Статья доктора Геслера была опубликована еще до Первой Мировой войны, однако собранный в ней материал представляет интерес до сих пор, несмотря на некоторые выводы, которые сейчас кажутся явно ошибочными (например, о кожаном "лентнере" и кожаных же поножах, которые "слишком плотно прилегают чтобы быть железными"). Особый интерес представляют и немецкие названия предметов рыцарского снаряжения, выделенные в тексте квадратными скобками.
Сохранены нумерация и порядок размещения иллюстраций оригинала.
В швейцарском Ландесмузеуме в Цюрихе находится надгробная плита, на которой представлено рыцарское вооружение конца XIV столетия. Она дополняет и уточняет информацию 1370 года по вооружению состоятельного базельского бюргера, принадлежавшего к числу патрициев, составлявших городской совет (см. том VI, номер 4, стр. 120 данного журнала), полученную из завещания Хуго цем Тракена и по каменной таблице с гербом, хранящейся в историческом музее Базеля.
На основании этого памятника в статье описывается и толкуется комплекс рыцарского вооружения конца XIV столетия, а также устанавливается время создания надгробной плиты и идентифицируется личность изображенного на ней рыцаря. Эти данные в сопоставлении с сохранившимися в Швейцарии предметами вооружения, относящимися к битве при Земпахе или, по крайней мере, гарантировано времени около 1386 года, позволяют составить точное представление о рыцарском вооружении второй половины XIV века. Дополнительную информацию дают письменные источники по битве при Земпахе.
Рис.1. Надгробье господина фон Хохенклингена из монастыря Фельдбах в Тургау. Конец XIV столетия. Оригинал в швейцарском Ландесмузеуме; Цюрих.
Надгробная плита из серого песчаники надгробья рыцаря из рода фон Хохенклингенов [von Hohenklingen] происходит из упраздненного женского монастыря Фельдбах у Штекборна [Feldbach bei Steckborn] в кантоне Тургау. На ней реалистично представлен рыцарь более чем в человеческий рост в полном вооружении (Рис.1). Высота плиты – 244 см, ширина – 136 см. Точно отображающая все детали скульптура, дает весьма ценную информацию по комплексу вооружения того времени. Одежда, полностью прикрытая доспехом, на скульптуре не показана. Из-под плотно прилегающего лентнера [Lentner] из продольных, возможно (судя по жесткости, и необычной толщине рукавов) кожаных полос, усиленных железными полосками или цепочками, видна выпущенная на бедра мелкоячеистая кольчуга с фестонами по нижнему краю. В то время кольчуга была основным компонентом как рыцарского, так и бюргерского доспеха. Спереди шнуровки лентнера не видно – скорее всего, он шнуровался сзади. Рукава лентнера также кожаные, усиленные толстой прокладкой, обеспечивающей хорошую защиту рук от рубящих ударов меча. Очень широкие свисающие рукава сужаются к запястьям, где они застегиваются на две большие пуговицы. Ладони защищены кожаными перчатками.
Дополнительную защиту ладоням и запястьям обеспечивает сильно выступающая накладка из железного листа, доходящая до основания пальцев. Сгибы пальцев защищают приклепанные железные пластинки и кольца. Поверх кольчуги и лентнера надет плоский нагрудник с невысоким серединным гребнем и широкими вырезами для рук и, вероятно, шеи. К сожалению, эта часть доспеха недостаточно четко проработана сбоку: трудно судить, входил ли в комплект доспеха наряду с нагрудником еще и наспинник. Пожалуй, присутствие наспинника было обозначено, но на скульптуре из необходимого ременного крепления показан только сквозной ремень под левой рукой.
Рис. 2. Кольчуга герцога Леопольда III Австрийского пал в 1386 году при Земпахе.
Оригинал в историческом собрании ратуши Люцерна.
Усиливающий доспех нагрудник точно подогнан по росту рыцаря. Кольчуга в сочетании с лентнером в то время уже не обеспечивали достаточной защиты: их пробивал колющий меч, что привело к появлению совершенно нового пластинчатого доспеха, способного противостоять усовершенствованному мечу. Происхождение этого доспеха я рассматривал в предыдущей статье (См. Zeitschrift fur hist. Waffenkunde, Bd. VI, Heft 4, S.). На нагруднике закреплен крюк, на который укладывалось копье, длина и вес которого значительно увеличились.
Один из первых копейных крюков того времени представлен на надгробье 1387 года Хайнриха фон Эрбаха в церкви Михельштадта в Оденвальде. На этом же надгробье представлен и конический шлем (см. Hefner-Alteneck, Trachten usw. Tafel 125, а также прилагаемые оттиски печатей). На нагруднике Хохенклингена с правой стороны ясно виден крюк для копья, хотя и несколько поврежденный. Под нагрудником талия рыцаря туго перепоясана кожаным пояском, украшенным прямоугольными металлическими пластинками с утолщенными краями. Язычок и пряжка ремня расположены спереди.
