• Авторизация


Аналитическое и интуитивное мышления 03-11-2004 17:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В недавней беседе со своей коллеге по работе и общением с Испепеленное возник вопрос о типах математического мышления, и об отличиях между восприятиями людей востока и запада.

Не думаю, что отличия людей в манере изложении и восприятии мыслей проходят через национальность. Есть люди, которые воспринимают через слово, т.е. им обязательно проговорить, обсудить ситуацию, прежде чем согласиться с чем-то или прийти к какому-то выводу или заключению. Но существуют люди, которые мыслят образами, картинами и им нет необходимости проговаривать ситуацию для того, что бы решить вопрос или принять решение. Или другими словами одни люди принимают решения, основываясь на логике, в то время как другие на интуиции.

Я в свое время читал книгу Анри Пуанкаре "Ценность науки" про два типа мышления в математике. Поискал в Интернете ссылку на неё, и вот на какой интересный пассаж наткнулся.

[/i]Если ознакомится с работами различных математиков, то легко заметить, что существуют два сильно отличающихся типа математического мышления. Один из них можно условно называют геометрическим или европейским тип, а другой - алгебраическим или азиатским (ныне его также называют аналитическим стилем мышления). Конечно, подобные названия сильно условны, и появились, по-видимому, в связи с тем, что геометрия как школа и наука развилась в Европе (Пифагор, Евклид, Декарт, Лобачевский), а начало алгебре, уравнениям и т.д. было положено в трудах арабов Аль-Хорезми, Омара Хайяма и других. Само слово алгебра происходит от арабского слова аль-джебр.

Аналитики придерживаются в своих работах логической стройности, двигаясь вперед шаг за шагом. Обычно они не пропускают без доказательства ни одной мелочи, аккуратно обосновывая каждый шаг. При этом общая идея доказательства может потонуть за нагромождением разного рода деталей. Чертежи или иного рода наглядные представления используются в работах аналитиков чрезвычайно редко.

Совершенно иная ситуация у математиков с геометрическим стилем мышления. Их работы изобилуют рисунками, если это вообще возможно. Если нет, то по крайней мере они на словах пытаются объяснить то, что представляется их внутреннему взору. При этом общие идеи доказательств обычно выписываются до строгой формулировки теорем, а иногда и вместо нее. Они не затрудняют себя доказательством мелких деталей.

Надо сказать, что условное деление на геометров и аналитиков вовсе не означает, что они занимаются именно той областью математики, которая вынесена в название соответствующего типа мышления. Это просто условное название того типа мышления, который присущ данным людям. Причем, видимо, эта склонность дается от рождения, а не формируется в результате воспитания или обучения, хотя в ходе этих процессов можно развить или подкорректировать эти склонности. [/i]

Тем не менее, я считаю, что, не смотря на то, что Запад явился родиной геометрического (интуитивного) типа мышления, а Восток - аналитического, в настоящее время западная культура основана на аналитическом типе мышления знаний, а культура востока - интуитивного.

LI 3.9.25
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (16):
Если судить массами, то вполне вероятно, но куча частностей огромна и не учесть её, подобно слепоте.

А вот о себе скажу: в школе я всегда обажал математику, но больше всего алгебру (по геометрии в чистом виде я бы ставил себе не выше 4-ки). Но в университете я увлекся начертательной геометрией. Достаточно интересная и позновательная наука.

Это я к словам: "эта склонность дается от рождения, а не формируется в результате воспитания или обучения". Это наверняка не так.


PS
Следует добавить, что когда я увлекся геометрией, то алгебра (высшая математика) у меня упала на несколько пунктов вниз. Возможно и правда различные полюсы мышления.
Я привел утверждение относительно врожденности математических склонностей как цитату. Скорее всего, обе математические склонности даются при рождении, но с разными величинами. У сбалансированных людей они присутствуют в одинаковой мере, и они пользуются обеими своими склонностями по очереди в зависимости от внутреннего состояния, или одновременно. У других одна из этих склонностей развита в большей мере, чем другая. Научившись достигать результата одним способом быстрее и эффективнее чем другим, мы перестаем обращать внимания и развивать параллельную склонность. Выдающиеся достижения могут быть получены только путем полной концентрации, сосредоточения. При этом одна склонность используется в наибольшей степени, в то время как другая находится в зажатом состоянии. Потому у математиков подобная диспропорция обнаруживается в наибольшей степени.

LI 3.9.25
Открытое забрало, не думаю... как раз таки у математиков, коим волею судеб являюсь, грани стираются и теряется вообще какая-либо четкость...
по крайней мере в концепции данной теории...
скорее определила бы аналитиков и геометров более лаконично, но так, как они воспринимаются...
геометр - человек с пространственным мышлением, т.е. при разговоре четко представляющий себе визуальную картинку...
аналитик же - узнающий итог мысли вместе с тем, кто его слушает...
Открытый, а я вот с тобой волен не согласиться. На счет "только путем полной концентрации, сосредоточения". В таком ракурсе теряется полная картина проблемы. Исчезает рациональность и заведомо снижается максимально возможный результат.

