Тайная вечеря. 12 век. Мозаика. Собор Монреале
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ
БОГОСЛУЖЕНИЕ ВЕЛИКОГО ЧЕТВЕРГА:
Утром: Вечерня с Литургией Василия Великого.
Вечером: Утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий.
Великий Четверг - Стихиры -Хор братии Валаамского монастыря
![]() ![]() |
Великий Четверг - Ирмос Великого Четверга
![]() ![]() |
БОГОСЛОВИЕ ВЕЛИКОГО ЧЕТВЕРГА:
«Смолкли вопли и стенания грешной души и не слышно более клика в нощи: Се Жених грядет, — ибо Жених уже пришел и в горнице убранной совершает великую Вечерю Любви.
Вместо песни Се Жених грядет поется тропарь Великого Четверга:
Тропарь на Великий Четверг, глас 8
Егда славнии ученицы / на умовении вечери просвещахуся, / тогда Иуда злочестивый, / сребролюбием недуговав, омрачашеся, / и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию предает. / Виждь, имений рачителю, / сих ради удавление употребивша! / Бежи несытыя души, / Учителю таковая дерзнувшия: / Иже о всех благий, Господи, слава Тебе.
Двойным чувством печали и радости проникнуто содержание богослужения Великого Четверга: печали о начавшемся крестном восхождении Господа на Голгофу и радости о той великой Радости, которую Господь уготовал для всех, любящих Его.
Эта «крестная радость» и есть та подлинная духовная радость, которая нам ныне дается» (В.Зандер).
Да, именно так! В этот день было установлено Таинство Евхаристии (Причащения). Вся служба этого дня,наполнена трогательными и возвышенными текстами, прославляющими это Таинство, дающее нам Жизнь Вечную.
И в этот же день в богослужебных текстах поднимается другая огромная тема: человеческая подлость.Так эти темы и идут параллельно весь этот богослужебный день. Христос – Себя отдает нам, грешным, для нашей жизни и радости; а кое-кто стремится к другому: к жизни лукавой, суетной…
Большой глубиной смысла наполнены тексты Утрени этого дня и как жалко, что мы их не слышим, потому, что эта Утреня должна совершаться по Уставу ночью и на практике ее совершают только в монастырях. В приходских храмах мы приходим сразу к Вечерне с Литургией.
Мы уже упоминали о тропаре Егда славнии ученицы… Прочитаем весь этот тропарь,который будет не раз петься на службе Великого Четверга по-русски:
Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает.
Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господь, ко всем благой, слава Тебе!
Это не о Иуде, а о нас! Смотри, ты, читатель,слушатель, прихожанин… любитель стяжаний, к чему привела жадность. Смотри на пример Иуды и убегай от такого образа мыслей, как от огня.
Омовение ног апостолам. Византийская мозаика. Начало XI века. Греция. Монастырь Осиос Лукас
А вот несколько текстов из канона на Утрени:
К таинственной трапезе все со страхом приблизившись, чистыми душами примем хлеб, оставаясь вместе с Владыкой, чтобы увидеть, как Он моет ноги учеников и отирает полотенцем, и сделать так, как мы увидели, друг другу покоряясь и друг другу ноги омывая, – ибо Христос так повелел Своим ученикам, как прежде сказал; но не услышал Иуда, раб и льстец.Кивая головой, Иуда осуществлял злодеяние расчетливо, удобного времени ища, чтобы Судию предать на осуждение – Того, Кто всех Господь и Бог отцов наших.
«Один из вас», – взывал друзьям своим Христос, – «предаст Меня»; они же, оставив радость, тревогою и скорбью исполнялись:
«Скажи, кто это», – говоря, «Боже отцов наших?»
Злополучный Искариот, закон любви забыв преднамеренно, ноги, те, что были омыты,приготовил к предательству; и вкушая Твой хлеб, Тело Божественное, поднял пяту на Тебя, Христе, и не захотел взывать:«Воспевайте Господа, творения, и превозносите во все века!»
Принимал в десницу Тело, избавляющее от греха, бессовестный, и Божественную Кровь,изливаемую за мир; но не стыдился пить то,что продал за цену, не отвратился низости и не захотел взывать: «Воспевайте Господа,творения, и превозносите во все века!»
Вновь и вновь Церковь в своих песнопениях Великого Четверга сопрягает эти две великие темы: Христос отдает Себя в пищу и питие —Иуда окончательно укореняется в мысли предать Учителя.
Кондак на Великий Четверг, глас 2
Хлеб прием в руце предатель, / сокровенно тыя простирает, / и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека, / и неисправлен пребысть Иуда, раб и льстец.
Предание Господа. Мозаика XII века, собор Рождества Пресвятой Богородицы. Монреале, Сицилия.
Но вот начинается Вечерня. Она плавно перейдет в Литургию и за этой Литургией смогут причаститься все желающие Истинных Тела и Крови Христовых.
Если и на Утрени мы слышали темы созревшего плана предательства и темы причащения, то на Вечерне и на Литургии эти темы достигают кульминации.
Чтец возглашает прокимен перед ветхозаветным чтением (паремией ):
Изми мя Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя.
Стих:
Иже помыслиша неправду в сердце весь день.
И у нас перехватывает дыхание: Это же как будто возглас Самого Христа, Которому трудно поверить, что все неумолимо идет к страшной развязке…
Начинается литургия Василия Великого.Спокойная, величественная.
Как полноводная река литургия несет нас к славной минуте причастия.
Мы принимаем в себя Животворящие Тело и Кровь Христовы.
Возможность причащаться и через это соединяться с Господом, принимать в себя Его животворную энергию и силу дана нам Христом на Тайной вечери. Мы –наследники Тайной вечери. Наша литургия – вышла из Сионской горницы и будет продолжаться до скончания века. Напоминая это, каждый раз,на литургии, когда к верующим выносится Чаша произносятся слова:
Вечери Твоея тайные днесь, Сыне Божий, причастника (причастницу) мя
Великий Четверг - Церковный хор - Вечери Твоея Тайныя
![]() ![]() |
Евхаристия. София Киевская