Сказания о чудотворных иконах Богоматери.
Тихвинская икона Богоматери (2 часть)
Е. Поселянин
Списки с подлинной чудотворной Тихвинской иконы Богоматери
Икона Тихвинская в Исаакиевском соборе ( Санкт-Петербург)
К числу снимков с древней Тихвинской иконы, прославленных чудесами, принадлежит икона, находящаяся в Исаакиевском соборе.
Она прославилась в самый год основания собора. Икона эта была родовой иконой семьи Ивановых, живших в 50-х годах в собственном доме по 2-ой улице Песков. По смерти больного брата девица Иванова, продав дом, наняла маленькую комнату по соседству и, умирая, поручила напутствовавшему ее приходскому священнику взять в церковь принадлежащую ей икону. При этом она заявила, что икона древняя и чудотворная. Так как документов на передачу иконы в церковь не было написано, то икона перешла к квартирохозяину, а от него к одной бедной женщине, Востоковой, зарабатывавшей хлеб чтением псалтири по усопшим. Востокова обновила икону. Как-то она услыхала от одного сборщика рязанской губернии, что в их селе сгорела церковь с утварью и иконами. В желании помочь этому приходу Востокова предложила сборщику передать икону в этот приход. В то же время неизвестная женщина пришла к ее племяннице и сказала: «Отдай деньги своей тетке и скажи, чтобы не отсылала она своей иконы, а купила бы для отсылки в ее же меру другую». При этом женщина дала 6 рублей. В лавке запросили за икону 15 рублей, а она могла дать только 6 и решила в себе, если не уступят, пожертвовать в сельскую церковь стоявшую у нее икону. Купец немедленно согласился на предложенные ему 6 рублей, и новая икона была послана к сборщику.
Первое очевидное исцеление от этой иконы совершилось над двухлетним сыном Ершовых (владельцев того дома, где жила Востокова) Анатолием, который был от рождения расслаблен, не мог ни ходить, ни сидеть и страдал английской болезнью. Доктора не могли помочь ему. А по молитвам матери перед Тихвинской иконой ребенок стал ходить и совершенно выздоровел.
Это было летом 1858 г. Осенью пришла к Востоковой неизвестная женщина и, помолясь на икону, дала ей 6 рублей со словами: «Купи киот для святой иконы. А остальное употреби на масло». Востокова спросила у посетительницы ее имя. «Господь знает мое имя, — отвечала та, — а ты сделай, что сказано». Была куплена лампада и засвечена, чтоб теплиться неугасимо.
Неизвестно как, слухи о чудотворной иконе разнеслись по Петербургу, и в убогую, помещавшуюся на чердаке комнату Востоковой стало приходить много лиц — и все больше и больше, так как от иконы шли знамения.
Двухлетняя дочь князя Ш. Ш. не могла ходить. Бабушка ее Б., услыхав об исцелении мальчика Ершова, послала денег на масло перед иконой. В тот день и час, когда в лампаду влили масло, купленное на эти деньги, и засветили, девочка стала ходить. Обрадованные родители приезжали служить молебен перед иконой и засвидетельствовали чудесное исцеление.
Вслед за тем было еще несколько исцелений.
Одна неизвестная женщина принесла 25 рублей на венец для иконы. Другая принесла 90 рублей; когда Востокова отказывалась принять их, она сказала: «Мне в самом видении велено отдать эти деньги на ризу к иконе Богоматери Тихвинской, находящейся у Востоковой». Много неизвестных лиц приходили к ней, жертвуя на свечи и масло, иногда рассказывая о чудесной помощи.
Во время Великого поста 1859 г. стечение богомольцев усилилось до того, что иногда трудно было подойти к воротам дома. Опасались за прочность лестницы, ведшей в квартиру, а также того, что сама квартира осядет, Востокова решилась просить о перенесении иконы в церковь, и 2 марта 1859 года, после вечерни, икона была перенесена в Христорождественскую церковь, а пятого числа — в Исаакиевский собор. С тех пор икона служит предметом благоговейного почитания жителей Петербурга.
Из чудотворений, совершившихся по молитвам перед этой иконой, памятны следующие.
Купеческая жена Мочалова страдала несколько лет ногами, в которых чувствовала страшную ломоту. Врачи признали, по преклонности лет больной, ее недуг неизлечимым. Через несколько дней по перенесении иконы в Исаакиевский собор больная отправилась помолиться перед Тихвинской иконой, и вот ее рассказ: «При входе в собор я чувствовала что-то необыкновенное: точно все суставы трепетали во мне и колыхались... Ноги мои едва переступали с места на место; я боялась упасть. Я с верой подошла к чудотворной иконе, молилась перед ней Пресвятой Богородице и после молебна, приложившись к иконе, почувствовала легкость и бодро встала с колен на ноги».
