100 лучших сцен в истории кино (часть 4)
100 лучших сцен в истории кино (часть 4)
76. Допрос Кэтрин Трэмелл
«Основной инстинкт», 1992. Реж. Пол Верховен
Одна из самых откровенно-сексуальных сцен в кино. Когда настойчивые расспросы полицейских касательно убийства начинают докучать сексапильной Кэтерин (Шэрон Стоун), та меняет позу, поудобнее устраиваясь в кресле. Пикантность ситуации заключается в том, что, перекидывая ногу на ногу, отчаянная Стоун продемонстрировала всему миру отсутствие нижнего белья. Наиболее отважные тусовщицы немедленно взяли на вооружение новую «фишку».
77. Уничтожение зомби газонокосилкой
«Живая мертвечина», 1992. Реж. Питер Джексон
Чудовищный раскардаш, который главный герой «Живой мертвечины» устраивает у себя в подвале среди расплодившихся зомби, потрясает до сих пор, несмотря на прошедшие годы, тоже, в общем-то, небедные на кинонасилие. В ход идет все — миксер, торшерные лампочки, и, конечно же, газонокосилка, которая и служит основным орудием уничтожения еле-еле живых тварей. Начинающаяся где-то в середине фильма кульминация настолько впечатлила когда-то критиков, что те признали ее «самой длинной сценой насилия в истории кино».
78. Коробка Брэда Питта
«Cемь», 1994. Реж. Дэвид Финчер
Двое и картонная коробка стоят посреди пустыни. Тот, что на коленях, — вообразивший себя дланью господней серийный убийца (Кевин Спейси). Тот, что приставил к голове маньяка пистолет, — полицейский Милл (Брэд Питт). В коробке отрезанная голова его беременной жены. Милл уже поднимает руку для выстрела — и тут же понимает, что это будет не по-христиански. Но все эти трое на самом деле мало волновали Дэвида Финчера, создателя этого необычного и жуткого триллера. «А ты? Что бы ты сделал с человеком, отрезавшем голову твоей жене?» — этот, возможно, самый страшный в истории кино вопрос Финчер задает нам, зрителям.
79. Танец Винсента Веги и Мии Уоллес
«Криминальное чтиво», 1994. Реж. Квентин Тарантино
Вынужденный временно развлекать жену своего босса Винсент (Траволта) принимает приглашение Мии (Турман) поучаствовать в танцевальном конкурсе ресторана «Джек Рэббит Слимс». Он — в галстуке и носках, она — вся в черном и босиком… Легендарный твист этой парочки, взявший кинопремию MTV в номинации «Танец года», приобрел бешеную популярность у посетителей ночных клубов всего мира.
80. Морган Фриман пред комиссией по помилованию
«Побег из Шоушенка», 1999. Реж. Френк Дэрабонт
После 40 лет в заключении арестант Эллис Бойд «Ред» Реддинг в очередной раз сидит перед комиссией, рассматривающей его просьбу о досрочном освобождении. На вопрос, раскаивается ли он в содеянном, Ред-Фриман отвечает мастер-классом актерской игры. Едва вздернувь бровь, неподвижно сидя на стуле, он начинает рассказ о своей растраченной в тюрьме жизни — очень тихо, отстраненно, играя только мышцами лица. Полный горечи монолог заканчивается опустошенным «Говоря начистоту, мне уже насрать..» — и Фриман равнодушно отводит взгляд в угол. Просьбу, разумеется, удовлетворяют.
81. Убийство родителей
«Прирожденные убийцы», 1994. Реж. Оливер Стоун
Жесточайшее издевательство над популярным ситкомом «Женаты… с детьми»: яркая пережженная пленка, дешевые декорации, нарочито наигранность, закадровый хохот — все как обычно, только вот семейка тут совсем другая. Папа держит в страхе маму и трахает дочку Мэлори, сын страшен как ночь и раскрашен как Оззи Осборн. Мясник и будущий серийный убийца Микки приносит мешок свинины и знакомится с будущей женой и серийной убийцей Мэлори. Скоро они вместе утопят папочку в аквариуме и спалят заживо мамулю под непрекращающийся закадровый смех.
