Приказано забыть...

7 ноября 1941 года. На Красной площади идет парад советских войск, к которому приковано внимание всего мира. В это же самое время, немецкие войска прорываются с боями к Москве и Ленинграду.

И нигде в этот день, в мировых средствах массовой информации не прошло сообщение, которое обнаружены в совершенно секретной в советские годы «Хронике Великой Отечественной войны на Черноморском театре». В этом документе говорится, что в те же самые минуты, что на Красной площади в Москве шел парад, недалеко от Ялты, в результате немецкой воздушной атаки,
затонул гражданский пароход «Армения».
На его борту погибло около 7 000 человек.
Об одной из самых масштабных и трагических катастроф на море, мы и сегодня почти ничего не знаем! Эта катастрофа унесла в 4 раза больше людских жизней, чем трагическая гибель «Титаника».
«Искатели» провели собственное расследование, чтобы ответить на вопросы: при каких обстоятельствах произошла эта трагедия, и почему советское правительство все годы своего существования скрывало сам факт катастрофы и ее масштабы. Для этого мы отправимся в Крым и на месте изучим все обстоятельства трагедии.
И помянем... Те, кто не забыл.
Судно "Армения" входило в шестерку лучших пассажирских судов Черного моря. Эти красивые быстроходные теплоходы в народе называли "рысаками". Они обслуживали линию Одесса - Батуми - Одесса и исправно перевозили тысячи пассажиров вплоть до 1941 года.
|
Теплоход «Армения»
|
|
|---|---|
| Флаг |
|
| Класс и тип судна | пассажирско-грузовой теплоход |
| Изготовитель | Балтийский завод |
| Спущен на воду | 1928 год |
| Введен в эксплуатацию | 1928 год |
| Выведен из состава флота | 7 ноября 1941 (потоплен) |
| Статус | потоплен |
| Основные характеристики | |
| Водоизмещение | 5770 тонн |
| Длина | 107,7 м |
| Ширина | 15,5 м |
| Высота борта | 7,84 м |
| Осадка | 5,95 м. |
| Мощность | 2 x 1472 |
| Движитель | ВФШ |
| Экипаж | 96 человек |
| Пассажировместимость | 950 чел. |
| Регистровый тоннаж | 4727 т. |
С началом Великой Отечественной войны "Армению" срочно переоборудовали в санитарно-транспортное судно. Роскошные салоны и рестораны были превращены в операционные и перевязочные. На бортах и палубе ярко красной краской были нанесены огромные кресты, а на мачте был поднят флаг международного Красного Креста.
Красная Армия в упорных и кровопролитных боях обороняла Одессу, а основной фронт отходил на восток, к Крыму. Раненых было очень много. Днем и ночью, в любую погоду на борту "Армении" шла борьба за жизнь и здоровье наших солдат и офицеров. Капитану Плаушевскому удалось совершить пятнадцать невероятно тяжелых и опасных рейсов из Одессы в порты кавказского побережья, эвакуировав около 16 тысяч раненых и мирных жителей.
Наступление 2-й армии Манштейна на Крым было стремительным. Под мощными ударами превосходящих сил противника 26-27 октября советские войска начали беспорядочный отход от Перекопа. Только на подступах к Севастополю понесшие большие потери части Красной Армии смогли организовать оборону и оказать серьезное сопротивление противнику. Через два дня, 29 октября в городе было введено осадное положение.
Утром 6 ноября в Севастополе началась посадка на теплоход "Армения". Она проходила стихийно, и никто не знал даже количество принятых на борт людей. Еще 5 ноября всем флотским медицинским организациям было приказано эвакуироваться, хотя впереди предстояла еще тяжелая и кровопролитная оборона города. Несколько флотских госпиталей вместе с ранеными, медперсоналом и оборудованием попали на "Армению".
Неожиданно в штаб флота пришло сообщение, что в Ялте собралась большая группа руководящих работников и партактива, которых надо было эвакуировать. В Севастополе было достаточно небольших судов, которые вполне могли бы выполнить эту задачу, но решили послать "Армению", хотя рисковать таким ценным теплоходом не было никакой необходимости. Для выполнения этой задачи судну было приказано выйти в море в 17 часов, т.е. за два часа до наступления темноты. Выход из Севастополя в светлое время уже в то время был связан с большим риском, поскольку теплоход вполне могли потопить еще на переходе к Ялте.