К этому пояску крепится собственно воинский пояс: cingulum militare – рыцарский "дупзинг" [Dupsing]: широкая кожаная лента, украшенная приклепанными пластинами-розетками. Розетки прямоугольные, выложенные камнями. Окружающие центральный камень камешки образуют фигуру клеверного четырехлистника. Пояс – широкая кожаная лента - проходит по нижнему краю лентнера. С левой стороны свешивается коротки ремень, к которому крепился меч. Впереди к "дупзингу" горизонтально подвешен кинжал. На скульптуре он сильно поврежден, но вполне узнаваем. Перекрестье у кинжала отсутствует. Ножны меча крепились к поясу слева при помощи большой пряжки со штырем, которая позволяла регулироваласть высоту подвески.
Вопреки сложившемуся мнению, поножи не железные. Они слишком плотно прилегают к ногам и, при ближайшем рассмотрении, выполнены из более поддатливого материала. С полным основанием можно предположить, что верхние и нижние поножи изготовлены из толстой бычьей кожи, которой, после вымачивания придали требуемую жесткость. Поножи заходят под кольчугу и лентнер, причем их верх защищал только переднюю сторону ног: эта часть поножей крепилась к ноге двумя кожаными ремнями с пряжками. Ремни очевидно крепились к поножам заклепками. Как язычки ремней, так и пряжки воспроизведены на скульптуре вполне реалистично. Наколенники железные: три сильно выступающих закругленных компонента, накрепко приклепаны к верхним и нижним поножам и объединяют их в единое целое. Нижние поножи, охватывающие ногу ниже колена, крепятся на задней стороне ноги тремя ремнями с пряжками. Они доходят до лодыжек и заканчиваются бахромой. Обувь – кожаная с заостренным носком.
Рис. 4. Конная печать герцога Леопольда III Австрийского (пал в 1386 году при Земпахе). Оргинал в Вене.
Шпоры крепились к пятке кожаным ремнем, горизонтально проходящим над подлодыжными косточками. Передняя часть этого ремня украшена полукруглыми – вероятно, металлическими – пуговицами. Поза рыцаря не позволила каменотесу вытесать шпоры полностью: представлена только часть штыря одной шпоры.
Защите головы уделялось особое внимание. На голове рыцаря бацинет (Beckenhaube – "шлем-лохань") – конический, сужающийся кверху шлем, с широким вырезом для лица и закрывающий сзади шею почти до плеч. На уровне ушей с обеих сторон выступают массивные скобы для крепления съемного забрала. Само забрало вытесано рядом на уровне лица. Здесь каменотес не справился с перспективой: некоторые детали забрала стоящего рыцаря можно разобрать только в лежачем положении. Забралу предана форма вытянутой "песьей морды", откуда и "собачьи" названия шлемов с такими забралами: "хундскаппе" [Hundskappe], "хундсгугель" [Hundsgugel].
Изгиб забрала повторяет изгиб шлема. В верхней его части расположены две горизонтальные смотровые щели, а под каждой из них – по три маленьких дыхательных отверстия. Забрало сильно выступало вперед наподобие умбонов раннесредневековых щитов и полностью прикрывало лицо до самого подбородка. Никакого держателя для плюмажа на шлеме не показано. Вдоль лицевого выреза и нижнего края бацинета сквозь массивные скобы пропущен шнур или штырь, к которому крепилась защищающая горло бармица – "хальсберге" [Halsberge] из кожаных полос, плотно прилегающих друг к другу, как у лентнера. "Хальсберге" полностью прикрывала часть лица и горло. Из-под нее выступает край кольчужного воротника с фестонами по краям, как у кольчуги под лентнером: свидетельстов того, что "хальсберге", как и лентнер, надевался поверх кольчуги. Крепление кольчужного ожерелья не показано: скорее всего, оно крепилось непосредственно к краю бацинета. На груди рыцаря поверх хальсберге виден слабо выступающий трехугольный щиток с гербом Хохенклингенов. Щиток нельзя считать элементом усиления доспеха – это отличительный знак рыцаря, пока тот не надел большой шлем [Topfhelm] – закрытый шлем с гербовой фигурой. Надетый топфхельм закрывал щиток, необходимость в котором отпадала, поскольку рыцаря различали по фигуре на топфхельме. Стоящий в ногах рыцаря топфхельм надевался поверх бацинета и хальсберге и опирался о плечи рыцаря, а его форма подгонялась под бацинет. Чтобы надеть топфхельм, с бацинета приходилось снимать забрало - хундсгугель. Сам топфхельм составной: его детали – наголовник и доходящий до груди подбородник - соединялись ремнями с пряжками. Выдающаяся вперед смотровая щель почти клювообразной формы обрамлена утолщенной кромкой. Над этим покрытым наметом топфхельмом возвышается гербовая фигура в виде коронованного льва с зубчатым гребнем на спине.