82. Рентон ныряет в унитаз
«На игле», 1996. Реж. Дэнни Бойл
[366x192]
Героин вызывает запоры, а действие последнего укола уже прошло. Наркоман Рентон (Эван Макгрегор) хочет бросить колоться, но для этого ему нужна последняя доза. Вместо шприца пушер дает ему опиумные ректальные свечи, которые запор мгновенно снимают. Дальше Рентон находит самый грязный сортир в Шотландии, теряет в нем свечу, а потом, не задумываясь и подавляя рвотные позывы, ныряет в сортир и оказывается в прекрасном водоеме с минами и ракушками. Метафорических толкований может быть сколько угодно: подсознание наркомана — нужник, или наоборот, выглядит он как кусок дерьма, а душа у него чистая и прозрачная, как вешняя вода. Почему-то хочется надеяться, что так оно в действительности и было: выкакал свечку, нырнул за ней с головой в унитаз, а потом вылез обратно и в таком виде пошел домой. Свечку он, кстати, нашел.
83. Гибель «Титаника»
«Титаник», 1997. Реж. Джеймс Кэмерон
Перед окончательным погружением на дно «Титаник», как известно, встал вертикально. Естественно, все, что плохо лежало, стояло, держалось — срывалось вниз, но Розе (Уинслет) и Джеку (Ди Каприо) удалось занять выгодную для романтической сцены позицию на борту. Для съемок был установлен макет кормы в натуральную величину, к поручням которой, из соображений безопасности, были привязаны примерно тысяча человек массовки, а около ста каскадеров «срывались» с кренящейся палубы в бассейн. В историю кино эта сцена вошла как одна из самых дорогостоящих катастроф.
84. Уолберг вытаскивает шланг
«Ночи в стиле буги», 1997. Реж. Пол Томас Андерсон
Настоящий герой этой производственной драмы о порнографии появляется лишь в последних кадрах: самый важный персонаж фильма — знаменитый член Дирка Дигглера, калифорнийской порнозвезды 70-80-х. Весь фильм посвящен именно ему, о нем говорят и мечтают, им пользуются и любуются, но зритель увидит этот тридцатитрехсантиметровый шланг только в финальной сцене, когда Дирк, стоя перед зеркалом, расстегнет ширинку. Финальные слова актера «Я звезда, я звезда, я звезда» на самом деле должен был бы сказать его пенис. Марк Уолберг, исполнитель роли Дирка, всегда признавал, что член в кадре искусственный, из специальной быстроразлагающейся резины. Уолберг до сих пор хранит его в качестве сувенира и утверждает, что он уже начал разлагаться.
85. Лолита читает комикс
«Лолита», 1997. Реж. Эдриан Лайн
Мы знаем, что все эротические сцены в «Лолите» Эдриана Лайна сыграла дублерша, поскольку Доминик Суэйн было всего пятнадцать. Мы знаем, что между Джереми Айронсом и Доминик всегда была по крайней мере подушка — чтобы ей не пришлось сидеть на его чреслах. Мы знаем, что Кристину Риччи на эту роль не взяли, а Натали Портман отказалась. И тем не менее: когда Лолита в мужской рубашке жует жвачку, читает комикс, загадочно улыбается и почему-то ерзает, а потом камера отъезжает вниз и нам показывают, что ерзает она на Джереми Айронсе, это вызывает прилив одновременно отвращения, возбуждения и чувства вины. И, кстати, секс с детьми ужасен и противозаконен.
86. Nobody fucks with the Jesus!
«Большой Лебовски», 1998. Реж. Этан и Джоэль Коэны
Большой Лебовски (Джефф Бриджес) 15 лет курит дурь и гоняет шары, он живет на пособие и даже за пакет молока расплачивается продуктовыми чеками. Его страсть — боулинг, и вся его жизнь подчинена расписанию любительского чемпионата. Его враг (если не считать миллионеров, порнографов и немецких нигилистов) — Джизас (Джон Туртурро), Иисус, латинский злодей, горбоносый зловещий брюнет. Джизас лижет шар языком перед броском и изображает из себя крутого — кажется даже герой Джона Гудмэна, вьетнамский ветеран с пистолетом, его побаивается. Но на самом деле Джизас — фальшивый герой, как и почти все в этом фильме. Он несчастен, он любит восьмилетних девочек и мечтает, чтобы его как следует побили. Дай бог каждому такого врага.