Сразу после выхода из Севастополя последовал новый приказ - зайти в Балаклаву. Там к "Армении" подошли несколько катеров, и сотрудники НКВД погрузили на судно деревянные ящики. Накануне, 6 ноября, Сталин подписал приказ о срочной эвакуации из Крыма наиболее ценного имущества. В связи с этим предполагается, что в ящиках было золото и ценности из крымских музеев. После этого теплоход опять взяла курс на Ялту и пришел туда только около 2 часов ночи. Вновь началась погрузка эвакуируемых, раненых и персонала госпиталей. Таким образом на одном санитарном транспорте оказалось 23 госпиталя - практически весь врачебный состав Черноморского флота.
[391x213] |
Предполагаемый и действительный маршрут теплохода "Армения" |
Теплоход сопровождали два сторожевых катера и два истребителя И-153 "Чайка". Погода портилась, начинался шторм, небо было покрыто низкой рваной облачностью. В 11 часов 25 минут судно было атаковано одиночным немецким торпедоносцем Не-111. Самолет зашел со стороны берега и с дистанции 600 м сбросил две торпеды. Одна из них попала в носовую часть теплохода. Через 4 минуты "Армения" затонула. По официальным данным при этом погибло около 5 тысяч человек. Очевидцы же утверждают, что на судне пассажиров было в полтора или два раза больше, поскольку от нижних помещений до капитанского мостика люди стояли сплошной массой. Катера спасли только 8 человек. По данным украинских ученых еще 3 человека вплавь добрались до берега.
Теплоход сопровождали два сторожевых катера и два истребителя И-153 "Чайка". Погода портилась, начинался шторм, небо было покрыто низкой рваной облачностью. В 11 часов 25 минут судно было атаковано одиночным немецким торпедоносцем Не-111. Самолет зашел со стороны берега и с дистанции 600 м сбросил две торпеды. Одна из них попала в носовую часть теплохода. Через 4 минуты "Армения" затонула. По официальным данным при этом погибло около 5 тысяч человек. Очевидцы же утверждают, что на судне пассажиров было в полтора или два раза больше, поскольку от нижних помещений до капитанского мостика люди стояли сплошной массой. Катера спасли только 8 человек. По данным украинских ученых еще 5 человек вплавь добрались до берега.
Наверно трудно будет сыскать человека, который не слышал о гибели океанского лайнера «Титаник». Этой истории случившейся в 1912 году посвящены статьи и книги, сняты документальные и художественные фильмы, к обломкам судна организованны экспедиции. Ещё бы — грандиозная морская катастрофа, более 1500 погибших. Всё так, но в морской истории человечества есть куда более ужасные примеры.
Одна из самых страшных морских катастроф (по некоторым данным — самая страшная), произошла не где-нибудь в северной Атлантике, а у нас на Черном море, с нашим судном и не так давно. Много ли мы о ней знаем? А ведь именно в эти осенние дни, 7 ноября 1941 года санитарный транспорт «Армения» вышел в море…
Этой трагедии уделено непропорционально мало внимания, нет книг, нет фильмов, нет скромного абзаца в школьном учебнике. Даже в официальном справочнике «Суда Министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг», с которым можно ознакомиться здесь, ей посвящены скупые строки:
«АРМЕНИЯ»
груз.-пасс. т/х, 4727 брт, ЧГМП (ЧФ). Капитан — В. Я. Плаушевский (погиб).
Дата и место гибели — 07.11.41, к югу от Ялты, 44°17' с.ш., 34° 10' в.д.
Шел из Ялты в Туапсе с ранеными и грузами; потоплен вражеской авиацией. Число погибших не известно. Спаслось 8 чел.*
ЦВМА, ф. 10, д. 9096, л. 45; д. 32780, л. 8; Музей МФ.
Все помнят катастрофу мирового масштаба с пароходом «Титаник»? Конечно…. Но почему мы помним и знаем очень много подробностей об этом кораблекрушении, и не знаем о более ужасающих и глобальных бедствиях, произошедших на водах мирового океана?
...
Нам остаётся память.
[433x633] |
[284x651] |
[307x231] |
В память об этой трагедии, каждый год 9 мая ялтинские портовики выходят в море на место гибели теплохода «Армения», чтобы почтить память погибших в трагедии и возложить венки.

Скоро 7 ноября... Теперь для меня это день скорби и памяти той страшной катастрофы...,
которая унесла жизни наших соотечественников в числе других жертв чудовищной по масштабам Великой отечественной войны.
Помяни, Господи, души погибших, прости им все прегрешения вольные и невольные и даруй им Царство Небесное.
Источник:
Музей катастроф на водах, Храм Святителя Николая, архиепископа Мирликийского |
http://www.planetakrim.com/news/4430#prettyPhoto |
| Планета Армения |
http://planetaarmenia.ru/content/show/6997-teplohod-armeniya-prikazano-zaby |
| Материал из Википедии |
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%BC%D0...%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4,_1928%29 |
[показать] |
|
[показать] |
http://ship.bsu.by/text/5479 |