Левая рука держит за ремень треугольный щит с закругленными боковинами. Щит той же формы, что и щиток с гербом на хальсберге. На нем изображен герб баронов фон Хохенклингеген: в рассеченном (?) поле коронованный вздыбленный лев. На длином ремне щит закидывался за спину.
Правая рука опирается на меч с восьмигранным приплюснутым навершием грушевидной формы. Деревянная рукоять тоже восьмигранная с утолщенной передней частью. Перекрестье меча в основном закрыто рукой и доспехом. Само перекрестье прямое с резко уплощающимися концами четырегранного сечения. Клинок, очевидно, в ножнах. Он сужается к круглому накончнику ножен. У рукоятки меча закреплена пряжка с ремнями для крепления на поясе.
Описанный выше комплект вооружения представлен на надгробной плите из Фельдбаха барона фон Хохенклингеген. В его состав входили: кольчуга, кожаный лентнер, кожаные рукава с подкладкой, железные рукавицы, бацинет со вставным забралом, кольчужный воротник с бармицей-хальсберге из кожаных полос над ним, топфхельм, кожаные набедренники и наголенники, соединенные между собой железными наколенниками, кожаная обувь, щит, меч и кинжал.
К сожалению, на надгоробье нет ни надписи, ни дат, что не позволяло точно идентифицировать рыцаря. Однако можно попытаться это слделать. Стиль памятника и вооружение указывают на конец ХIV века. Судя по гербу, перед нами один из баронов фон Хохенклингенов, тех самых, чей родовой замок до сих пор гордо возвышается над старинным городком Штайном на Рейне. По родословной изображенный должен быть одним из следующих баронов этого рода:
• Вальтер фон дер Хохенклинген цу Штайн, бургграф Райнфельдена, доживший до глубокой старости – по крайней мере, живший еще в 1367 году, чей сын – тоже Вальтер – упоминавшийся в 1363, 1379 годах, был с 1367 года земельным судьей в Тургау и владельцем замка Райнфельден, чьи мужские потомки умерли только в 1422 – 1445 годах.
• Его племянник Вальтер – фогт Райнфельдена, который – уже стариком – утверждал документы еще в 1385 году;
• Его единственный сын Вальтер пал при Земпахе в 1386 году.
Кроме них заслуживают рассмотрения и такие члены рода, как:
• Ульрих фон Хохенклинген, умерший после 1377 года;
• Его сын Вальтер, скреплявший документы своей печатью еще в 1413 году; и
• Дитхельм Вальтер, последний раз упомянутый в 1375 году.
Рис. 5. Бацинет из Аттингхаузена (Ури) – состояние при находке. Середина XIV столетия. Исторический музей Бюрглена; Ури.
Рис. 7 и 8. Бацинет из Аттинхаузена (Ури) после реставрации; вид спереди и сзади. Середина XIV века . Исторический музей Бюрглен; Ури.
На нашем надгробье представлен мужчина в расцвете сил и, поскольку остальные члены этого рода старше или моложе изображенного, по всей вероятности, этот фон Хохенклинген – тот самый Вальтер, который пал при Земпахе – последний из Альтенклингенов по имени Вальтер. Якоб Твингер – страсбургский хронист того времени (1346/1420) – упоминает среди павших "zwene ritter von clyngen". Поскольку надгробье не моложе 1380 года, никакой Хохенклинген не был в то время погребен в Фельдбахе и в поминальниках Фельдбаха того времени среди рыцарей упоминается только один Вальтер, можно определенно считать, что изображенный на надгробье барон фон Клинген – павший при Земпахе Вальтер фон Хохенклинген.
Рис. 9 и Рис. 10. Бацинет из Зиттена (Валлис) вид спереди и сзади. Середина XIV века. Кантональный археологический музей Валерия; Зиттен.
Исходя из этого, описанный памятник был создан после 1386 года. Комплекс рыцарского вооружения указывает на 80-е года ХIV века, как показывает сравнение с найденными предметами вооружения того времени, о которых речь пойдет ниже.
