Шпильки головные.:
Бриллиантовая головная шпилька в виде рога изобилия — одно из немногих подписных произведений знаменитого петербургского ювелира Дюваля. Два превосходно огранённых солитера чистой воды в окружении мелких бриллиантов в виде лепестков и цветочков в тончайшей оправе сверкающими каплями висят в воздухе. Под ними изогнутый рог изобилия сплошь устлан волнистыми рядами алмазных роз.
Чёткий рисунок золотых рёбер витков рога собирает всю композицию и придаёт ей зрительную устойчивость.
Дюваль для своего произведения строго отобрал хорошие однородные камни без нацвета и решительно отказался от цветной фольги под бриллиантами, чем так увлекались ювелиры середины XVIII века. Максимум эффекта мастер стремится извлечь из самого бриллианта, учитывая его размер, форму, огранку, игру.1775—1780 годы. Мастер Л. Дюваль.Бриллианты, золото, серебро.Алмазный фонд России.
Небольшие бриллиантовые банты с вкраплёнными в них рубинами могли использоваться как броши-фермуары, головные шпильки и пряжки. Образованные четырьмя слегка выпуклыми петлеобразными лепестками, они скреплены в центре крупным рубином, приподнятым в высоком касте.В каждый лепесток ювелир-художник вписывает рубиновую ягодку в бриллиантовом ореоле, словно покачивающуюся на бриллиантовом стебельке. Рубины невысокого качества, но поставлены на фольгу разного тона, усиливающую или приглушающую природный цвет камня. Это создаёт исключительный колористический эффект. Оправа камней включается в композицию и выполняет связующую роль рисунка. Набегая на камень, она образует чуть удлинённые листочки, выросшие вокруг рубиновых капелек.1760-е годы.Бриллианты, рубины, золото.Алмазный фонд России.
Бриллиантовые шпильки в виде бантов с крупным камнем в центре, выделенным мелкой бриллиантовой обнизью, интересны по замыслу и его художественному воплощению.Главный акцент ювелир делает на камнях, не украшающих, а составляющих сущность предмета, всеми силами стараясь усилить их блеск и игру. Одна из шпилек – более сложного рисунка, где каждый крупный бриллиант, рельефно выделенный ювелиром, композиционно организует вещь.Причудливые изгибы узких бриллиантовых лент другой шпильки придают изделию особую воздушность и невесомость.Середина XVIII века. Мастер И. Позье.Бриллианты, серебро.Алмазный фонд России.
Эгрет, в который вставлялись страусовые перья или цветы, служил, по-видимому, украшением причёски. Он может быть назван в числе шедевров ювелирного искусства. В композиции этой вещи есть та отточенность и выверенность каждой детали, когда ни один штрих нельзя прибавить или отнять.
В рисунке эгрета всё асимметрично, но в целом в нём достигнуто впечатление абсолютной уравновешенности и покоя. Ни одно резкое движение не нарушает этой совершенной гармонии. В мягкой округлости стеблей, листьев, цветков, в многократных линейных повторах есть почти музыкальная ритмичность. Пятна васильковых сапфиров, из которых ни один не повторяет другой по величине, создают строго продуманные цветовые акценты, и по всему букету как бы бегут мелкие синие искры, объединяя всё в единое целое.Около 1800 года.Бриллианты, сапфиры, серебро.Алмазный фонд России.
Булавка для украшения прически
Золото, серебро, алмазы, сталь, фольга; чеканка. Россия. Санкт-Петербург. 1770-1780-е гг.
Шпилька с алтарным набором , 18 в.
Китай
[600x825]
Шпилька с цветами и лягушкой
Золото, рубины, сапфиры; филигрань, эмаль. Дл. 11 см
Китай. 17 - 18 вв.
Из модного журнала, около 1832 г. Декоративные шпильки и гребни, пышно украшенные, положили конец сложным прическам стиля бидермейер.Во времена Римской республики к украшениям относились сдержанно, но огромный приток военной добычи способствовал разложению нравов, тяготению к показной роскоши. Часто украшения являлись признаком сословной принадлежности. Женские головные шпильки стали настоящими произведениями искусства. Они делались из золота, серебра, на концах украшались фигурками зверей, людей, скульптурными группами. Тонкая резьба, чеканка были обычным явлением в головных украшениях.

Большую группу составляют заколки-шпильки из цветных металлов с навершиями в виде шара. Особого внимания заслуживает комбинированная булавка из Кампыртепа, цветной металл которой позолочен тонкой фольгой. Очевидно, это делалось не только для красоты, но и для усиления магической силы изделия. Так, древние греки вбивали в серебряные кольца золотые "магические" гвоздики, считая их сильными амулетами. Полагали, что золото продлевает жизнь, укрепляет здоровье молодых и старых.Круг, шар в Средней Азии, как и на всем Древнем Востоке, означал солнце и изображался часто с другими солярными и астральными знаками, особенно с ромбом или цветочными розетками. Пример розетки - уникальные заколки-шпильки из Южной Бактрии (Тиллятепа), - на серебряные стержни которых насажены золотые массивные навершия, отлитые в виде крупной 12-лепестковой розетки. Заколки-шпильки с розетковидными навершиями, найденные в Средней Азии, известны с эпохи бронзы. Навершия жезлов в виде семи- или восьмилеиестковых розеток обнаружены во II слое Гиссара и II слое Шахтепа в Таджикистане. Это свидетельствует о широком распространении этого мотива для всего Переднего Востока, в том числе у населения Анау (в пору Намазга VI) в Туркмении.
