• Авторизация


КАК ВОЗНИКЛА МУЗЫКА 21-03-2010 00:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


КАК ВОЗНИКЛА МУЗЫКА

Древние считали, что музыку создали боги. Позднее творцом музыки стали называть природу. Греческий философ Демокрит и римский философ Лукреций говорили, что музыка началась с подражания пению птиц, шелесту ветра в тростнике.
В действительности дело обстояло иначе, хотя роль природы в этом процессе нельзя игнорировать. Происхождение музыки было связано с человеческим трудом. Там, где был труд, там рождалось искусство звуков. Музыка была, есть всюду и везде, где существует жизнь человеческая. С самого начала музыка и танцы были тесно связаны с производительной деятельностью человека. Так, у первобытных людей существовали танцы войны, огня, подражания животным, танцы смерти, совершеннолетия, свадебные. Все эти танцы сопровождались музыкой.
Музыка началась с пения, а первым инструментом был человеческий голос. Затем возникли инструменты ударные, шумные, самозвучащие, типа колотушки и погремушки, барабаны, а также духовые гуделки, свистки, флейты из тростника или кости без боковых отверстий, затем с боковыми отверстиями и многоствольные. Научились изготовлять свирели, из дощечек различной длины ксилофон, из дерева, рога или раковины - трубы.
Знаменитый исследователь Н. Н. Миклухо-Маклай рассказывал, что любители папуасской музыки, подняв высоко над головой или прислонив к деревьям свои бамбуковые трубы, более чем в два метра длиной, издавали протяжные, завывающие, громкие звуки; другие дули в продолговатые просверленные сверху и сбоку орехи и производили очень резкие своеобразные звуки.
На древнем Востоке, где впервые возникли классовые общества, музыка получила дальнейшее развитие. Надписи и произведения изобразительного искусства свидетельствуют о том, как широко она проникла во все области государственной и частной жизни. Музыкой сопровождались будни бедняков и пиры богатых, народные веселья и общественные церемонии, домашние встречи и царские приемы, возвращение войск и торжественные жертвоприношения, бытовые обычаи и храмовые праздники.
В социальных низах Египта широкое распространение имела лира сирийского происхождения, а в высших слоях - арфа, тесно связанная с культом египетских богов Исиды, Осириса и Тота, которые считались творцами музыкального искусства.
На барельефах в Египте встречаются изображения дуговых арф, в отличие от более поздних - угловых арф. Появляются древнеегипетский двойной кларнет, продольные флейты простой конструкции. В эпоху Нового царства египетская продольная флейта уступает место сирийскому двойному гобою. Такой ансамбль. как арфы, продольные флейты и человеческий голос, звучал необычайно мягко и спокойно. Живость и остроту в спокойный ритм египетской музыки вносили разнообразные барабаны. Последние вместе с арфообразными лирами были основными музыкальными инструментами шумерийцев. В III в. до н. э. Ктесибием был построен "водяной орган", в котором необходимое воздушное давление создавалось применением некоторых гидравлических приспособлений.
Широкой известностью и влиянием пользовались сирийские музыканты с их арфами, лирами, лютнями и гобоями.
В Ассирии уже существовал обычай публичных концертов, даваемых придворными музыкантами царя для городского населения. Ассирийцами была записана древнейшая в мире песня 3,5 тысяч лет назад на глиняной плите. Это открытие сделали калифорнийские ученые. Им удалось прочитать и расшифровать ноты этой записи. Восстановлены старые инструменты и воссоздано первозданное звучание старинной песни. Это - гимн, посвященный покровительнице древнего ассирийского города Угарант.
В древней Индии были известны флейта, гитара, бубны, семь нотных тонов. Каждый из тонов посвящался какой-нибудь нимфе и получил название по начальному слогу ее имени (sa, ri, gha, mi, pa, dha, ni). Перейдя к персам и арабам, они были занесены на европейскую почву под названием: do, re, mi, fa, sol, la, si.
Достижения древневосточной музыкальной культуры были широко использованы и приумножены греко-римским миром. В Греции и Риме ощущается более тесная связь песни и музыки. Поэзия была неразрывно связана с вокальным искусством. "Лирика" буквально означает "пение под лиру". "Лирой он слух услаждал, воспевая славу героев" , - говорит Гомер об Ахиллесе.
В предании об Орфее показано покорение души человека силой искусства. Он изображается с кифарой в руках. Его слушают внимательно восхищенные воины,
Лесные звери, птицы, фантастические существа - силены. Греки говорили, что пение Орфея очаровывало людей, животных и даже скалы. Реки, заслушавшись певца, останавливали свое течение.
Музыка сопровождала исполнение бытовых и производственных песен, а также колыбельных, свадебных, похоронных. Значительную роль она играла на празднествах. Победителей на состязаниях на их родине ожидало торжественное музыкальное чествование. Особый расцвет получают эпические песни и хоровая музыка. Они всегда сопровождались музыкальными инструментами - лирой в ее двух основных формах (собственно лирой и кифарой), а также авлосом, похожим на флейту и гобой. Последний инструмент был основным на Ближнем Востоке. Авлос аккомпанировал чаще драматическому пению, кифара - лирическим хорам.
В Риме, кроме кифары и авлоса, применялись в военной музыке рог и трубы, на вакхических празднествах-цимбалы и другие шумовые инструменты. Во времена империи в измененном и улучшенном виде был вывезен из Египта водяной орган, который пользовался в римских цирках и, особенно, на музыкальных состязаниях популярностью. Орган имел большую выразительность. Его звуки были способны возбуждать и успокаивать слушателей. Позднее, через Византию орган попал на европейскую почву.
К концу Римской республики во время празднеств часто упоминаются симфонии и исполняющие их инструментальные ансамбли. Началась совместная игра различных инструментов, составлявших оркестр. В эпоху империи часто выступали хоры - либо самостоятельно, либо в соединении с солистами и с разнообразным музыкальным сопровождением.
Самый яркий показатель широкого распространения интереса к музыке в эту эпоху-установление практики концертов. О достижениях в музыкальной культуре Греции и Рима говорят также наличие композиторов и музыкантов, возникновение музыкальных школ (остров Лесбос), союзов певцов и музыкантов (Афины), клубов музыкантов (Рим), а также проведение музыкальных состязаний. В Греции это были большие общественные мероприятия государственного значения, подобные знаменитым спортивным Олимпийским играм.
В Риме с I в. н. э. проводились капитолийские состязания, на которые отовсюду стекались музыканты и исполнители. Триумф на капитолийских состязаниях означал признание мирового первенства.
Все эти достижения стали впоследствии достоянием музыкальной культуры многих стран и народов мира.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник КАК ВОЗНИКЛА МУЗЫКА | artsky - Дневник scotty_shadow | Лента друзей artsky / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»