Надгробье было создано позже битвы, поскольку маловероятно, чтобы памятник установили сразу же после погребения – в то время изготовление подобного надгробья было делом трудным и длительным: не просто было найти мастера, который мог бы создать такое произведение, как надгробная плита в Фельдбахе. Хотя исполнение и не отвечает в полной мере нашим требованиям – не в пример созданным уже в то время совершенным в художественном отношении некоторым скульптурам – с поставленной перед ним задачей мастер справился: памятник отличает не только высокий уровень камнотесного ремесла, но и портретное сходство. В то время подобных мастеров можно было найти только в крупных городах, а с заказа до исполнения обычно прходило немало времени.
Поэтому можно предположить, что наш памятник был создан в конце 1380-х годов. Мастер и место исполнения неизвестны, пожалуй, это был Базель, где как раз в это время строился собор и изготовителем памятника мог быть один из мастеров, занятых на этой fabrica eccesiae. Впрочем, к делу это не относится.
Во всяком случае, надгробье павшего при Земпахе в 1386 году барона Вальтера фон Хохенклингена следует рассматривать как точное, документальное и детальное воспроизведение комплекса рыцарского вооружения конца 80-ых годов ХIV века.
Рассмотрим, как соотносятся найденные в Швейцарии предметы вооружения с комплексом рыцарского вооружения Хохенклингена.
Предметы вооружения конца ХIV века встречаются довольно редко, хотя число их находок достаточно, чтобы составить представление по крайней мере о наступательном вооружении и, отчасти, о защитном доспехе.
Ниже рассматриваются и приводятся факсмильные изображения не всех имеющихся в Швейцарии предметов вооружения, датируемые временем около 1386 года, а лишь те из них, чье место достоверно и позволяет предположить их связь с битвой при Земпахе.
Находок наступательного вооружения вполне достаточно. Хуже обстоит дело с доспехами, поэтому приходится привлекать и более ранние находки. К сожалению, автору не удалось представить факсмильные изображения всех находок того времени в нашей стране, но основные их типы представлены и соответствующие оригиналы можно можно изучить дополнительно.
Сначала дается описание рыцарского доспеха, а затем – наступательного вооружения. С воинским снаряжением барона фон Хохенклингена сопоставляется полный комплекс.
Основным элементом защитного доспеха была кольчуга (Рис. 2). В исторических коллекциях ратуши в Люцерне находится кольчуга, бесспорно датируемая концом ХIV века. По преданию она принадлежала павшему в битве при Земпахе 9 июля 1386 года герцогу Леопольду III Австрийскому. В своей содержательной работе "Римско-германские кольчуги" Вальтер Розе, Берлин (Zeitschrift fur hist. Waffenkunde, Band IV, S. 53) при выяснении происхождения техники штампования кольчужных колец (примечание 72) отмечает следующее: "На Западе техника штампования кольчужных колец появляется только во второй половине XIV века. Прекрасным образцом этой техники является кольчуга павшего при Земпахе герцога Леопольда Австрийского". Таким образом, Розе определенно относит этот доспех ко времени битвы при Земпахе. Тщательное исследование автором как самого экспоната, так и связанных с ним преданий позволяет также считать эту прекрасно сохранившуюся кольчугу работой второй половине XIV века, во всяком случае до 1386 года.
Автор описал эту кольчугу в "Каталоге исторических коллекций в люцернской ратуше" 1911 года. Поскольку этот каталог труднодоступен, цитирую: "№ 26. Кольчуга. Плетение состоит из чередующихся круглых клепаных и плоских штампованых колец; воротник усиленный, двойного плетения; шнуровка боковая, слева; подол окантован усиленной полосой из латунных клепаных и штампованых колец. Рукава длинные, обрамленные усиленной широкой, частично надорванной полосой из латунных клепаных и штампованых колец. Боковая прорезь кольчуги с левой стороны идет от ворота до подмышки. Для шнуровки на одной строне прорези расположены четырехгранные блестящие железные пуговицы, к которым крепились кожаные ремешки, а на другой – пряжки, в которые эти ремешки пропускались. Подол кольчуги – частично поврежденный - обрамлен полосой латунных колец. Исполнение обрамления идентично описанному выше. Короткая прорезь спереди. На левой строне груди круглая латунная пуговица с перламутровыми краями, под ней – закругленный щиток со стертым гербом, вероятно, города Нюрнберга, вокруг щитка надпись готическими большими буквами: STAT ... NVRMBERG, под ним медный щиток XVII века, очевидно, приделанный позднее, с изображением австрийского герба. Длина кольчуги – 82 см, ширина с раскинутыми рукавами – 158 см. Происхождение: согласно правдоподобному преданию, кольчуга павшего в 1386-ом году при Земпахе герцога Леопольда. В 1744-ом году передана в люцернский цейхгауз семьей Фееров, в чьем владении она засвидетельствована с 1629 года. Об этом напоминают надписи на двух деревянных картушах: "Tit. hr. Frantz Bernard und Leopold Christoff Feer Zwingher zu Emen u. Her zu Budisholz haben diesen Pantzer von Hertzog Leopold verehrt". Происхождение: Нюрнберг, вторая половина XIV века. (См. рисунок. Таблица № 26)".
