• Авторизация


СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИКИ И ИХ ХРИСТИАНСКИЕ АНАЛОГИ 23-06-2020 21:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения lyubava63 Оригинальное сообщение

Славянские праздники и их христианские аналоги


 Славянские праздники и их христианские аналогиХристианство, введенное на Руси Князем Владимиром в 988 году, фактически положило конец развитию Солнечного культа.
Новая религия еще долго не могла вытеснить остатки язычества из сознания народа.
Одни славяне оставались верны Даждьбогу, Хорсу и Перуну, другие - смешивали
2 веры, «сливая» своих богов с христианскими святыми,
3-ьи - поклонялись домовым.
Появился такой термин как двоеверие, с которым долгое время боролось духовенство.
Чтобы «стереть» древнеславянские традиции, церковные и светские власти запрещали старые праздники на официальном уровне или пытались подгонять их под себя.


Запрет старых праздников и славянского календаря

 Славянские праздники и их христианские аналоги
И по сей день в России христианство мирно уживается с отголосками языческих верований.
К примеру, марийцам удалось сохранить исконные народные традиции, несмотря на многовековое православное господствование в России.
Формально они считаются христианами, но по сути остались многобожниками.
Отдельные этнические группы, например, чимари, можно назвать непререкаемыми язычниками.
Они принципиально не крестятся и не принимают религию, навязанную иноверцами.
В период становления христианства двоеверие на Руси было обычным явлением, и далеко не всегда оно носило характер мирного сосуществования.
Развитие христианства в тот период характеризуется высокой терпимостью к устоявшимся народным традициям.
Но несмотря на это, княжеская власть применяла силу к защитникам язычества, например, если те запугивали людей и начинали сеять смуту.
После принятия православия на Руси одновременно действовали
2 системы летоисчисления - старая и новая.
Ни церкви, ни власти не нравилось, что праздники отмечаются по двум календарям.
Особое недовольство вызывала путаница в создании летописей.
Одни летописцы работали по славянскому календарю, другие - вели записи по новой системе.
Чтобы согласовать порядок летоисчисления по отношению к юлианскому календарю, приказом Ивана III в 1384 г.
(в Лето 6856 с сотворения мира) была утверждена дата празднования Новолетия - 1 марта.
С этого момента все летописцы, в том числе и Нестор работали только по юлианской системе летоисчисления.
Но даже после запрета старого календаря народ продолжал отмечать Славянский Новый год (1 сентября).
В ответ на гонения и запреты на Руси участились смуты, люди не хотели полностью отказываться от традиций и боролись за сохранение древнего культа.
Иван III был вынужден принять указ почитать наряду с христианством и старую языческую веру предков.
Двоеверие официально существовало на Руси вплоть до XVII века.
Чтобы искоренить языческий культ мирным путем и объединить как можно больше славян в общей религии, церковь начала «подгонять» календарь под повседневную жизнь людей и подменять старые обычаи христианскими праздниками.
Такая подмена привела к смешению христианской веры и языческих обрядов, люди стали отмечать церковные праздники, почитая православных святых, но продолжали соблюдать традиции старой веры предков.

День Иоанна Крестителя

 Славянские праздники и их христианские аналоги
Православный праздник Ивана Купалы пришел на замену древнеславянского Дня Купайлы.
Празднование летнего солнцестояния и наивысшего расцвета природы - это древнейшая языческая традиция, когда в ночь
с 6 по 7 июля люди прославляли Бога летнего солнца (Купайлы), вступившего в свои права после весны.
Христианский праздник Ивана Купалы (7 июля) получил свое название в честь Иоанна Крестителя, купавшего Иисуса Христа в реке Иордан во время его Крещения.
В отличие от славянского праздника в честь Купайлы, день Иоанна Крестителя не имеет никакого отношения к Богу солнца, а отмечать его полагается в храме и с молитвами.
Но даже после официальной отмены дня Купайлы и принятия нового праздника так и не удалось искоренить многовековые славянские традиции.
Несмотря на осуждения со стороны церкви, в этот день до сих пор совершаются массовые гуляния с прыжками через костры, пусканием свечей и венков по реке и другими символическими действиями.

