Недавно почитал у
Жабенья его пост о физиках и лириках.
Как писал Борис Слуцкий "Что-то физики в почёте, что-то лирики в загоне, дело не в простом расчёте, дело в мировом законе"
Я как бывший физик могу сказать, что да, действительно в те годы, когда у нас была единственно правильная марксистко - ленинская теория, физика была заповедником свободомыслия. Атомы и молекулы, фермионы и бозоны ничего не знали о принципах диалектического материализма, а вели себя в соответствии с их внутренней природой. Что бы постичь закономерности их поведения, приходилось отбрасывать идеологию и попытаться построить адекватные модели их поведения. А что бы делать правильно, необходимо было уметь выявлять новый эффект, на фоне других уже известных процессов, строить математическую модель процесса, строить гипотезы, следствия из которых проверялись в последующих экспериментах. В зависимости от того подтверждались они или нет, гипотеза могла превратиться в теорию быть доработанной или отвергнутой. Физика как наука базируется на нескольких принципах: сборе фактов, их анализа, построения модели описывающий процесс, выводы из которой позволяют формировать управляющее воздействие, ведущее процесс желаемому результату. Поэтому её называют фундаментальной. Физическое образование тоже фундаментальное, иначе, оно не могло бы соответствовать требованием науки. В Росси, к сожалению, нет других отраслей науки, которые обладали бы столь развитым математическим и аналитическим аппаратом. Хотя я согласен, что для того, что бы в совершенстве владеть финансовыми, управленческими, маркетинговыми процессами нет необходимости предварительно изучать физику. Но я пока не вижу, что бы наши высшие финансовые и другие учебные заведения снабжали своих студентов развитым аналитическим и математическим аппаратом, который мог столь же успешно использован как в науке. Конечно специфика процесса несколько иная, но невозможно найти закономерность среди кажущегося хаоса событий и фактов, если не пытаться и не уметь этого делать. Работающий в одной сфере математический и аналитический аппарат можно попробовать применить в другой, скажем в финансовой области, но как анализировать данные и добиваться результатов, не владея никакой методикой.
Ну да ладно, что касается России то ей в силу её коррумпированности и отсутствия правил игры честной конкуренции, фундаментальные знания не к чему. Зачем просчитывать вероятность изменения тех или иных акций и рассчитывать предполагаемые линии тренда, когда достаточно сбросить акции за 2 часа до объявления отставки правительства или скупить акции за 4 часа до объявления о присвоении России более высокого рейтинга. Зачем собирать факты, документы, ссылаться на статьи закона и прецеденты в суде, когда можно договориться с судьей заранее. Зачем готовить предложения, по тендеру которые предлагают более эффективные решения и менее затратные, когда победители уже известны заранее, при этом эффективность не имеет никакого значения. Но ведь не всегда в России будет так, люди обладающие методами оценки и анализа рано или поздно окажутся востребованы. Только их в России на тот момент не окажется здесь, потому, как все учились на экономистов и юристов. Если же этого не произойдет, то мне очень жаль мою Родину. Я не стану возражать, если мои дети к тому времени, когда они выучатся и начнут жить самостоятельно, покинут её. А своему сыну я всё же постараюсь дать фундаментальное образование.
LI 3.9.25