Без заголовка
24-11-2009 22:51
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ В РОССИИ
Сословно-представительная монархия – форма феодального государства, при которой власть монарха сочеталась с деятельностью органов сословного представительства феодалов, духовенства и городских верхов. Сословно-представительная монархия в России стала складываться уже в XV в. в период завершения политического процесса объединения Руси. Тогда при государе всея Руси Иване III в системе верховной власти действовала Боярская Дума как постоянный совещательный орган. Боярская Дума представляла и выражала интересы крупных землевладельцев и выполняла две функции: она обеспечивала поддержку власти единого монарха-государя всея Руси и способствовала преодолению феодальной раздробленности и сепаратизма. Причиной возникновения сословно-представительной монархии была относительная слабость монарха, который стремился к усилению позиций самодержавия, но был вынужден делить власть с Боярской Думой. Таким образом, монарх вынужден искать противовес этому учреждению, привлекая на свою сторону дворян и верхушку горожан. Во время правления Ивана IV появляется «Ближняя Дума», с которой царь и советовался. Однако, Иван IV не остановился на установлении собственного окружения, он изменил состав Боярской Думы, на место родовитых бояр, которые были казнены или изгнаны, пришли родственники царя, а также дворяне и дьяки. Отличительной особенностью вновь пришедших было то, что они были лично преданы царю. Малейшее ослушание каралось смертью или высылкой. В результате опричнины позиции бояр значительно пошатнулись. Проведенные земельные конфискации ослабили боярскую аристократию и только усилили царскую власть. Началась полоса преобразований, получившая название - "реформы 50-х гг." XVI в. Историки выделяют шесть реформ: государственного управления, местного управления, военную, судебную, налоговую и церковную.
Центральной стала реформа государственного управления, в результате которой в стране оформилась следующая вертикаль верховной власти:
- царь, в деятельности которого все явственнее усиливались элементы самодержавия, т. е. такой власти, которая готовая сотрудничать с представителями всех свободных сословий общества, но не считает возможным мириться с сословными привилегиями бояр.
В наиболее законченном виде сословно-представительная монархия складывается в России в середине XVI в., когда наряду с Боярской Думой в системе государственного управления начинает действовать новая политическая структура - Земские Соборы.
Исследователи выделяют следующие специфические черты российской сословно-представительной монархии XVI - XVIII - XVII вв.:
1. Земские соборы созывались по воле царя, а потому не периодически, а по мере надобности;
2. Они не имели юридического статуса, не обладали правом законодательной инициативы; их право - обсуждать и выносить решение по тем вопросам, которые поставлены перед Собором царем;
3. Выборного избрания депутатов-представителей на Соборы не проводилось. В качестве представителей от сословий приглашались преимущественно лица из местного самоуправления: главы и выборные местных дворянских и посадских обществ: земские судьи, губные и посадские старосты, излюбленные головы, целовальники; от крестьянских общин - сельские старосты.
Высшим органом сословного представительства в России стали земские соборы. В них участвовали Боярская дума, духовенство, феодалы и городские верхи. Земские соборы решали важнейшие вопросы: внешней политики, финансов, налогов, т.е. они должны были оказывать царю ту помощь, которую он потребует, и тогда, когда она потребуется. Земский собор представлял систему, состоящую из царя, боярской думы, духовенства (Освященного собора) в полном составе. Земский собор представлял временное совещание для обсуждения, а чаще всего для решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики государства. Кроме Боярской Думы и верхушки духовенства в земские соборы входили представители дворянства и посадских верхов.
Спецификой сословно-представительных органов в России было то , что роль «третьего сословия» (городских буржуазных элементов ) в них была гораздо слабее и в отличие от некоторых аналогичных западноевропейских органов (парламент в Англии , «генеральные штаты» во Франции , кортесы в Испании) земские соборы не ограничивали, а укрепляли власть монарха. Представляя более широкие, чем Боярская дума, слои господствующих верхов , земские соборы в своих решениях поддерживали московских царей. В противоположность ограничивавшей единодержавие царя Боярской думе земские соборы служили орудием укрепления самодержавия».
В первые годы правления царя Михаила Романова в условиях разрухи и тяжёлого финансового положения после интервенции и социальных потрясений правительство особо нуждалось в опоре на основные группировки господствующего класса, поэтому земские соборы заседали почти непрерывно : с 1613 года по конец 1615 года, в начале 1616-1619 годах , в 1620-1622 годах. На этих соборах основными вопросами были : изыскание финансовых средств для пополнения государственной казны и внешнеполитические дела.
Примерно с 20-х гг. XVII в. государственная власть несколько окрепла и земские соборы стали собираться реже. Соборы 30-х годов также связаны с вопросами внешней политики: в 1632-1634 годах в связи с войной в Польше, в 1636-1637 годах в связи с войной с Турцией. На этих соборах были приняты решения о дополнительных налогах на ведение войны.
Одним из важнейших земских соборов был собор, собравшийся в условиях городских восстаний летом 1648 года. На соборе были поданы челобитные от дворян с требованием усиления феодальной зависимости крестьян (сыска их без урочных лет); посадские в своих челобитных выражали желание уничтожить белые (т.е. не обложенные налогами и сборами) слободы, жаловались на непорядки в управлении и в суде.
Формы права Земского собора представляют собой, так называемый соборный акт - протокол за печатями царя, патриарха, высших чинов и крестоцелованием чинов пониже».
