Еще раз об альтернативной истории.
На радиостанции Эхо Москвы уже более года идет программа
"Цена Победы" . Очень интересная программа, приоткрывающая истинную цену Победы. В одной из передач под названием
"Ватикан во время Второй мировой войны" рассказывалась о поведении католической церкви в годы войны.
Я хочу привести выдержку из этой передачи относительно той "свободы", которую принесла на своих штыках немецкая армия в Прибалтику и Западную Украину.
М. СМИРНОВ: … Ватикан конечно, отнесся к этому как к аннексии, к захвату, поэтому, в общем, как местное население, так и католическое достаточно, прямо скажем, радушно встретило немецкую армию, как свою освободительницу. Но другое дело, что когда начались этнические чистки и, прежде всего это касалось, конечно, евреев и цыган, и славян, особенно в Прибалтике, вот здесь очень все было по-разному, то есть некоторые священники понимали или поняли даже наконец, что они имеют дело с еще более худшим режимом, чем советский, потому что у советского режима не было этнических как бы вопросов, там вопрос был "ты за Советы или против?"…
В. ДЫМАРСКИЙ: Ну, здесь классовый подход был, а не национальный.
М. СМИРНОВ: Не национальный. И тогда они сочувствовали партизанам или как-то помогали, ну а кто-то совершенно откровенно был коллаборантом и, так сказать, эта ситуация, она вполне применима и к Украине Западной, особенно где жили униаты…
А. ЮДИН: Галиция.
М. СМИРНОВ: Галиция, да, или Карпатская Русь, где совершенно просто население встречает немцев, как освободителей, где создаются воинские формирования - дивизия СС "Нахтигаль", которая, в общем, имеет своих капелланов - военных священников, и получает благословение иерархии - того же митрополита Андрея Шептицкого или его коадьютера, то есть помощника Йозефа Слипы, и люди идут откровенно воевать против советской власти, против красных. Вот только позднее, когда уже происходят поражения немецкой армии, отступление ее из этих территорий, вдруг как бы начинает церковь, особенно наиболее умные люди, как, скажем, тот же Шептицкий, граф, митрополит Львовский, он понимает, что нужно что-то делать, нужно как бы выправлять ситуацию, потому что сила-то оказалась на другой стороне. И тогда его брат, который возглавлял Студийский орден, Климент Шептицкий, едет в Москву, привозит значительную сумму денег для того, чтобы помочь раненым красноармейцам, и ведет уже переговоры с, если не ошибаюсь, Ворошиловым и Молотовым о том, чтобы церковь была легализована и признана, как и все прочие. То есть вот такие метаморфозы, они как бы достаточно показательны, то есть чья власть - та и церковь.
М. СМИРНОВ: Сохранилась переписка митрополита Андрея Шептицкого, который писал в Ватикан и, кстати, достаточно драматичная, потому что вначале он просто воспевает - вот, наконец, немецкий порядок, наконец, мы избавились от большевиков - а потом, когда он узнает о страшном геноциде евреев, а Львова это коснулось в очень значительной степени, когда он вдруг видит, что украинцы начинают избивать уже не только евреев, но и поляков, там пострадало колоссальное количество польской интеллигенции, тогда он понимает, что нацистский режим это уже что-то совсем другое, это уже что-то от Антихриста. И в его письмах в Ватикан, папе вот это прослеживается, но это уже, скорее, позиция беспомощная, она просто констатирует ситуацию, но выхода из нее уже другого нет.
А. ЮДИН: Ну, как раз он пытался создать выход. Все-таки Шептицкий был достаточно мощным человеком, и вот то, что касается, кстати, этой дивизии СС "Нахтигаль", зачем она была создана? Он прекрасно понимал, что вопрос об украинской независимости - вопрос очень сложный. В этих обстоятельствах как можно было легально создать украинскую армию? Только аффилировав ее в германскую армию, обеспечив ей соответствующий статус. И что сделали немцы? Отступая, они ее бросили под Броды, под ноги советской армии. Ее просто разнесли в клочки, этот Бродский котел. Ничего не осталось от этой дивизии СС.
М. СМИРНОВ: Но это оказалось и иллюзией его, потому что как можно было думать под немецкой оккупацией о какой-то независимости Западной Украины? Даже не всей Украины, а Западной. Ясно, что для немцев всякая автономия в пределах Третьего рейха или оккупированных территорий была просто исключена.
Вот фраза, которая явно говорит, что ни о какой независимости стран Балтии или Украины под пятой немцев быть не могло.
LI 5.09.15