• Авторизация


Коллекция старинных русских икон..Продолжение 29-01-2010 18:47 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Очень редкий альбом, точнее – каталог выставки частной коллекции икон [589x699]Рождество Христово (в серебряном окладе)

17 век. Нижний Новгород

Дерево, левкас, серебро, темпера, басма. 37,5х32 см.


Композиция многосюжетная. Вверху изображение возлежащей на красном ложе Богоматери, возле которой спеленутый Младенец и поклоняющиеся ангелы. Конные волхвы приближаются к месту Рождества (слева) и удаляются от него (справа). Ниже - поклонение пастухов Младенцу; ангел, являющийся во сне Иосифу; Бегство в Египет; царь Ирод, приказывающий найти Младенца; святая Елизавета с младенцем Иоанном, скрывающаяся в горе; Избиение младенцев; Убиение пророка Захарии. Горки цвета охры с белыми лещадками. У центральной фигуры Богоматери серебряный венчик, на верхнем поле накладка с надписью: Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Памятник иконописи XVII века, имеющий художественное и музейное значение.


[585x699]Воздвижение креста, со святыми на полях

17 век. Москва

Дерево, левкас, темпера. 31х26,5 см.

В центре, на фоне храма, на амвоне стоит патриарх Макарий с воздетым над головою крестом, по сторонам от него - диаконы. С обеих сторон -предстоящие царь Константин и мать его царица Елена. Внизу - два хора певцов. На полях: Алексей человек Божий и Мария Египетская, апостол Петр и мученик Георгий. Икона является памятником живописи XVII в., имеющим музейное значение





[607x699]Святые Никола Чудотворец и Евфимий Новгородский

17 век. Новгород

Дерево, левкас, темпера. 31,6х27,1 см.

Святые в рост, в полоборота друг к другу, в молении образу Богоматери Знамение, представленному в сегменте неба. Они облачены в фелони из тканей с вписанными в круги крестами; омофоры белые. В руках каждого Евангелие. Св. Николай с непокрытой головой, св. Евфимий в белом округлом клобуке. Икона является памятником живописи XVII в., вероятно, новгородской. Имеет художественное значение, представляет музейный интерес





[596x699]Троица Новозаветная

17 век. Центральная Россия

Дерево, левкас, темпера. 28х24 см.

За столом с белой столешницей и орнаментированной боковиной сидят три благословляющих трапезу ангела с мерилами в руках. На столе три чаши, средняя из которых круглая, а боковые четырехгранные. Средний ангел в багряном хитоне и темном гиматии, за ним дуб Мамврийский. Ангел справа - в красном хитоне и темном гиматии, за ним гора красноватого цвета с зеленовато-желтыми лещадками, очерченными белильными разделками. Ангел слева - в темном хитоне и красном гиматии; за ним - палаты. Икона является памятником древнерусской живописи начала XVII в


[565x699]Явление Богоматери Сергию Радонежскому, в окладе

17 век. Мастерские Троице-Сергиева монастыря

Дерево, левкас, темпера. 30х25,5 см.



Слева на фоне архитектуры - стоящая Богоматерь, с посохом, за нею - апостолы Петр и Иоанн. Справа на фоне архитектуры - предстоящий ей преподобный Сергий, за ним - преподобный Никон. Вверху в темно-зеленой небесной сфере - изображенная монохромно Троица Ветхозаветная. На окладе имеется клеймо с датой -1875 год. Памятник является характерным произведением мастерских Троице-Сергиева монастыря, писавших иконы "Сергиева видения" для продажи паломникам.





[615x699]Святой великомученик Никита на престоле, со святыми на полях

17 век. Центральная Россия

Дерево, левкас, темпера. 32х28 см.



Подобное изображение святого Никиты является редким. В качестве отдаленной аналогии можно привести изображение Димитрия Солунского на иконе начала XIII в. из собрания Государственной Третьяковской галереи, где святой показан сидящим на престоле с мечом и ножнами в руках. Памятник древнерусской живописи XVII в., представляющий иконографический интерес и имеющий художественное значение





[607x699]Успение Богоматери (врезок)

17 век. Поволжье

Дерево, левкас, темпера. 32,7х26.7 см.



Успение Богоматери представлено со сценой отсечения архангелом рук иудею Авфонию. Христос, держащий спеленатую душу Пресвятой Девы, окружен сферой с предстоящими архангелами, с херувимами и огненным серафимом вверху. Его благословляющая десница опущена над Богородицей. Подобная деталь появляется в русской иконописи во второй половине XVII в. За сферой - красная стена города. Над нею -возносящаяся Богоматерь, на престоле, в мандорле, поддерживаемой двумя ангелами. Христу и возлежащей Богоматери предстоят апостолы, святители и жены иерусалимские. Икона является произведением русской живописи XVII в., с поновлениями XIX в. Представляет художественную и историко-культурную ценность





[588x699]Чудо святого Георгия о змие, с Параскевой пятницей и Николой Чудотворцем на полях

17 век. Русский Север

Дерево, левкас, темпера. 29,3х24,6 см.



Любимый народом сюжет Чуда Георгия о змие в иконе сопровождается изображениями также наиболее почитаемых Параскевы Пятницы и Николы чудотворца. Иконографической особенностью произведения является то, что при наличии венца над головой Георгия отсутствует изображение ангела, несущего этот венец. Нимб Георгия не был изображен; иконописец лишь наметил его левый край контуром плаща святого. Георгий держит копье в левой руке, повод - в правой. Традиционный сюжет трактован в духе народного искусства. При упрощенной передаче формы и скупой палитре иконописец работает смело и решительно, с хорошим чувством ритма основных красочных пятен. Манера письма иконы, ее краски и композиция находят аналогии в ряде памятников иконописи Карелии второй половины XVII в. Икона представляет художественную, историко-культурную и музейную ценность


[505x698]София Премудрость Божия

17 век. Карелия (Обонежье)

Дерево, левкас, темпера. 110,5х79 см.