Падение роли земских соборов тесно связано с глубокими социально-экономическими сдвигами, произошедшими в Русском государстве к середине XVII века. Восстановление экономики страны и дальнейшее развитие феодального хозяйства позволили укрепить государственный строй России с самодержавной монархией, бюрократическим аппаратом приказов и воевод. Правительство уже не нуждалось в моральной поддержке «всей земли» своих внутриполитических и внешнеполитических начинаний. «Удовлетворённое в своих требованиях окончательного закрепощения крестьян, поместное дворянство охладело к земским соборам. С 60-х годов XVII века земские соборы переродились в более узкие по составу сословные совещания»
Особенно большую роль играли Земские соборы в период Смутного времени и сразу после него, когда царская власть была недостаточно сильна и нуждалась в постоянной поддержке.
Создание органов сословного представительства на местах привело к появлению выборных губных и земских старост, к которым перешла власть на местах.
Однако сословно-представительная монархия в России, в отличие от западноевропейских стран, так и не утвердилась. При определенном сходстве, например, с английским парламентом, возникшим в 1265 г., или французскими Генеральными штатами (1302), в Земских соборах отсутствовал порядок представительства. К тому же из-за резкого усиления самодержавной власти в 60–70-х годах земские соборы так и не стали постоянным органом власти и играли куда менее самостоятельную роль, чем сословно-представительные учреждения на Западе. Период сколько-нибудь заметной деятельности Земских соборов в России составил всего лишь около столетия (середина XVI в. – середина XVII в.). Тенденция к усилению самодержавной власти монарха оказалась явно сильнее.
ПЕРЕХОД К АБСОЛЮТИЗМУ
Во второй половине XVII в. в России осуществляется переход от сословно-представительной монархии к монархии абсолютной – форме феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. Установление абсолютизма сопровождалось постепенным отмиранием средневековых представительных учреждений, которые в период сословно-представительной монархии действовали наряду с царской властью, а также ослаблением роли церкви в управлении государством. Это выражалось в свертывании органов сословного представительства. С 20-х годов XVII в. земские соборы собираются от случая к случаю. Земский собор 1653 г., принявший решение о воссоединении Украины с Россией, был последним собором полного состава. В 80-е годы они окончательно исчезли.
На местах власть вместо выборных земских органов перешла в руки воевод, назначаемых правительством. В их руках была административная, судебная, военная власть, надзор за сбором налогов и податей.
Неуклонно падало значение Боярской думы, из нее выделялись более узкие органы, куда входили доверенные лица царей. Боярская Дума на протяжении XVII в. превратилась из законодательно-совещательного органа в совещательный при царе. Боярство уже не противопоставляло себя самодержавию, не пыталось оказывать давление на монарха или оспаривать его решения. Социальный состав изменялся в сторону усиления представительства дворянства. При Алексее Михайловиче (1645- 1676 гг.) более половины состава Думы составили дворяне.
В 1682 г. было отменено местничество.
В XVII в. еще более усилилось значение приказной системы. Для усиления власти царя и контроля за приказами был создан Приказ тайных дел, ведавший и политическим сыском. Проводились слияние и реорганизация приказов, подчинение их одному лицу. Сюда же относится и победа царя над патриархом Никоном.
Сочетание самодержавия, крепостного права и огромной роли государства отличали Россию от других европейских стран с XVI до середины XIX столетия. Абсолютная власть монарха и крепостное право, внешне схожее с российским, существовали во многих европейских государствах. Однако определяющая роль государства в сфере общественных отношений была свойственна только России. Эта черта сближала русское государство со средневековыми державами Востока.
Усиление централизации, закрепощение крестьян, налоговое бремя вызывали энергичные выступления народных масс. После Смуты новый всплеск выступлений городских и крестьянских низов последовал в середине столетия (восстания в Москве (1648) и других городах, Медный бунт (1662)), после чего разразилась Крестьянская война под предводительством С.Т. Разина (1670–1671).
К первой четверти XVIII в. относится окончательное утверждение и оформление абсолютизма в России. Оно связано с радикальными преобразованиями всей политической системы государства, предпринятыми Петром I.
В результате реформы государственного управления сложилась новая вертикаль центральных учреждений: император - Сенат как исполнительно-распорядительный орган - коллегии как общегосударственные исполнительные органы, ведающие наиболее важными сферами государственного управления. Деятельность Сената и коллегий регламентировалась строгими правовыми нормами и должностными инструкциями. В этой вертикале власти четко осуществлялся принцип подчиненности низших учреждений высшим, а замыкались они на императоре.
Губернская реформа 1708- 1710 гг. изменила систему местных органов власти. Было ликвидировано местное самоуправление, а во главе всех административно-территориальных единиц были поставлены лица, несущие государеву службу и получающие за нее жалование - губернаторы, провинциальные комиссары, уездные и волостные воеводы..
Административные преобразования завершили оформление абсолютной монархии в политическом строе России, Принятие Петром I титула императора являлось не только внешним выражением, но и подтверждением утвердившегося в России абсолютизма.
Две основные причины отмирания сословно-представительных институтов. Во-первых, это социально-экономические причины. А, во-вторых, «во второй половине XVII в. не только возникла необходимость, но и сложилась возможность установления абсолютной монархии. … Вместо своевольного дворянского ополчения было создано постоянное войско. Развитие приказной системы подготовило армию чиновничества. Царь получил независимые источники дохода в виде ясака (налог преимущественно пушниной с народов Поволжья и Сибири) и винной монополии. Теперь ему не нужно спрашивать разрешения у земских соборов на начало войны или иное серьезное мероприятие. Необходимость в сословно-представительных органах отпала и они были отброшены. Это означало, что монарх освободился от всяких пут, что его власть стала неограниченной, абсолютной».
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote