Образ Распятия и Страстей Господних, с изображением чудотворных икон Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Икона конца XVIII - начала XIX вв. Дерево, темпера, масло. 164x134.
Икона "Собор Божией Матери"
Иконы Божией Матери в алфавитном порядке:
№ рядов сверху вниз (римские цифры)
№ икон в рядах - слева направо (арабские цифры)
Средник: Распятие, вписанное в поклонный Крест, стороны которого повествуют о Святых спасительных Страстях Господа нашего Иисуса Христа (Моление о чаше, Поцелуй Иуды, Христос пред Понтием Пилатом, Бичевание Христа). Кресту предстоят Пресвятая Дева Мария и святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Далее запечатлены потир — символ таинства причастия Новозаветной Церкви, и Ветхозаветные скрижали Моисея. У подножия Креста написана Гробница Господня, символизирующая Престол Православной Церкви. Окончания средника увенчаны образами Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Светлого Христова Воскресения и Вознесения Христова.
142 клейма:
I ряд: «Неопалимая Купина», Римская, Владимирская, Тихвинская, Иверская, Донская, Грузинская, Смоленская, «Троеручица», Руден-ская, Костромская Феодоровская, Любеч-ская, Ярославская, Муромская
II ряд: Ильинская Черниговская, Венская что в Уграх, Страстная, Братская (Киевско-Брат-ская Вышгородская), Иерусалимская, Елецкая Черниговская, Яскинская, Дамаскин-ская, Коневская, Пименовская, Цесарская, Цареградская, Абалацкая, Шуйская
III ряд: Святогорская, Мателикийская, Мирожская, Сицилийская, Метехская, Боголюбская, Псковская, Кипрская, Тобольская,«Неувядаемый Цвет», «Знамение» Курская «Коренная», Абульская, «Блаженное Чрево», «Огневидная»
IV ряд: Ерманская, Александрийская, «Призри на
смирение», «Что у Спаса во Дворе», Коломенская, Византийская, «Умиление что на Черных Горах», Феодотьевская, «Слово плоть бысть», Думницкая, Сокольская, «Воспитание», Дектоурская, Далматская
V ряд: Византийская, «Всех скорбящих Радость»,
Свято-Ильинская, «Вододательница», «Умиление», Корсунская, Новоникитская, Киево-Печерская, Ватопедская, Жир'овицкая
VI ряд: Смоленская что под Ярославлем, Виленская, «Рождества Богородицы», Пюхтицкая, Старорусская, Словенская, «Введение во храм Пресвятой Богородицы», Казанская, Новодворская, Новгородская
VII ряд: Ченстоховская, «Знамение» Новгородская,
Египетская, Седмиезерная, «Покров Богоматери», «Успение», Селигерская, «Положение Честнаго Пояса», Флоренская, Свенская
VIII ряд: Галатская, Силуамская, Оранская, Терванская, «Живоносный Источник», Оковицкая, Гиспальская, Пахромская, Ипатменская, «Взыграние», «Что в Успенском Соборе», Смоленская что под Ярославлем, «Благовещение» (Великоустюжская), Елецкая
IX ряд: Ржевская, «Мати и Дево», Вутиванская,
«Благодатное Небо», «Что в Успенском Соборе», Мелетинская, «Взыграние» на Угре-ши, Антиохийская, Братская Киевская, «Бысть Чрево Твое», Численская, Молдавская, Сухомская, Яхромская
X ряд: «Прежде Рождества и по Рождестве Дева»,
Петровская, «Милостивая», «Благоуханный Цвет», Тамбовская, Иоанно-Богословская, Ахтырская, «Вразумившая экклесиарха», Писийская, Девпетерувская, Купятицкая, Виленская, «Знамение» что в Сибири, «Трех Радостей»
XI ряд: Ипатменская, Гребневская, Днепровская,
Калужская, Моденская, Новоярославская, Симеоновская, Почаевская, «Нечаянная Радость», «Целительница», «Утоли моя печали», «Умягчение злых сердец», «Избавление от бед страждущих», «Взыскание погибших».
Введение
РУСЬ – ПОДНОЖИЕ ПРЕСТОЛА ГОСПОДНЯ
Святыня… Этому понятию Владимир Иванович Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает следующее определение: «Святость; (то,) чему поклоняемся, что чтим нерушимо».
А что свято для русского человека? Что такое русский человек? И что такое Русь? (2)
Протоиерей Иоанн Сергиев (святой праведный Иоанн Кронштадский) в свое время сказал: «Перестали понимать русские люди, что такое Русь! Она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский» [1, стр.7] (3).