Рис. 11. Забрало бацинета из кантона Золотурн. Вторая половина XIV века. Оригинал - швейцарский Ландесмузеум; Цюрих.
Детали – образец кольчужного плетения, пряжка и пуговица с надписью – представлены на Рис. 3.
Литература по этой кольчуге собрана в книге "Die Schlacht bei Sempach, Gedenkbuch zur funften Sekularfeier, im Auftrage des h. Regierungsrates des Kantons Luzern, verfast von Dr. Theodor von Liebenau, Staatsarchivar, Luzern 1886" (стр. 401/02), написанной с безукоризненной научной тщательностью.
Среди австрийских трофеев в первую очередь перечисляется доспех герцога Леопольда: "Кольчуга герцога Леопольда. При разделе добычи среди швейцарцев была дарована юнкерам Лютольду и Людвигу Феерам из Люцерна, оба члены совета, потому что они, после того, как пал предводитель люцернцов, особенно отличились в битве, как об этом впервые сообщается в ХVII-ом веке". См. статью Халлера Битвы швейцарцев, Geschichtsfreund 11, 131. Людвиг и Люпольд Фееры впервые как "великие советники" упоминаются в 1396 и 1406 гг. Тогда Фееры еще не были "юнкерам". Об этом отличии впервые говорится в написанной в 1628 – 1631 "Родословной о появлении и происхождении дворянского рода Фееров из Кастелена", стр. 3 - 4, 25, 26. (Рукопись во владении г-на Франца Пфюффер-Зегессера в Люцерне). После смерти Гундольдингена Лютольд Феер стал предводителем ополчения города Люцерн. Эта кольчуга необычайно искусной работы длиной 82 см с рукавами длиной 44 см с 1744 года (Родословная Фееров, стр. 26) хранилась в цейхгаузе, а теперь в ратуше Люцерна. На кольчуге укреплен закругленный щиток длиной 8,3 см и шириной 6 см с австрийским гербом и золотым обрамлением. На пуговке, к которой крепится щиток, едва различимый герб города Нюрнберга с надписью готическими буквами STAT NURMBERG. На старейшем изображении кольчуги в родословной Фееров ХVII-ого века (стр. 26) кольчуга представлена в своем первозданном виде: воротник, рукава и подол с широкой золотой оторочкой. Позолота и сейчас видна на одном рукаве и по бокам". Последнее утверждение не соответствовало действительности уже в 1886 году: ни малейшего следа позолоты сейчас обнаружить нельзя, кольца оторочки из обыкновенной латуни. В упомянутой выше родословной есть заметка: "Эта кольчуга в 1744 году передана в цейхгауз". Нахождение кольчуги во владении семьи Фееров документально подтверждено с 1629 года. Вероятно, уже раньше она была дарована сословиями Люцерна заслуженному члену этого рода.
Рис. 12. Медный щиток с гербом фон Теттингенов. Вторая половина XIV века. Швейцарский Ландесмузеум; Цюрих.
Согласно цюрихской хроники Зильберюзена (закончена в 1576 году) в монастыре Рюти находился плащ герцога Леопольда, а "sin salar und ysenhut zu Lutzern". Позже из плаща сшили "церковную накидку", что вполне возможно: позже из светских тканей бургундской добычи 1476 года были выкроены и сшиты церковные облачения.
В описании пожара монастыря Нойенкирх в 1575-ом году писарь люцернского совета Реннвард Цюсат перечисляет и другие реликвии Леопольда: тогда пропал "гербовый кафтан оставшегося на земпахском поле герцога, который использовали в церкви как облачение".
Здесь следует следует остановиться еще на одном предмете, детали которого трудноразличимы, но важность которого несомненна: печати герцога Леопольда. Она дает дополнительную информацию по описанным выше трофеям (рис.4).
Герцог представлен на этой большой печати (диаметр 11,2 см, оригинал в Вене) на мчащемся боевом коне. Он в полном вооружении: на голове топфхельм с развевающимся наметом, короной и султаном из павлиньих перьев; тело покрывает плотно прилигающий лентнер; высокое седло закрывает низ живота, однако виден дупсинг и наголенник, украшенный пуговицами (заклепками, которыми крепятся железные пластины усиления под кожанной поножью?), наколенники, вероятно, железные, наголенники кожаные.