Пример простой: если бы я к своей работе относился бы только с точки зрения строительства, то многие рационально-полезные дополнения ушли в небытие. Но чуть углубленное знание инфотехнологий позволяет мне эффективно соединить два направления, чтобы добиваться новых высот.

Мне кажется, что узконастроенность мышления должна быть только у компьютора, который выполняет конкретную задачу. Человек же - двигатель прогресса, способный мыслить иррационально и соединять несоединимое в нечто одно новое.
Испепеленное, не буду говорить обо всех, но я практически всегда при разговоре, чтении книги или решении задачи мысленно рисую перед собой картинку. Конечно, трудно представить абстрактные понятия в виде конкретной картинки. Например, честь, совесть, электрический заряд, теплопроводность и т.д. Мне удается избежать этого, поскольку я отношу данные понятия к свойствам тела, предмета, человека которые проявляют себя не самостоятельно, а во время взаимодействия с другими телами, предметами, людьми. Т.е. в начале представляется картинка лиц, тел, предметов участвующих в действии, дальше начинается рассмотрение действий, в которых проявляются их характерные свойства. Если я имею дело с физической задачей, то в итоге имею математическую систему уравнений, которую в дальнейшем решаю математическими (алгебраическими или геометрически) методами. Поскольку данные методы могут давать несколько решений, то производится проверка полученный результат на физический смысл. Например, время и масса должны быть больше нуля.
Рассматривая поведение людей, мы выявляем их свойства (честность, отношение к различным категориям людей и т.д.) людей, которые следуют из тех или иных поступков, сопоставляем их с ранее теми свойствами, которые о них имели раньше. Если в результате сопоставления появляются расхождения, мы либо меняем мнение о людях, либо говорим о том, что данная информация либо не полная, либо не достоверная, либо мы ошиблись в анализе причин. Я обычно весьма консервативен в плане изменения сложившегося мнения о людях, явлениях, и вначале убедиться, что факты полны, достоверны, а анализ проведен правильно, прежде чем менять мнение о человеке, явлении.
Логический анализ можно проводить путем рассуждений, и применения методов формальной логики как это делают адвокаты в суде или же путем интуитивными методами, когда решение предстает перед нами сразу, как ответ на загадку, и мы ищем логические аргументы, доводы, которые смогли бы обосновать наше мнение, подтвердить или опровергнуть его. Мне более приемлем второй способ. Т.е. я вначале представляю какое-то предварительное решение и пытаюсь его доказать или опровергнуть с помощью известных фактов.
Поэтому можно обо мне говорить как о геометре, если только это понятие применимо для рассмотрения человеческих отношений. С другой стороны алгебра тоже не является для меня чужой наукой. Вот и попробуй решить тут, к какому клану себя относить.

LI 3.9.25
Звезда :) у тебя есть священное право соглашаться со мной или не соглашаться, мы не соперники, мы собеседники.
Говоря о полной концентрации, сосредоточении я не говорю о том, что ты взялся только за один аспект проблемы, задачи и заниматься только им. Сосредоточение - это то, когда ты относишь на второй план еду, увлечения, фазу дня, быть может, личной жизни, но никак не какой-то части задачи, которая кажется малозначимой. Программисты говорят, что при создании программ 90 процентов всех случаев занимают 10 процентов времени и наоборот оставшиеся 10 процентов случаев требуют 90 процентов времени.
Согласен с тобой в том, что самые интересные идеи возникают на стыке предметных областей. А самые интересные явления проявляются во время переходных процессов.

LI 3.9.25
Открытое забрало, улыбнулась...
я порой грешна полнейшим неосознанием того, что собираюсь сказать человеку... губы размыкаются бесконтрольно и идет выссказывание...
так обычно происходит вначале беседы... сознательно переводя ее в словесную баталию... выкидывая максимальное колличество вероятностей ситуации...
провокация человека на рассуждение...
потом же, четко взвешивая каждое слово и рисуя перед собой образы формирую мнение...
если собеседник мне особенно интересен в плане дискуссии, могу выссказывать явно противоположную точку зрения, при внутреннем согласии...
но, одно знаю точно... если говорить не о теории, а о практической сфере, требующей не рассуждений о добре и зле, совести и чести, а конкретном решении, например профессиональном...
считаю на много ходов вперед и обыкновенно весь спектр вариантов до сумасшедшей скурпулезности...
мы все совмещаем в себе различные качества в зависимости от ситуации...
Испепеленное, а я наоборот, когда у меня нет еще определенного мнения, предпочитаю некоторое время помолчать, собирать информацию, вслушаться в беседу. Могу задать вопросы, но активно включаюсь в обсуждение лишь после того, как появятся первые собственные мысли, соображения.
Провоцирование человека на то что бы он обосновывал свое мнение путем высказывания альтернативного мнения. При этом я могу быть с ним внутренне согласен. Но этот способ я употребляю редко.
Я тоже просчитываю вперед, но глубоко погружаюсь в небольшое количество решений (2-3), которые представляется мне наиболее вероятными. Правда если случаются сбои, т.е. некоторый вероятный путь решения оказывается мной не проработанным, обычно такое случается с новыми людьми. То приходится искать и находить решения по ходу дела.

