В Светлую Субботу, последний день Светлой Пасхальной недели, православные верующие из рук священства принимают великую святыню — Артос.
Слово «артос» переводится с греческого как «квасной хлеб» - общий всем членам Церкви освящённый хлеб, иначе - просфора всецелая.
Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознёсся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.
Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.
На артосе изображён крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.
С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое пред образом Спасителя. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу.
Во все её дни по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздаётся народу как святыня.
Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими до следующей Пасхи, как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется со словами «Христос воскресе!»
И Господь согревает сердца Пасхальным светом, дарит нам утешение, духовную радость.
Слава Богу за всё!
Источник:
http://www.hram-bal.ru/reading/ID-404/