Рука защищена кольчугой или кожаным рукавом. В левой руке щит характерной для XIV века формы с австрийским гербом, в правой руке рыцарское копье с флажком (четырехугольное полотнище с одной длинной косицей – знамя Штайермарка). Коня герцога покрывает развевающаяся попна ("Kovertiure") с гербами Тироля. Каринтии и Штаайермарка. По окружности печати надпись заглавными буквами: "LEVPOLDUS:DEI:GRACIA:DUX AUSTRIAE:STYRIE:KARYNHIE:ET: PORTUSNAONIS: CO*MES:IN:HABSPVRG:TYROLIS: FERRETIS:ET:IN:KYBURG: MARCHIO:BURGOVIE:AC: LANTGRAVIVS:ALSACIE".
Леопольд Третий пользовался этой печатью приблизительно с 1374 года. Парадное облачение герцога кажется скорее турнирным, чем боевым, но не отличается от стандартного для этого времени. Прикрывает ли богато украшенный летннер кольчугу неясно, возможно, что это – воинское облачение, о котором говорит Р. Цюсат.
Рис. 13. Sigilum Henrici Milites de Raron anno 1313
В историческом музее Базеля представлены также несколько более поздние кольчуги: они очень схожи с кольчугой Леопольда и, судя по инвентарю цейхгауза, находились там уже до 1414 года. Согласно инвентарю 1410/11 года, базельцы купили их в Франкфурте: "Item IIc XVI guldin XIIII B. umb XLVIIII bantzer die koufft ze Franckenfurt" (B. Harms, Der stadhaushalt Basels im ausgehenden Mittelalter. Bd. II. Die Ausgaben 1369 – 1490. Tubingen, 1910. S. 114.80.81).
К кольчугам, которые можно датировать второй половиной XIV века, можно отнести и два спекшихся при пожаре куска железа из этого музея, в которых уверенно узнать бывшие кольчуги. Их нашли при сносе дома во внутреннем городе. Скорее всего, это – свидетельство пожара, опустошившего эту часть города в 1356 году после большого землетрясения.
При раскопках руин замка Аттингхаузен в 1897 году также был найден небольшой спекшийся в огне фрагмент кольчуги. Частей пластинчатых доспехов того времени – таких, как нагрудник или наспинник – не найдено. Об этих – важных как для швейцарской истории, так и для истрии этого времени – раскопках пишет государственный архивариус в Нидвальдене др. Р. Дуррер в статье "Руины Аттингхаузена" (Die Ruine von Attinghausen, Anzeiger f. Schweiz. Altertumskunde, 1898, 31.Jahrg. S. 47 u. 79 ff.). Среди прочих, не столь важных для истории оужия находок, там был найден железный бацинет, отталкиваясь от которого мы рассмотрим найденные в Швейцарии шлемы второй половины XIV столетия. (Бацинет находится в музее Бюрглена, кантон Ури, точная копия в Швнйцарском Ландесмузеуме). (Рис. 5)
Господа Аттингхаузена принадлежали к основателям швейцарской конфедерации, а их замок вблизи Альтдорфа в кантоне Ури до прекращения рода со смертью Johanns von Attingenhausen, ritter lanatamann ze Uri где-то между 1357 и 1359 годом был центром ури-швейцарской политики. Скорее всего именно этому барону – бравому вояке в войнах своего времени – и принадлежал этот бацинет. Вскоре после его смерти замок был сожжен, а шлем погребен под его руинами, так что датировать его можно серединой XIV столетия (рис. 6).
Форма выкованного из цельного куска шлема, закрывающего шею, заостренная, полукруглая. Сильно поврежденный вырез для лица полукруглый. Снаружи по его краю до уровня глаз расположены иебольшие круглые отверстия для крепления внутренней обивки. Заклепки и остатки кожи отсутствуют. Над ними, опять-таки до уровня глаз, приклепано десять коротких трубок, к которым крепилась хальсберге. Железная скоба для крепления съемного забрала на торцевой стороне и для его защиты. Само забрало не сохранилось. На макушке круглое отверстие для крепления подшлемника или насадки на шлем. Отверстие находится в центре декоративного креста, образованного тремя выцарапанными линиями с каждой стороны.
Шлем был найден сильно поврежденным, почти сплющенным и проеденным ржавчиной. Реставраторам Швейцарского Ландесмузеума удалось вернуть ему первоначальную форму (рис. 8).
Обмеры бацинета дали следующие результаты: высота в центре 24,5 см; высота от макушки до середины задней стенки 22,5 см; высота от макушки до середины лба 17,5 см; глубина от задней до передней стенки 14 см; ширина лицевого выреза сверху 13,5 см; ширина лицевого выреза снизу 14,5 см. Шлем, а, значит и размер головы его владельца, крайне мал.
