Разговаривал я вчера с сыном по поводу его экзаменов. Стали обсуждать оценки, я и сказал, мол, ты бы мог сдать физику и получше. Да согласился он со мной, мол, не повезло ему, попалась задача, которую они вместе с репетитором не рассматривали. Пытался он свести эту задачу к известной, но напутал и в результате решил её не правильно. Ударяясь в воспоминания, я сказал, что когда решал задачи в школе, при поступлении в институт, в родной альма-матер, да и позже то всегда рассматривал задачи с нуля, т.е. как бы забывая о других ранее решенных задачах, пытался находить решения заново. Раздумывая об этом позже, я пришел к выводу, что существует как минимум 2 способа решения задач. Первый - медленный это попытаться построить модель события и попытаться найти решение. Второй - более быстрый, это попытаться свести событие к известному шаблону и попытаться использовать решение, которое уже было с успехом применено для него.
Конечно, в реальной жизни никто явно не придерживается только одного способа решения. Никто не пытается каждый раз доказать что 6*7=42 путем сложения. Но можно говорить о тенденциях. Т.е. один человек может, прежде чем сформировать мнение о человеке, событии, явлении пытается собирать дополнительную информацию, другому - бывает ясно практически сразу.
В связи с этим я всегда удивляюсь тому, как малознакомые люди тебе порой берут на себя смелость давать тебе советы. Ведь когда человек утверждает, что это должны быть так, а не иначе, у него в голове должна быть сформирована как некая модель данной ситуации, так и способы её разрешения. Но если модель построена наспех, на основе небольшого количества фактов, то наверняка она описывает не данную ситуацию, а похожую на ситуацию, ставшую для него шаблоном для принятия решений. Поэтому к таким советам, я отношусь очень осторожно. С другой стороны, совет может быть основан на необычном, не приходящем сразу в голову ракурсе рассмотрения ситуации. Потому такие советы, могут быть полезны в том плане, что они могут обогатить подходы к рассмотрению, расширить перечень шаблонов. В этом плане очень помогает чтение серьезной литературы, ставшей классической.
Потому к советам, поучениям, критике нужно относиться прагматически, стараясь брать из неё только то, что покажется полезным, подобно тому, как старатель выбирает крупицы золота, просеивая тонны породы.
LI 5.09.15