[600x400]9 сентября 1828 года, в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери — Ясной Поляне родился граф Лев Николаевич Толстой . Он один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей мира. Образ Льва Николаевича Толстого окутан множеством тайн и легенд. Но все ли из этого правда? Музей-усадьба «Ясная Поляна» составил подборку самых популярных мифов о писателе на основе вопросов, которые посетители задают экскурсоводам.Миф №1. Лев Толстой проиграл усадебный дом в карты. Реальность. Осенью 1854 года большой трехэтажный дом, в котором родился Лев Толстой, был продан на своз соседскому помещику Горохову. Причина этого — отсутствие у Льва Николаевича средств на его содержание и ремонт, а также необходимость в улучшении своего финансового положения. На момент продажи дома писатель находился в армии, принимая участие в Крымской войне, и сделкой по доверенности занимался его троюродный брат Валериан Петрович Толстой. Когда в Крыму Лев Николаевич вместе с группой офицеров задумывает издание журнала для солдат, деньги пересылают ему. Однако издание запрещено правительством, и в январе 1855 года Толстой использует присланную ему сумму для уплаты карточного долга. Если говорить об усадьбе в целом, писатель никогда не имел намерения ее продать. Миф №2. У Толстого было много внебрачных детей — как до, так и после женитьбы. Реальность В молодости, до своей женитьбы, Толстой регулярно упоминает в дневниках женщин — крестьянок, цыганок, знатных дам, будивших в нем страсти и чувственность, за которые он себя порицал на протяжении всей жизни. Самым мучительным для писателя эпизодом стала его связь с 23-летней замужней крестьянкой Аксиньей Базыкиной, начавшаяся в 1858 году. В 1860 году Аксинья родила сына Тимофея, который, как признавал сам Толстой, был его внебрачным ребенком. Через два года после этого писатель женился на Софье Андреевне Берс. Опыт своей добрачной жизни Толстой отражает в повести «Дьявол» (1889), породившей среди общественности слухи о неверности графа жене. Будучи женатым человеком, писатель никогда не нарушал супружеской верности. Свидетельство об этом мы встречаем в его «Тайном дневнике» 1908 года, в котором писатель предельно откровенен. После 25-летней годовщины свадьбы в доверительной беседе со своим другом Павлом Бирюковым Толстой говорит, что «ему приятно сознавать, что ни с его стороны, ни со стороны его супруги не было ни малейшей неверности, и они прожили честную и чистую семейную жизнь». Миф №3. Софья Андреевна не просто переписывала произведения мужа, а была их соавтором. Реальность. Софья Андреевна была одаренной женщиной, написавшей несколько литературных произведений малой формы, критических эссе и мемуары. Она с большим удовольствием и воодушевлением переписывала произведения мужа, получая от этого эстетическое удовольствие. Случалось, что в процессе внесения поправок в свои произведения Толстой прислушивался к советам жены, признававшейся, что она «всей душой» вникала в переписываемый материал. Однако то, что главным редактором своих произведений являлся сам Лев Николаевич, сомневаться не приходится. Миф №4. Лев Толстой не любил своих детей. Реальность. Семейный проект был для молодого Толстого главной, преимущественной целью. Рано осиротев, он с юных лет мечтал о собственной семье, в которой непременно будут дети. В 1862 году писатель женится, и один за другим у него появляются сыновья и дочери. Семья была большой — из тринадцати родившихся детей до совершеннолетия дожили восемь. Наравне с Софьей Андреевной Лев Николаевич принимал участие в воспитании детей, их образовании, проводил с ними много времени, придумывал для них игры. Он прекрасно находил с детьми общий язык, но был сдержан во внешних проявлениях любви и нежности. Любовное описание еще маленьких детей и отеческие наставления подросшим детям, жизнь которых Толстой, бывало, не одобрял, но которых все же любил, пронесены через его дневники и письма. Миф №5. Любым средствам передвижения Толстой предпочитал ходьбу пешком. Реальность. Любовь к пешим прогулкам Лев Николаевич сохранял на протяжении всей жизни и не оставлял ее даже в последние годы в Ясной Поляне. Известно, что трижды он совершал пешие переходы из Москвы в Ясную Поляну, а также пешее паломничество в Оптину Пустынь. Цель этих путешествий – «увидать, как живет мир божий, большой, настоящий, а не тот, который мы устроили себе и из которого не выходим» (письмо С.А.Толстой от 11 июня 1881 года). Однако с не меньшей любовью он относился и к верховым прогулкам, а в 67 лет освоил велосипед. Если же говорить не о прогулках, а о перемещениях на ближние и дальние расстояния, то здесь писатель предпочитал современные ему виды транспорта — коляску, почтовую карету, железную дорогу. Миф №6 Лев Толстой ходил босиком и носил крестьянскую одежду. Реальность. В 1891 году Илья Репин исполнил этюд Толстого, стоящего на молитве в лесу. По этому этюду спустя десять лет он создал полотно «Л.Н. Толстой босой», в своеобразной манере отражавшее стремление писателя к опрощению. По свидетельству старшего сына Толстого Сергея Львовича, «отец был недоволен тем, что Репин изобразил его босым. Он редко ходил босиком и говорил: «Кажется, Репин никогда не видал меня босиком. Недостает только, чтобы меня изобразили без панталон» (С.Л. Толстой. «Очерки былого»). Что касается простой одежды, Лев Николаевич надевал ее для физической работы, а также во время своих пеших путешествий — чтобы встречные не признали в нем барина. Его домашняя одежда, которую он носил в Ясной Поляне, была очень демократична, однако исключала ассоциации с крестьянским платьем. а. В одежде Толстой любил опрятность и чистоту, но не щегольство и элегантность». Европейское платье – сюртук, накрахмаленные рубашки, пальто и шляпу – писатель надевал, когда ездил в Москву и Петербург, бывал в светском обществе. Многие из его вещей были сшиты у хороших портных или куплены в дорогих магазинах. Миф №7. Лев Толстой был предан анафеме. Реальность. В последние два десятилетия жизни Л. Н. Толстой, будучи верующим человеком, крещенным в православии, в ряде произведений ясно показал, что не принимает ряд важнейших догматов православной церкви и резко критикует ее деятельность. Фактически он перестает быть членом Русской православной церкви по собственной воле. Анафема же Толстому ни в одном из храмов Российской империи не провозглашалась, и детали сюжета известного рассказа Александра Куприна «Анафема» (1913) являются художественным вымыслом. https://www.livelib.ru/articles/post/29939-sem-mifov-o-tolstom  |