В конце X века вошли в купель святого крещения племена полян, древлян, кривичей, вятичей, радимичей и иных славян. Вышел из купели – русский народ, в течение шести веков вдумчиво и сосредоточенно размышлявший о месте Святой Руси в мироздании, пока, наконец, в царствование Иоанна IV не утвердился в своем национально-религиозном мировоззрении. И все это – вопреки обстоятельствам, условиям, возможностям, выгоде, расчету.
События русской истории происходят почти всегда вопреки «объективным закономерностям», свидетельствуя о том, что определяют историю не земные, привычные и, казалось бы, незыблемые законы, а мановения Божии, сокрушающие «чин естества» и недалекий человеческий расчет. С этого «вопреки» и начинается русская история. Ибо угодно было Господу явить здесь чудо крещения, положившего начало тысячелетнему служению соборного и державного православного народа.
Много лет назад Федор Михайлович Достоевский гениально сформулировал мысль: русский и православный – синонимы, русский без православия – дрянь. Православие объяснило русскому человеку смысл его пребывания на Земле, ибо дало ответ на вопрос – зачем живет человек? Ответ этот связан с идеей всеобщего спасения и воскресения. В русском понимании человек – это Божие создание. И испокон века на Руси считается святостью духовная непорочность, чистота, совершенство – все то, что относится к Божеству, к истинам веры.
ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ. БОГОИЗБРАННАЯ ОТРОКОВИЦА
Много из того, что свято для сердца русского, - имеет женскую природу: Родина, Земля. Душа женщины имеет особые дарования – она пластична, чувствительна, невероятно терпелива. Но есть верх целомудрия и правды, само совершенство женского начала – Дева Мария, Богородица.
Русские люди величают Ее «страны нашей преславной Защитницей и Церкви Утверждением», называют Святую Русь уделом Пресвятой Богородицы. Из века в век православные твердо верят в Ее небесное заступничество.
Кто Она – эта Богоизбранная Отроковица? Почему Пречистая Дева так почитаема и любима? В чем Ее святость? Найдем ответы на эти вопросы.
I век до Рождества Христова… Великолепный Рим, почти покоривший вселенную, довел до необычайной смелости жажду наслаждений, но, захлебываясь в них, не познал счастья. Все в жизни перепробовано, но ничего не привело к цели.
Миру предстояло или обновиться, или оцепенеть в безграничной тоске.
И вот в эти самые годы в далеком Назарете тихо жила Дева, чрез Которую должно было воплотиться Божество. И времена, и лета исполнились…
Архангел Гавриил пролетает все девять чинов ангельских, от вышнего до нижнего неба, и стремится к земле, в неславный Назарет, в малую храмину к бедной Деве, известной лишь тем, что необыкновенно любит Бога и девство. Она одна слышит, что говорит Архангел; и верный хранитель Ее, праведный Иосиф, не знает о свершившемся.
А что свершилось? Готово исполнится пророчество, о котором столько раз читали люди в книге Исаии: Се Дева во чреве зачнет и родит Сына и наречеши имя Ему Еммануил.
Архангел Гавриил не только принес Деве Марии слово Божественного Благовещения, но и взыскал услышать от Нее слово соответствия. Он произнес слово привета: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах, - Благовещение о Спасителе мира почти совершилось, потому что сим ознаменована и указана Матерь Господня. Но так как Дева смутилась, и, размышляя, молчала, то Архангел продолжал и усилил слово Благовещения: Родиши Сына: Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется; Царствию Его не будет конца. Но и теперь Архангел не почитает дело своего посольства конченным, потому что, не то, которого ждет, слышит слово: Како будет сие, идеже мужа не знаю? – Он разрешает вопрос: Дух Святый найдет на Тя – и получает взыскуемый ответ: Се раба Господня: буди Мне по глаголу Твоему.
Послушание и смирение явились оплотом Благовещения.
Се раба Господня: буди Мне по глаголу Твоему, - кто исчерпал бы весь разум этих слов, ощутил бы всю их силу? А их разум сливается с бездною разума Божия и объемлет вечность, их сила сопрягается с силою Вышнего, и преобразит землю, и наполнит небо. Смиритесь, пытливые исследователи! Дивитесь и радуйтесь, смиренные созерцатели! Брось, кичливый разум человеческий, ломкие оружия своевольного мудрования и возлюби с в о б о д н ы й п л е н в е р ы !
Матерь Господа пророчествует о себе: Се бо отныне ублажат Мя вси роди. Глас Ее слышат народы, века, концы вселенной… В Ней ублажается и то, что до Нее всегда было предметом оплакивания, - конец земной жизни.