Рождество Пресвятой Богородицы

 Славянские праздники и их христианские аналоги
До принятия христианства на Руси, 22 сентября славяне традиционно встречали День Осеннего Равноденствия (Овсень или Вересень) и благодарили Бога осеннего солнца за щедрый урожай.
В период развития Христианства вместо Овсеня на Руси стали отмечать церковный праздник - день Рождества Пресвятой Богородицы, который приходился на 21 сентября.
Считается, что Богородица покровительствует земледельцам, посылает благополучие в семье и помогает матерям.
У восточных славян этот день был также посвящен празднованию завершения полевых работ.
Только вместо Бога осеннего солнца за собранный урожай чествовали и благодарили Богородицу.

Рождество Христово

 Славянские праздники и их христианские аналоги
Во всем мире Рождество Христово отмечают 25 декабря.
Русская церковь празднует этот день по старому стилю (Юлианскому) - 7 января.
Традиция рождественских гаданий и колядок, которые неизменно начинаются 7 января и заканчивается на Крещение, пришла к нам из языческого мира.
С давних времен 25 декабря славяне чествовали солнечного бога Коляду и приветствовали новое солнце, которое рождалось после зимнего солнцеворота.
В день Рождества солнца-младенца люди (преимущественно деревенские жители) устраивали прыжки через костер, пели песни-колядки и обходили соседние дворы с фигуркой солнца.
С приходом Христианства день Коляды поменялся на Рождество Христово, но обрядовая часть древнеславянского праздника сохранялись вплоть до наших дней.

Сырная седмица

 Славянские праздники и их христианские аналоги
Православная Масленица (сырная седмица) произошла от старославянской Комоедицы.
Праздничные мероприятия начинались за 7 дней до равноденствия и продолжались еще неделю после него.
По одному из поверий, название праздника произошло от слова «комы» - круглые хлебцы или блины, которые пекли старшие женщины в семьях.
По другой легенде, первый блин приносили медведю.
В древности медведей звали комами, отсюда и появилась известная поговорка «первый блин - кому (комам)».
В весенний праздник славяне устраивали массовые гуляния, чтобы задобрить Бога солнца и попросить хороший урожай.
У капища накрывались большие столы, а обязательным блюдом были круглые блины и лепешки в форме солнца.
Еще 1 важный атрибут - чучело Марены, сожжение которой символизировало окончательный уход злой и холодной зимы.
С этим праздником церковь боролась особенно активно, но безуспешно, поэтому решила адаптировать его под себя и в XVI веке ввела 7-дневную Масленицу.
Языческая Комоедица выпадала на период поста, когда любые увеселительные мероприятия запрещались церковью.
Духовенство «передвинуло» свою сырную седмицу ближе к началу года, тем самым отведя этому празднику неделю перед постом.
В результате традиционные 2-недельные мероприятия в честь Комоедицы сократились до 7 дней.
Таким образом был введен новый православный праздник взамен старого языческого, но стереть его традиции так и не удалось.
Об этом свидетельствуют ежегодные масленичные гуляния по всей России, которые точь-в-точь повторяют обряды Комоедицы.

День Ильи-Пророка

 Славянские праздники и их христианские аналоги
2 августа Православная церковь почитает пророка Илию, жившего в IX веке до н.э.
Наравне с Николаем Угодником он принадлежит к числу самых популярных святых, считается покровителем плодородия и урожая.
До принятия христианства славяне отмечали Перунов День, который впоследствии и «трансформировался» в День Пророка Илии, вобрав в себя многие древнеславянские традиции.
Илья, признанный повелителем грома, небесного огня и дождя, органично заменил рожденного Сварогом громовержца Перуна.
На основе этого сходства образов иконописцы часто изображали Илию на золотой колеснице с огненными конями, летящими вверх.
В этот день не совершалось каких-либо знаковых обрядов, но издавна в праздник Перуна (Илии-Пророка) люди откладывали любую работу, чтобы выразить почтение покровителю плодородия и избежать наказания в виде дождя и грома.


Источник


Спасибо за ваши комментарии!


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИКИ И ИХ ХРИСТИАНСКИЕ АНАЛОГИ | LarisaGorik - СЛАВЯНКА | Лента друзей LarisaGorik / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»