87. Высадка американцев в Нормандии
«Спасение рядового Райана», 1998. Реж. Стивен Спилберг
Стивен Спилберг показал войну с реками кровищи, разлетающимися мозгами и оторванными руками. Сцена, в которой немецкие пулеметы косят американскую пехоту на Омаха-бич, но GI все равно прорываются и потом в капусту рубят бошей на норманнских скалах, стала одной из самых жестоких в истории батального кино. Более придирчивые критики усмотрели явные параллели со старой англо-франко-американской картиной «Самый длинный день», в которой мочилово в «День Д» было показано не менее эффектно, только тогда не существовало современных спецэффектов и кровищу с мозгами показывать было не принято.
88. Мина Сувари в ванне с лепестками роз
«Красота по-американски», 1999. Реж. Сэм Мендес
Изнывающий от безысходности в компании стервы-жены Лестер (Кевин Спейси) находит отдушину в фантазиях о сексапильной подружке своей дочери. Разыгравшееся воображение рисует ему юную блондинку (Мина Сувари) в ванной, полной лепестков роз сорта «Американская красавица». Впоследствии эта сцена, сметающая своей вульгарностью все остатки предубеждений по поводу «дурного вкуса», не раз эксплуатировалась умельцами ТВ-индустрии — клипмейкерами и рекламщиками. Поток бесчисленных пародий и подражаний не иссякнет, по всей видимости, еще долго.
89. Нео, останавливающий пули
«Матрица», 1999. Реж. Энди и Ларри Вачовски
[366x228]
В первый раз Нео (Киану Ривз) обнаруживает в себе задатки мега-супермена на крыше небоскреба— его способность уклоняться от пуль озадачила даже видавшую виды Тринити. А потом ему достаточно лишь вытянуть руку — и пули, оставляя за собой пружинистые следы словно в замедленной съемке, долетают до невидимой границы и аккуратно осыпаются на пол. Компьютерную графику Вачовски, конечно, не открыли, но эффект замедленного движения, совмещенный с крутящейся камерой, был использован впервые.
90. Малкович Малкович
«Быть Джоном Малковичем», 1999. Реж.Спайк Джоунз
У каждого человека есть право на 15 минут славы, а у каждого персонажа фильма «Быть Джоном Малковичем» есть право 15 минут побыть актером Джоном Малковичем. Когда же сам актер Джон Малкович обнаруживает портал, ведущий в его собственное сознание, и решает посмотреть, что же там внутри, он попадает в ресторан, заполненный десятками Джонов Малковичей. В их лексиконе — лишь одно слово «малкович», меню состоит из блюд под названием «малкович», и разнополые Малковичи снуют между столиками, гиперболизируя идею о публичности приватного. Опыт осознания собственного «я» всегда травматичен; сам Малкович малкович малкович малкович. Малкович малкович, малкович. Малкович? Безусловно.
91. Китано срубает сакуру
«Табу», 1999. Реж. Нагиса Осима
В этом фильме нам показывают казарму: сотня самураев спит на соломенных циновках, прижавшись друг к другу. Нам показывают тренировки: более быстрый фехтовальщик пребольно бьет недотепу деревянным мечом по голове. И еще. И еще. Нам показывают убийства: ничего романтично-красивого, короткий удар, кровь, тело падает. Красив в фильме только самурай Созабуро Кано (Рюэй Мацуда) — слишком красив для этой казармы. Он вызывает раздор и нарушение дисциплины и, разумеется, умирает от меча. В финале его учитель (Такеши Китано) проходит мимо сакуры в цвету, символа всей попсовой японской культуры, знакомой нам на Западе, и неожиданно срубает ее одним ударом. Мораль проста: не пытайтесь понять, не ищите скрытых смыслов, идите своей дорогой.
92. Казнь Бьорк
«Танцующая в темноте», 2000. Реж. Ларс фон Триер
Чешская эмигрантка Сельма, замочившая воришку-полицейского, после долгих и мучительных перипетий (женщинам в зале приходится раз пять выжимать платочки) всходит на эшафот. Разумеется, с песней — это ведь мюзикл! В этой финальной сцене фильма издевательская сентиментальность Триера доходит уже до фарса: если вальсирующий труп свежеубитого копа еще можно стерпеть, то поющая в петле слепая мать-одиночка — это уж слишком.
93. Бредущие влюбленные
«Куклы», 2002. Реж. Такеши Китано
[366x219]
Снимая фильм по классической пьесе кукольного театра Бунраку «Самоубийство влюбленных в Санэдзаки», Китано отважно выкинул из истории все лишнее, оставив только растянутую на весь фильм прогулку одетых от Ямамото возлюбленных к месту самоубийства — кульминационный момент всех японских пьес о несчастной любви. Именно на этом месте в XIX веке начинали реветь зрительницы японских театров.
94. Поцелуй вниз головой
«Человек-паук», 2002. Реж. Сэм Рэйми
[366x204]
Свесившись с водосточной трубы, Питер Паркер (Тоби Магуйар) легко и непринужденно целует свою любимую Мэри (Кирстен Данст) под проливным дождем. И только бедный Тоби знает, чего ему стоила эта дань романтизму: сцену снимали полчаса, висеть на тросах было неудобно, маска затрудняла дыхание, а вода, которой актера щедро поливали из ведра, заливалась в нос и уши. Однако дело стоило того — поцелуй этой парочки считается самым экстравагантным в истории кино.
95. Погоня в «Терминаторе-3»
«Терминатор-3», 2003. Реж. Джонатан Мостоу
Шум и ярость в лучшем смысле этих слов, годовой запас адреналина в пяти минутах экранного времени: Терминатор-Шварценеггер гоняется за Т-Х на мотоцикле, болтается на строительном кране, пробивает своим телом стеклянную витрину, а Т-Х, леди Терминатор, искрит контактами и зловеще улыбается. Сцену монтировали полгода, а Шварценеггер отдал почти полтора миллиона долларов из собственного гонорара, чтобы эпизод с краном сняли как следует. Фильм уже выходил за рамки бюджета, а кран как раз перед началом съемок сломался, и его пришлось долго чинить. Некоторые зрители жалуются, что сцена — почти покадровое повторение погони из «Терминатора-2», хоть и гораздо масштабнее и зрелищнее. Но, в конце концов, если на экране есть Шварценеггер, большая машина, большое ружье, а за кадром — большое человечество, ждущее спасения, то какая разница, как называется это кино?
97. 88 дьяволов
«Убить Билла, часть I», 2003. Реж. Квентин Тарантино
Девушка по кличке Невеста (Ума Турман), одетая в желтый комбинезон — точно такой же, как у Брюса Ли в фильме «Игра смерти», — старательно крошит в капусту членов банды «88 дьяволов». Она убивает и калечит врагов, а самым молодым якудза милостиво дает пендалей. Когда все кончено, живые могут уйти —но их отрубленные ноги и руки достаются Невесте (трофеи!). Как всегда у Тарантино, тут множество цитат ото всюду и никакого скрытого смысла, только дикий абсурд и кровавая баня. В сценарии «Убить Билла» мочилово прописно в деталях: например, когда невеста протыкает самого первого дьявола, то после поднимает его в воздух на мече и бросает в пруд. Жертва у Тарантино при этом называется «отшашлыченной».
98. Драка, переходящая в секс
«Мистер и миссис Смит», 2005. Реж. Дуг Лайман
Муж и жена — секретные агенты — получили заказ убить друг друга. В ход идут пистолет, дробовик, автомат с подствольным гранатометом, ножи и руки-ноги Брэда Питта и Анджелины Джоли. Экшен высшей пробы, милый домик разносят в щепки, а секс длится меньше минуты. Джоли не раздевается: насилие подросткам показывать можно, а секс — нет.
99. Падение колеса обозрения
«Дневной Дозор», 2006. Реж. Тимур Бекмамбетов
В разгар генеральной схватки темных и светлых, когда смешались в кучу люди, вампиры и прочие Иные, как-то незаметно сорвалось с держателей колесо обозрения. Сорвалось и покатилось по московским улицам, сметая все на своем пути. Один из популярнейших «символов столицы» в российском кинематографе уже срывался («1941»), но с таким размахом — впервые. Для эффекта хаоса и паники в съемках участвовало свыше ста человек массовки (из них треть составляли каскадеры), пожарные команды, экипажи МЧС и ГАИ.
100. Джек Воробей обретает родителей
«Пираты Карибского моря: На краю света», 2007. Реж. Гор Вербински
Идиллическое воссоединение семейства происходит на общепиратском собрании, где Джек после долгой разлуки встречает своего брутального папашу (Кит Ричардс). На заботливое сыновье «А как мама?..» неразговорчивый родитель, не вдаваясь в подробности, демонстрирует засушенную голову на цепочке. Для зрителей такой поворот событий был уж совсем неожиданным сюрпризом: все внимание было сконцентрировано на давно анонсируемом «отце», с которого Депп и копировал странноватые повадки своего Джека.
Time Out Москва №27 / 9 - 15 июля 2007 г