть ложь, причем сознательная. Противникам законопроекта мешает национальная, а не религиозная часть. Именно она пугает, именно она мешает, именно против нее восстают. Ассимилянты, в лучшем случае, еврейского в израильское, почувствовали реальную угрозу. И каждое лыко в строку. А что идет лучше, чем запугивание религиозным диктатом, не имеющим к данному законопроекту никакого отношения.
Не каждый закон, тем более, когда речь идет о Конституционном акте – Основном законе, содержит ярко выраженные практические составляющие. Декларативная форма закона бывает не менее, а более важна, и не зря противники закона высказываются столь резко. Они понимают, что, несмотря на, по большей части, декларативность этого закона, речь идет о законодательном акте, имеющем значение, которое невозможно переоценить. И именно поэтому, возможно похвальное, намерение премьер-министра добиваться утверждения этого закона, насколько это возможно консенсусом, обречено на провал.
Можно обманывать себя сколь угодно долго, но консенсуса по этому вопросу в Израиле нет, не будет, да и не может быть. И этот законопроект должен стать не еще одной филькиной грамотой, а отражением политической и общественной воли большинства. Также как серия Основных законов, принятых в 90-х годах, были далеки от того, чтобы приводить в восторг всех. Однако большинство (другое большинство) использовало момент для того, чтобы отразить свою волю в Основных законах. Сейчас наступило время нынешнего большинства проявлять свою волю.
Очевидно, что у утверждения этого закона будут и внешнеполитические последствия, в частности, касающиеся переговоров с палестинцами, когда эти переговоры выйдут из коматозного состояния, в котором сегодня пребывают. Но главная идея и главный смысл этого закона касается взаимоотношений внутри Израиля. Он касается всего нашего общества, и если хотите, является предметом нашей национальной судьбы. В 2014 году Израилю исполнилось 66 лет. По меркам государства – возраст подростковый, и как любой подросток наш Израиль оказался перед необходимостью формировать стрежень, выкристаллизовывать главную сущностную характеристику своей личности.
Сколько бы мы себе не лгали, она не может быть в равной степени и…и… Что-то будет доминантным, что-то второстепенным. И от того, что возьмет верх, зависит очень многое в будущей этой страны. Зависит почти все.
Беда в том, я не верю политикам. И не верю в то, что Биньямин Нетаниягу всерьез намерен добиваться утверждения законопроекта. Меньше всего на свете наш глава правительства любит ссориться с кем бы то ни было, а без ссор, или вернее сказать, без глубоко прояснения сути, этот закон не утвердить.
В сегодняшней коалиции законопроект о государстве еврейского народа поддерживает лишь партия "Байт Иегуди". Ждать поддержки со стороны оппозиции не приходится. Таким образом, либо Нетаниягу придется менять коалицию, что сомнительно, либо закон будет похоронен в комиссиях, дискуссиях и прениях.
Но рано или поздно он будет утвержден. И тогда на Земле Израиля появится государство еврейского народа.