В 1860 г. произошло исцеление лютеранки, дочери доктора медицины, 16 летней Екатерины Левестам. От рождения она была слабого здоровья и страдала кровохарканьем, головной болью и беспамятством. Потеряв родителей, она была 14 лет помещена в частный пансион в Гатчине. На 16 году разбил ее паралич правой стороны тела; появились спазмы и судороги. Тогда ее перевели к надзирательнице лазарета Гатчинского сиротского института. Тут и левая нога подверглась параличному состоянию, так что больная не чувствовала боли от пропускаемой в ногу иголки. 10 дней она была в бесчувственном состоянии, из которого доктора не могли ее вызвать. Только вечером она просила пить и после нескольких глотков опять впадала в забытье. Родные не могли без слез смотреть на ее страдания. В половине декабря начались у больной припадки сильной мигрени и признаки «пляски св. Витта»; в феврале открылась, кроме того, каменная болезнь. Четыре раза в день с больной происходили припадки такие сильные, что ее подбрасывало вверх аршина на полтора и на несколько аршин в сторону. Хотя лютеранка по вероисповеданию, девица Левестам любила обряды православной церкви. Она молилась перед иконами, осеняла себя крестным знамением, строго соблюдала посты. Особенно молилась она перед стоявшей в ее комнате иконой Богоматери и стоявшим через комнату образом Николая Чудотворца; приглашала также священника для совершения перед этими иконами молебна. Вследствие усиления болезни осенью 1860 г. ее перевезли в больницу св. Ольги у Смольного монастыря. Здесь припадки «пляски св. Витта» стали повторяться каждые 5—10 минут. Малейший внезапный шум возбуждал судороги. Больную подбрасывало вверх почти на аршин. При этом тело представляло то вытянутую линию, то дугу, поднятую кверху; то тело изгибалось назад в виде колеса, так что затылок прикасался к пяткам. 12 дней больная не принимала никакой пищи. 18 октября в разгар этой невыносимой болезни больная увидела в забытьи старца монаха, сказавшего ей: «Встань, поезжай в Исаакиевский собор. Там есть чудотворная Тихвинская икона Богоматери. Отслужи ей молебен и поставь свечи: Ей, Николаю Чудотворцу и образу всех святых и при выходе из церкви подай всем нищим. Поспеши скорей, и исцелишься». Больная рассказала свой сон своему брату, потом больничному священнику. Брат прислал для перевоза ее карету, куда ее и посадили вместе с фельдшером и двумя священниками. По дороге произошли два сильнейшие припадка. Почти на руках в бесчувственном состоянии больную внесли в церковь. Во время службы больная пришла в себя и сидела, поддерживаемая сиделками. Затем просила священника отслужить молебен и стояла за ним с помощью сиделок, делая даже земные поклоны. При чтении Евангелия она преклонила голову под священную книгу и почувствовала, что будто кто облил ее холодной водой. В это время ее члены прохватила дрожь. По окончании молебна, осененная священником крестом, она решилась сделать шаг вперед, приложилась ко кресту, затем без помощи подошла к иконе. Приложившись к священному лику, она почувствовала в себе силы и отошла от образа совсем здоровой. Затем прикладывалась она к местным иконам, подала милостыню всем нищим и вернулась в больницу, где ее ждали с нетерпением, зная, что она поехала в собор в надежде исцеления. Вскоре она вернулась к родным совершенно здоровой.
Тихвинская икона в Борисовской пустыни
В царствование Петра Великого сия икона Богоматери была поднесена графом Борисом Шереметевым в дар Борисовской женской Тихвинской пустыни при ее основании. Обитель эта находится в Грайвороновском уезде Курской губернии. При сей иконе Богоматери ежегодно совершаются многочисленные чудеса. Приведем наиболее примечательные из них.
Как только была основана Борисовская обитель, некоторые недоброжелатели из соседней слободы возымели злое намерение сжечь ее. Выбрав наиболее удобное время — глухую полночь, два крестьянина, запасшись горючими материалами, прокрались к монастырю и собирались поджечь его с двух сторон. Царица Небесная, однако, не допустила совершиться этому святотатству. Когда злоумышленники подошли к стене монастыря, то увидели на ней некую величественного вида Женщину в белой одежде, грозившую им. Видение этой Жены навело на них страх, и они поспешили удалиться от обители, поняв, что Сама Царица Небесная явилась им, чтобы удержать их от злого умысла. Мучимые укорами совести, они сами рассказали перед судом о своем святотатственном намерении и о том, как Пресвятая Богородица не допустила их привести это намерение в исполнение.