Подобные изображения Софии Премудрости были популярны в русской иконописи XVI-XVII веков. Необычной деталью памятника являются красные ткани одеяний ангелов, которые образуют как бы пяты небесной арки. По-видимому, это результат декоративной интерпретации изображения небосвода в виде свитка, у которого видна "оборотная" сторона. Колорит иконы позволяет связывать ее с иконописью Карелии. На ее нижнем поле имеется надпись, сообщающая о том, что она была вложена в церковь на Яндомозере крестьянами того же села Яндомозеро. Это село находится на Онежском полуострове, к северу от Кижского погоста. Существующая деревянная яндомозерская Варваринская церковь была построена в 1650 г. До нее там имелась часовня, упомянутая в писцовой книге 1563 г. Данная надпись является ценным источником, вносящим уточнения в историю яндомозерской Варваринской церкви, сама же икона - важным источником для изучения живописи Карелии. Как редкий памятник с исторической надписью, имеющий точную локализацию, икона представляет несомненную художественную, историко-культурную и музейную ценность.


[559x699]Богоматерь Умиление

17 век. Москва

Дерево, левкас, темпера. 33,3х26,5 см.



Произведение принадлежит к иконографическому типу Умиления. Икона довольно близка к "Умилению Ярославскому", но с рядом отличий, наиболее радикальное из которых - движение левой ручки младенца, лежащей на плече Марии. Эта деталь делает произведение редким по иконографии. Памятник представляет безусловную художественную, историко-культурную и музейную ценность


[613x699]Сошествие во Ад (в серебряном окладе)

17 век. Поволжье

Дерево, левкас, темпера, серебро, басма. 32,8х28 см.



Христос представлен в остроконечной мандорле синего и голубого цветов. Слева от Него встающие из гроба Адам и Ева, а также группа ветхозаветных персонажей, среди которых узнаваем Моисей. Справа - ветхозаветные пророки Соломон, Давид, Иоанн Предтеча, Даниил. Изображены также адская пасть, пещера с вратами и круглый красный камень. Памятник живописи начала XVII в. Представляет художественную ценность, имеет музейное значение. Иконография традиционная. Живопись тонкая, мягкая, с обильным золотопробельным письмом. Памятник живописи XVII в., представляющий художественную и музейную ценность


[606x699]Зачатие святой Анны

17 век. Центральная Россия

Дерево, левкас, темпера. 1,1х27,3 см.



Иконография "Зачатия св. Анны" в том варианте, который представлен данным произведением, становится популярной с конца XVI в. и получает наибольшую распространенность в первой половине - середине XVII в. Это основная группа обнимающихся Иоакима и Анны, фоном которой служат здания Иерусалима, и две сцены Благовестия, с фигурами меньшего масштаба, вверху слева - Благовестив Иоакиму, справа - Благовестив Анне. Судя по формам сильно пробеленных горок и по исполненной разбелом основного тона обильной орнаментации архитектуры, напоминающей филенчатую структуру, наиболее вероятно, что икона была написана во второй четверти XVII в. Раскрытие живописи из-под поздних наслоений позволит полнее выявить художественные достоинства оригинала и уточнить датировку и атрибуцию иконы. Но и в своем настоящем виде она представляет художественную, историко-культурную и музейную ценность.



[610x699]Богоматерь Владимирская

17 век. Москва е

Дерево, левкас, темпера. 31х26,5 см.




[607x699]

17 век. Поволжье

Дерево, левкас, темпера, чеканка, золочение. 31,3х27,7 см.


[595x699]Иоанн Богослов в молчании, с житием в 12 клеймах

18 век. Онежские иконописцы Богдановы-Карбатовские

Дерево, левкас, темпера. 122х105 см.



Иконы Иоанна Богослова в житии являются редкостью. Еще более редки такие житийные иконы этого святого, в среднике которых он изображается "в молчании" - с перстами, касающимися сомкнутых губ и с вдохновляющим его софийным ангелом (олицетворением Премудрости). Икона является произведением иконописцев Ивана Иванова Богданова (1716-1801 гг.) и Ивана Алексеева Богданова (1762-1835 гг.), крестьян-иконописцев из деревни Карбатово Чекуевской волости Онежского уезда. Иван Иванов Богданов был ведущим мастером среди иконописцев XVIII в., работавших в Каргополье. Он возглавлял артель, создававшую иконостасы и расписывавшую "небеса" деревянных церквей. Артель была лучшей в Каргополье и Поонежье и исполняла все важнейшие художественные работы в этом регионе. Иван Алексеев Богданов был учеником Ивана Иванова и мастером данной артели. Известны произведения, подписанные ими совместно. Наличие подписи с их именами и точной датой, при высоком качестве исполнения и хорошей сохранности иконы, делает ее выдающимся памятником иконописи русского Севера второй половины XVIII в. Икона является очень значительной художественной, исторической и музейной ценностью

Продолжение следует.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
31-01-2010-17:27 удалить
Иконы конечно бесценны, а для человека верующего это вообще благоговение и поклонение. Это всё конечно скопирую в своё хранилище. Что сказать? СПАСИБО!


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Коллекция старинных русских икон..Продолжение | bolivar777 - Дневник bolivar777 | Лента друзей bolivar777 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»