Наряду с бацинетом были найдены четыре наконечника копий, который описываются ниже. Все эти находки описаны – хотя и недостаточно профессионально – в статье др. Дуррера, на которую я уже ссылался.
Лучше из найденых в Швейцарии бацинетов сохранился шлем, найденый в Зиттене, кантон Валлис и хранящийся в Валерии – замковой церкви Зиттена (в тамошнем Musée Archéologique Cantonal). Шлем удлиненной полукруглой формы выкован из цельного куска железа. На шее он несколько вогнут, а по бокам опущен. Лицевой вырез полукруглый. На макушке выбито клеймо мастера неизвестного происхождения. По всему краю бацинета расположен ряд маленьких круглых отверстий, в некоторых из них еще сохранились заклепки с мелкими головками снаружи и круглыми тонкими пластинками внутри. Заклепками внутри шлема крепился кожаный ремень шириной около 1,5 см, удерживавший подшлемник. В нижней части боковин с обеих сторон прикреплены кожаные петли. Над рядом отверстий расположены 12 цилиндрических железных массивных бобышек. Как и у бацинета из Аттингхаузера к ним крепилась хальсберге. Спереди расположена скоба с прижимной пружиной для вставного забрала.
Забрало откидное, полукруглое выступающее вперед с высоким гребнем. Внизу оно переходит в короткую рукоятку. Смотровые щели – две прямоугольные прорези – выдаются вперед валиком. Дополнительную защиту смотровым щелям обеспечивает скошенное выступающее положение щелей с тремя отверстиями в каждом выступе. (Рис. 9, 10).
Размеры следующие: высота от верхушки до боковой кромки 25,5 см; высота от верхушки до задней кромки 23 см; глубина от задней части до лицевого выреза 21 см; ширина лицевого выреза сверху 14,5 см; ширина лицевого выреза снизу 18 см; высота забрала 19 см.
Форма бацинета из Зиттена отражает развитие этого вида шлемов с середины до третьей четверти XIV столетия: более заостренный купол и сильнее выдающиеся вперед забрало позволяют считать его переходной формой к настоящей "собачьей морде" - "хундешнауце". (См. этот журнал, том VI, стр. 45, № 5 Hundsgugel, 2. H. d. 14. Jh., Sammlung Graf Wilczek). Такой шлем также находится в музее Зиттена. Но пока у автора не было возможности обследовать его и представить его фотографию.
Следует упомянуть и забрало "хундсгугель" бацинета в швейцарском Ландемузеуме. Кованое забрало съемное: в верхней его части находится шарнир, который вставлялся и закреплялся в цапфе шлема. Забрало выполнено из довольно толстого листового железа. Смотровые щели с сильно выдающимися вперед зубчатыми краями расположены в выступающей на уровне глаз части забрала. Прочая его часть почти полушаровидной формы защищает подбородок. Нижняя сужающаяся часть заканчивается кружком-рукояткой для откидывания забрала. С правой стороны крестообразно расположено десять круглых отверстий. (Рис. 11). Размеры следующие: высота 25 см; ширина сзади 17,5 см; окружность соответственно 27,5 см. Бацинет найден в Золотурне и датируется 1370/80 гг. Следующим этапом развития является уже настоящая выдающаяся вперед "собачья морда" - "хундешнауце".
В коллекции исторического музея Базеля находится еще один шлем с резко выдающимся вперед забралом "хундсгугель", характерным для второй половины XIV столетия. В музей он попал из частной коллекции, собранной в сороковых годах прошлого века. Забрало является очень удачной по форме подделкой. Сам сильно поврежденный шлем основательно "подновлен" и поэтому здесь не рассматривается.
Этим, в основном, и исчерпываются имеющиеся в швейцарских коллекциях элементы доспехов XIV века. К ним следует отнести еще и щит. Самый известный швейцарский щит – рыцарский щит из Зеедорфа, принадлежавший рыцарю Арнольду из Бринца, который следует датировать 1200 гг. (См. W. Boeheim, der Ritterschild von Seedorf, Zeitschr. f. hist. Waffenkunde Bd. I, S. 69 u. 93). Несколько моложе хранящийся в Зиттене рыцарский щит с гербом баронов фон Рарон, но прежде чем перейти к нему, следует остановиться на уникальном геральдическом экспонате оружеведения.
Недавно в Арте, кантон Швиц, в земле был найден маленький щиток, попавший сначала в частное собрание, откуда он и был приобретен швейцарским Ландесмузеумом.