В Узбекистане в античное время также имели распространение заколки-шпильки с навершием в форме птиц и петуха (Зартепа, Кампыртепа). Птиц считали священными и относили к "солнечным" персонажам, связывали их с идеей плодородия. В домусульманское время в Средней Азии даже перья, когти птиц, которыми украшали женские налобные, височные ювелирные изделия, наделялись магическими свойствами. "Можно отметить, что перьями птиц украшались лишь головные уборы или ювелирные предметы, предназначенные для головного убора, причем самые яркие, роскошные украшения для головы должны были иметь пучки перьев. В этом, очевидно, можно усмотреть некоторое стремление подражать внешнему облику птиц, что уводит нас к очень древним религиозным представлениям" (6, с. 284). В целом украшениям для головы, помимо основных практических и эстетических функций придавалась главная функция - оберега. Считалось, что накосники защищают женщину от сглаза и благоприятствуют плодовитости. Волосы невест украшались подвесками, заколками-шпильками. Замужние женщины носили искусственные косы с вплетенными декоративными шнурами. Их украшали стеклянными, каменными, металлическими бусинами, пронизками, амулетами, туморами, бубенчиками, монетами, которые при движении мелодично позванивали и тем самым якобы отпугивали злых духов. Обязательной принадлежностью убранства головы являлись гребни для расчесывания волос, с которыми также связывали многие магические функции. Они изготовлялись из дерева и кости, были односторонними и двухсторонними, мужскими и женскими. Гребни орнаментировались высокохудожественными сюжетными изображениями также с целью оберега. Так, на дальверзинском гребне (III в. н. э.) из слоновой кости изображены женские фигуры. Украшения в виде бус, четырехъярусные ручные браслеты и массивные ножные браслеты дают представление о ювелирных украшениях из Индии и связях с ней. Уникален гребень из кости (Кампыртепа), на одной стороне которого изображена женщина, на другой - петух. Таким образом, как головные уборы, обнаруженные на территории Узбекистана, так и украшения для волос носят устойчивый, традиционный характер и свидетельствуют о культурных связях с народами других регионов.
Всего несколько лет назад на Алтае было обнаружено древнее захоронение аржаанского царя и его жены.Причем, как свидетельствуют эксперты, женщина ушла из жизни добровольно вслед за умершим мужем.На месте ее прически, которая превосходила в высоту 40см обнаружено множество золотых украшений, в т. ч. и шпилек.
Шпильки эти – поистине чудо. Всмотримся и вдумаемся.Каждая из шпилек представляет собой заостренный с одного конца золотой прут толщиной не более шести миллиметров. Каждая покрыта резьбой, в которой наш глаз поначалу видит какой-то замысловатый вихревой орнамент.И только приглядевшись, рассмотрев хорошенько их под лупой, мы с изумлением начинаем различать в бесчисленных переплетениях линий образы животных, динамично устремленных друг за другом, настигающих друг друга, плотно прилегающих, как бы вписанных друг в друга.Это своеобразное звериное шествие закручено вокруг стержня по спирали, так что увидеть его целиком с одной точки невозможно. Размеры каждого зверя – менее сантиметра.Им в высшей степени присуще характерное для многих аржаанских изображений сочетание изящества, стилизации и реалистичности. В каждом из них можно точно опознать того или иного конкретного представителя центрально-азиатской или южно-азиатской фауны.Вот антилопа-дзерен, вот горный козел, вот безрогая самка марала, вот и сам олень с огромными ветвистыми рогами. Вот кошачий хищник, как две капли похожий на уже известную нам «пантеру» – то ли снежный барс, то ли лев. А вот двугорбый верблюд-бактриан, вот бык-зебу с отвислой шеей и чуть опущенными широкими рогами.Большинство копытных изображены с подогнутыми ногами, в той же позе, что и лошади на царской шапке. А в контуры их тел вписаны изогнуто-каплевидные фигуры, напоминающи
[180x356]Шляпные шпильки:
Бриллиантовые шпильки, по-видимому, украшали летнюю шляпу. Закреплённые на длинных золотых стержнях, они сверкали над морем кружев, лент и цветов. В самой форме ажурных бобинок, в лёгком винтообразном движении бриллиантовых полосочек, схваченных сверху и снизу округлыми наконечниками, чувствуется безукоризненный вкус ювелира.Конец XVIII века
Бриллианты, золото, сереброАлмазный фонд России.
http://www.sanat.orexca.com/rus/archive/3-4-05/from-history.shtml
http://fashion.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st030.shtml
http://forum.golig.com/forum33/thread25778.html
http://community.livejournal.com/costume_history/438225.html