Мы приходим в этот мир не одинаковыми. Одни из нас здоровее другие не совсем, одним хорошо даются гуманитарные предметы, другим естественнонаучные, третьи вообще не желают ничего слышать об образовании. Т.е. от рождения мы обладаем набором физических и умственных способностей, которые уникальны для каждого человека. Они определяют пространство возможностей, которое человек может достичь за свою жизнь при условии, что ему помогают в развитии и не создают препятствий. Понятно, что это пространство ограничено. Человек, со слабыми легкими может добиться превосходных результатов в беге на длинные дистанции или в плаванье, но этот его природное свойство не позволит ему продвинуться дальше, чем у человека у кого легкие будут хорошими от рождения. Человек, имеющий склонность к гуманитарным наукам, будет испытывать трудности при изучении точных наук и ему может достаться с трудом, то, что легко дается людям с математическим мышлением.
Развитие человека ограничено во времени и потому не может занять как газ все доступное пространство возможностей. Он не может заниматься одновременно обучением игре на гитаре и заниматься пением или математикой. Развитие не дается даром. Для получения какого-то результата необходимо затратить некоторые усилия. Кому-то больше, кому-то тут уже все зависит от способностей. Выбор занятий в пользу нескольких способностей приводит к тому, что развитие других приостанавливается или происходит с запозданием. Можно внести понятие объема развития (навыков, умений, знаний) человека в некоторой области. Чем сильнее он в ней развит, тем больший объем ему принадлежит. Величина объема зависит как от способностей человека, так и усилий которые он затрачивает для освоения этой области. Если оценивать человека в целом, то сумме его знаний, умений, навыков можно приписать некий суммарный объем развития. Можно утверждать ,что более развитой человек обладает большим объемом развития.
LI 5.09.15