[200x223]Йодль, йодлер (нем. Jodel, Jodler, от баварск. «yodeln» - звукоподражательное название - петь «с переливами», на тирольский лад) - жанр народных песен у альпийских горцев (Австрия, Швейцария, Южная Бавария), с рефреном в форме вокализа (йодль часто служит припевом к народной песне).
Британцы, шутя, называют йодль «криком альпийского козьего пастуха, который прищемил руку амбарной дверью». Тем не менее, эта особая вокальная техника пения без слов, с характерным быстрым переключением голосовых регистров, то есть с чередованием грудных и фальцетных звуков, популярна во многих культурах, у разных народов по всему миру.
Человеческий голос принято делить на два различных вокальных «регистра», называемых грудным и головным голосами, которые отличаются между собой способом произведения звука. Большинство людей может петь в пределах определенного диапазона относительно низких частот грудного голоса и относительно высоких частот головного регистра. Разница между этими двумя диапазонами заметна, особенно у неопытных певцов. Хороший же певец, обладающий натренированными связками и умеющий в достаточной мере контролировать свой голос, может легко переходить из головного регистра в грудной и обратно.
[280x210] Йодлинг - это одно из наиболее развитых и сложных применений такой техники, поскольку певец переходит между регистрами голоса несколько раз за одну ноту и на большой громкости. Путем повторяющегося перехода между двумя регистрами и достигается этот характерный эффект.
Как правило, альпийские певцы выпевают в этой своеобразной манере звукосочетания вроде «Hodaro», «Iohodraeho», «Holadaittijo» и т. п. Для йодля характерен частый и резкий переход из низкого грудного регистра в головной (фальцет), на широких интервалах и разложенных аккордовых звуках. В низком регистре певец вокализирует на гласных а, о, в высоком - на е, и. Например, в знаменитом припеве «Йодл - ай - ИИИ - уууу», слог «ИИИ» поется в головном регистре, тогда как остальные слоги - в грудном.
В швейцарской народной музыке техника йодля, вероятно, зародилась среди альпийских пастухов - как способ перекликаться, находясь на вершинах гор, и лишь позже стала традиционной для всей Швейцарии.
Подобные манеры исполнения встречаются, как уже говорилось выше, и в других культурах мира: в персидской и азербайджанской классической музыке поющий часто использует «тахрир» - йодлинговую технику, для которой характерны колебания на соседних тонах. В грузинской традиционной музыке используется техника «криманчули», также напоминающая йодлинг. Пигмеи Центральной Африки используют подобное йодлингу сложное многозвуковое пение, а также техники йодля встречаются и в американской фолк-музыке.
Хорошим примером альпийского йодля могут послужить записи Францля Ланга (Franzl Lang), Штефани Гертель (Stefanie Hertel), Циллерталерских Шурценъегерей (Zillertaler Schürzenjäger), Уршпрунгских Парней (Ursprung Buam) и Мэри Шнайдер (Mary Schneider).
Примеры кантри/западного йодля можно найти у Керри Кристенсена (Kerry Christensen) – его лучший альбом выкладываю сегодня вам на сладкое (!!!), Элтона Бритта (Elton Britt), Вильфа Картера (Wilf Carter), Йодлин Слима Кларка (Yodelin' Slim Clark), Слима Уитмана (Slim Whitman) и Пэтси Монтана (Patsy Montana). Наиболее выдающимися кантри-йодлерами можно назвать также Джимми Роджерса (Jimmie Rogers) Джен Отри (Gene Autry), Дона Уолсера (Don Walser).
[240x240]Среди рок- и поп-музыки йодлинг встречается нечасто - возможно, из-за недостаточно сформировавшейся традиции аккомпанирования. В поп-музыке к примерам йодля можно отнести композицию «Hocus Pocus» голландской группы Focus, композицию «Up On Cripple Creek» группы«The Band», одной из ранних композиций группы ABBA «People need love». Поп-звезда Джуэл Килчер (Jewel Kilcher) может петь йодлем, хотя и не использует его в своей музыке - ее мастерство дает о себе знать почти мгновенными переходами между голосовыми регистрами.
Соул-певец Аарон Невилл (Aaron Neville), вдохновленный йодлингом Джен Отри, развил свой собственный необычный стиль пения вибрато.
Кишор Кьюмар (Kishore Kumar), индийский певец, использовал йодль в нескольких своих песнях. Он является одним из лучших йодлеров в индийском кинематографе.
Существуют стандарты йодля «Appenzeller» и «Bravourjodler», используемые многими певцами.
Лучшее место для пения альпийским йодлем - там, где есть эхо. Озера, горные массивы, где угодно, где есть скала или холм, отражающий звук. Можно петь между офисными зданиями, можно в лодке, если напротив скалистый берег или в длинном холле, но лучше всего, конечно в горах. Особенно, если эти горы - Альпы!
[520x400]