А какова Ее земная судьба? М о л ч а с т р а д а т ь – вот что было на земле Ее постоянным уделом. Это было нескончаемое углубление сердца в непроходящую муку, вечное исхождение невидимою мученическою кровию.
Она молчала, когда в холодную декабрьскую ночь Ей нельзя было приютить новорожденного Сына в теплом доме, и когда волы согревали дыханием своих ноздрей Царя вселенной.
Она молчала, когда «искали души Ее Младенца» и в жгучем страхе за Него Она со старцем Иосифом бежала в Египет.
Она молчала, когда Сын Ее рос в бедном доме и, может быть, усердного труда старого плотника и Ее неустанно работающих рук не было достаточно, чтобы заработать дневное пропитание Иисусу.
Она молчала, когда Он оставил Ее, ушел на великое дело – на проповедь народу.
Молчала, когда однажды пришла навестить Его в дом, полный народа, и на просьбу выйти к Ней Иисус выслал ответ: Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот мне брат, и сестра, и Матерь. Этим Христос указывал, что для Него нет ничего выше родства духовного, что родство телесное меркнет пред силой и святыней общих убеждений, пред единением душ.
Она молчала, когда Он, Ее Иисус, всю святыню, Все Божество Которого Она одна лишь изо всех людей постигала в полной мере, стоял на помосте избичеванный, оплеванный, с терновым венцом на голове, с запекшейся кровью на челе – челе Ее ребенка, которое Он в порыве детской любви прижимал к Ее груди.
Она молчала, когда Он падал, подстегиваемый легионерами, и нес по улицам Иерусалима Свой крест.
Молчала, когда в Ее ушах раздавались звуки молота, прибивавшего гвоздями тело Ее Божественного Сына.
Молчала, когда – на кресте, оставленный Отцом, - Он переживал муку, в которой собирались муки всех людей всех времен и народов. Она, оцепенев от страданий, смотрела и молчала…
Поняв, что Ее Иисус будет принадлежать не только Ей, но человечеству, Она сделала то, что делала всю Свою великую жизнь: безмолвно склонилась пред вышнею волею.
А позже Пречистая сделала больше: О н а с т а л а М а т е р ь ю т о г о ч е л о в е ч е с т в а, к о т о р о е о т н я л о о т Н е е И и с у с а и р а д и к о т о р о г о и с у с п о ш е л н а р е с т.
Матерь Божия, на земле рожденная, стала великою Царицею Небес.
Богоматерь – Надежда ненадеемых, погибших Взыскательница, грешных Спасительница, за всех Ходатаица, Которая не отступит в ходатайстве Своем даже в страшные часы последнего Суда Христова!
О свет наш, Богородице! Просвещай тьму нашу! О, Источник Жизни! Оживляй нашу душевную мертвенность! [2, стр.11-36]
Мы нуждаемся в сердце всепрощающем, любящем нас не за то, что мы хороши или приятны, а за то, что мы существуем, что оно нас в себя вместило раз навсегда и уже не может от нас отказаться, как река не может не течь, и звезда не может не сиять.
Человечество поняло, испытало на себе эту материнскую черту всеобъемлющего, безграничного сердца Матери Божией. В этом сердце оно нашло надежнейшее убежище от горя земного, и чудные связи связали страдающее, рвущееся к небу, но прикованное к земле, со светлыми порывами и неисчислимыми падениями человечество с Непорочной Девой Марией.
К Ее лику, смотрящему с улыбкой услады или тихою грустью на приходящих к Ней, бегут малые дети, шепча свои несложные желания. Женское сердце, страдающее мукой любви, - к Ней же, не знавшей иной любви, как поклонение Своему Иисусу, несет свою радость и печаль. Не было за эти два тысячелетия ни одной минуты, в которую бы не несся с земли зов души к Матери Божией.
Она жалеет человечество каким-то жгучим, всепрощающим состраданием. Не страхом, не угрозами, а любовью и безграничным милосердием Царица Небесная ведет людей ко Христу.
Богородице молятся с особой теплотой. Через святые иконы – проводники благодати Божией – Пречистая Дева подает скорбящим и печальным утешение, обидимым – заступление, болящим – исцеление, бедствующим – скорую помощь. Сколько икон Владычицы Небесной прославлено на Руси!
Источник:
Изображение:
http://www.elohovosobor.ru/node/82,http://family-h...storyrelig/historyrelig_2.html
Текст:
http://family-history.ru/material/history/historyrelig/historyrelig_2.html