Форма щитка треугольная с выгнутыми сторонами. Щиток выполнен из листовой меди. Желто-черный герб разделен по горизонтали пополам. Последовательность цветов выше и ниже разделительной линии различна: желто-черно-желтая в верхней и черно (разделительная линия) –желто-черная в нижней части. (Рис. 12). В желтых полях местами сохранилась нанесенная методом обжига позолота, кое-где исчезнувшая в результате долгого пребывания в земле. Выгравированный декор из переплетения виноградных лоз рельефно выделен на золотом поле. Черные поля покрыты эмалью: на шероховатую поверхность металла наносился сначала слой красной, а поверх него – слой черной эмали. Нижний слой красной эмали придавал черной эмали больший блеск. К сожалению, эмаль во многих местах повреждена. Высота щитка 7,2 см; ширина сверху 6,4 см. На щитке изображен герб рода министералей (воинов на службе церковных иерархов – формально рабов церкви: должность доходная, но "хамская". Поэтому сначала набирали их в основном из зажиточных крестьян, хотя и благородные на такие доходные места шли), фон Теттингенов, владевшим деревней Деттинген к северо-востоку от Констанца. Они служили епископу Констанца и аббату Райхенау. Цветами этого рода были золотой, желтый и черный. В появившемся в начале XIV века цюрихском гербовнике этот герб изображен в желто-черной раскраске. (Die Wappenrolle von Zurich, ein heraldischer Denkmal des 14. Jahrhunderts, Hrgb. von der der Antiquarischen Gesellschaft in Zurich. 1860. Tafel VIII. 184 род ошибочно приписан Аааргау). Форма щита в этом геральдическом памятнике гораздо заостренней, чем у описанного выше щитка, датируемого второй половиной XIV века. (О Теттингерах см. J. Kindler von Knobloch, Oberbadisches Geschlechterbuch, Heidelberg 1898, S. 215 ff). Такие гербовые щитки во второй половине XIV века носили впереди на хальсберге или лентнере в качестве опознавательного знака или украшения. Они четко прослеживаются на надгробьях.
Лучше всего формы щитов 1386 года отображены на печатях швейцарских дворян, сражавшихся на стороне герцога Леопольда и павших в битве при Земпахе. Их рисунки выполнены по отпечаткам печатей, хранящихся в швейцарском Ландесмузеуме (рис. 14).
Рис. 14. Печати рыцарей павших при Земпахе (1360-1385 гг.) По отливкам швейцарского Ландесмузеума; Цюрих.
Среди сохранившихся боевых щитов особое место занимает рыцарский щит с гербом баронов фон Рарон, хранящийся в кантональном археологическом музее в Зиттене (рис. 15).
Поскольку он относится к более раннему периоду, его подробное описание выходит за рамки настоящей работы. Автор надеется посвятить этому щиту небольшую монографию. В данной статье дается только краткое описание, поскольку до нас не дошли щиты времени битвы при Земпахе и приходится обращаться к более ранним формам. Форма зиттенского щита треугольная со слабо выгнутыми наружу сторонами и заостренным нижним концом. Поверхность щита занимает геральдический орел – герб баронов фон Рарон из Валлиса. Ремни на задней стороне щита довольно хорошо сохранились и по ним можно судить о весе самого щита (рис. 15). Поскольку форма и герб щита позволяют датировать его временем около 1300 г., приводятся только его основные характеристики, позволяющие составить представление об этом компоненте защитного вооружения. Высота щита 79 см, а ширина вверху – 70 см. Щит рассчитан на ношение на левой руке и забрасывание для транспортировки на спину или на плечо. Ношение и использование щита, в противоположность его форме, к концу XIV века вряд ли изменились и должно быть и в 1380-х годах оставались такими же, как и у щита баронов фон Рарон.
Рис. 15. Рыцарский щит из Зиттена с гербом баронов фон Рарон. Около 1300 года. Оригинал в кантональном археологическом музее Валерия; Зиттен.
На этом заканчивается описание защитного вооружения XIV века по сохранившимся образцам. Следовало бы дать описание компонентов конской упряжи и предметов, относящихся в верховой езде, однако точно датируемых экспонатов практически нет. Лучше всего сохраняются удила, шпоры и стремена. В Швейцарии их находят, но среди них нет таких, которые можно определенно датировать последней четвертью XIV века. Единственное исключение – превосходно сохранившееся железное стремя из развалин разрушенного в 1386 году замка Шенкон, о котором уже говорилось выше. Сечение боковин стремени угловатое. Внизу они соединены не очень толстой овальной поперечиной, а сверху – скобой, чья передняя сторона украшена зубчатым торцовым железным листом. Высота 13 см, длина поперечины 8 см, а ее ширина – 2,7 см, наибольший пролет между поперечинами 10,5 см (рис. 16).
Рис. 14. Стремя из разрушенного в 1386 году замка Шенкон. Оригинал в швейцарском Ландесмузеуме; Цюрих.