LI 3.9.25
Открытое забрало, задумалась... да... если компания незнакома, т.е. предвидеть реакцию человека почти нереально, тоже отмалчиваюсь...
выслеживается логика и построения человека...
только потом ему можно возражать, либо выказывать согласие...
спорно... )
как-то мы планомерно перекатились на психологию восприятия... не спорю, что взаимосвязанно, но несколько другое...
Жаль, что в обществепринято мыслить стереотипами. Считается почему-то , что Восток - это обязательно интуиция, а Запад - логика. Хотя очень много промежуточных моментов. Люди-то все разные, сколько людей, столько мнений и даже отдельных школ :)
Испепеленное, Да от темы мы немного отошли.
Что касается алгебры и геометрии, то мне кажется, что вторая сравни искусству, тогда как первая ремеслу. И потому решенной уравнение не вызывает такого восторга, как элегантное графическое решение.

LI 3.9.25
Криста_таинственная, естественно даже в одной семье два ребенка не похожи друг на друга, чего уж там говорить о народах, нациях, и жителях континентов.

LI 3.9.25
Открытое забрало, Да..но почему-то в обещстве принято делить людей по национальному признаку, Зодиакальным знакам и тп., почему? Значит, какие-то общие типичные черты все-таки у определенных групп етсь?
Криста_таинственная, дети в материнской утробе питаются тем, что съест их мама. Раньше рацион питания определялся тем, что можно было купить на рынке или вырастить самому, кроме того, на зародышей влияли такие условия как пребывание их мамы на свежем воздухе, перегрев или переохлаждение, т.е. все то, что связано с со сменой сезонов. Жизнь в городах несколько сократили нашу зависимость от этих факторов и потому, влияние их должно уменьшаться, если уже совсем не свелось к малой величине по сравнению с другими факторами. 12-летний цикл восточных календарей возможно как-то связан с 11 летним циклом активности солнца.
А что касается расположения остальных звезд и всех подобных рассуждений, то я не принимаю их всерьез.
Что касается национального признака, это справедливо, но вот все большее и большее количество людей отрываются от устоявшихся национальных устоев, становятся космополитами. Не знаю хорошо это или нет, но эти явления имеют место.

LI 3.9.25
, странно:) влияние свежего воздуха и солнечных лучей признаешь, а влияние планет - звезд - тех, что подальше - того же Солнца или Луны (приливы отливы)отрицаешь... национальные черты тоже проявляются от пребывания в определенному кругу людей и местности с определенным климатом..Снова влияние среды...(космоса)())
Как говорится, Бог существует независимо от того. верим мы в него или нет:))
Криста_таинственная, так ведь пищу что мы едим, воду которую пьем, влияют на нас непосредственным образом, поскольку она переходит в наше тело на какой-то срок.
Что же касается этнического фактора, то он, конечно, играет большую роль для изолированных или слабосвязанных человеческих обществ, например в деревне или в маленьком городке, где связь и зависимость между отдельными его членами значительно и нарушение установленных правил поведения чревато тем, что данный человек может быть исключен из этой системы. Тогда он вынужден решать многие вопросы в одиночку при явном противодействии других членов этого сообщества. В больших городах, эта связь и зависимость может быть очень слабой и тогда этнические факторы не играют, хотя конечно могут, значимой роли. С другой стороны члены на коренного этноса (жители Кавказа, Средней Азии, Украины и т.д.) находясь в чуждом для них этническом поле, наоборот вынуждены держаться друг друга теснее и сплоченнее чем, если бы они жили в среде собственного этнического окружения. Отсюда вывод если ты имеешь дело с человеком, находящимся в родной этнической среде и живущем в больших городах, этнические факторы могут быть минимальными.
Ну а что касается приливов луны, или влияния звезд и планет, то я недаром когда-то был физиком экспериментатором и представляю, какое воздействие они могут оказать на организм человека и их малость, по сравнению с работающим мобильным телефоном, телевизором, монитором или даже поездом метро или автомобилем проходящим мимо.

LI 3.9.25


Комментарии (16): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Аналитическое и интуитивное мышления | Открытое забрало - Дневник Открытое забрало | Лента друзей Открытое забрало / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»