Одна благочестивая старица, именем Афанасия, имела обязанность возжигать неугасимую лампаду перед чудотворной иконой Богородицы. Однажды она шла из слободы в монастырь и по дороге встретила Девицу необыкновенной красоты, имевшую весьма величественный вид. Старица, пораженная величием Ее, поклонилась и сказала:
— Откуда идешь, Госпожа?
— Из монастыря, — отвечала Дева.
— А давно ли Ты прибыла в монастырь?
— Я всегда живу там.
— Что же я Тебя не видала? — продолжала спрашивать старица.
Дева ответила:
— Ты всегда перед Моей иконой лампаду зажигаешь и свечи ставишь.
Сказав это, Она стала невидима. Только тогда старица поняла, что это была не простая дева, а Сама Пресвятая Богородица.
Спустя несколько времени старица Афанасия опять удостоилась лицезреть Царицу Небесную. Как и в первый раз, она шла по дороге из слободы в монастырь и встретила некую Жену, имевшую весьма величественный вид.
— Откуда Ты? — спросила старица и услышала в ответ:
— Из монастыря. Я иду навестить больную: она и мать ее усердно просили Меня навестить их.
После этих слов Жена стала невидимой. Афанасия, поняв, что это была Пречистая Богоматерь, скорая Помощница всех, притекающих к Ней, отправилась к больной, о которой она знала. То была одна бедная девушка, страдавшая расслаблением тела. Когда Афанасия пришла к ней, то нашла ее совершенно здоровой. При этом девушка рассказала ей о своем ночном видении: ей явился некто и повелел взять Тихвинскую икону Богоматери из Борисовского монастыря. Пробудившись, она стала упрашивать родных исполнить это повеление. Родные согласились на это; икона была принесена, и больная приложилась к ней. Затем был отслужен молебен; в тот же момент больная получила исцеление.
В 1801 году одного больного, страдавшего расслаблением, везли в Киев; по дороге путники остановились в Борисовке для ночлега. Отец и мать больного, сопровождавшие его в поездке, в ту же ночь оба увидели один и тот же сон. Им явилась Дева необыкновенной красоты, имевшая величественный вид, и сказала: «Куда вы везете больного? В Киеве у Меня богатый дом, и многие посещают его, а здесь у Меня убогий дом, и редко кто посещает его». Проснувшись, они рассказали друг другу свой сон, и оказалось, что сон у них был одинаков. Они стали расспрашивать хозяина дома, нет ли где поблизости какой-нибудь святыни. Хозяин указал им на женский Борисовский монастырь, где находится чудотворная Тихвинская икона Богоматери. Родители больного решили свезти его в этот монастырь, что и привели в исполнение. В монастырской церкви по их просьбе был отслужен молебен, и затем расслабленный приложился к чудотворной иконе. Тотчас же он почувствовал, что силы его укрепляются; из церкви он вышел уже без посторонней помощи совершенно здоровый, прославляя Царицу Небесную за полученное исцеление.
В 1842 году при Тихвинской иконе в Борисовской обители получил исцеление сын купца города Корочи Курской губернии. Достигнув десятилетнего возраста, этот мальчик, однако, не мог ходить. Услыхав о чудесах, совершающихся у Тихвинской иконы Богоматери, родители решили свезти своего сына в Борисовский монастырь, где находится сия чудотворная икона. Едва только они дали обет сделать это, как сын их тотчас же получил возможность ходить.
Много и других чудесных исцелений совершилось при сей чудотворной иконе. Запись этих исцелений ведется в Борисовском монастыре. И в настоящее время Царица Небесная подает Свою помощь и утешение тем, кто с верой притекает к Ее святому образу.
Тихвинская икона в Воскресенской церкви г. Новгорода
Сия чудотворная икона явилась в 1643 году двум новгородцам — Димитрию и Василию Воскобойниковым, во время плавания их по морю. Шесть недель они были носимы по бурным волнам Балтийского моря после того, как потерпели кораблекрушение. И вот им явилась во сне Пресвятая Богородица и повелела, чтобы они взяли и привезли в Россию из иноплеменной земли икону Ее, обещая им спасение жизни, если они исполнят Ее повеление, и угрожая смертью за неисполнение его. В скором времени Воскобойниковы были выброшены на Березовый остров, который теперь носит название Биорко. Их приютил в своем доме тамошний латинский священник, и здесь они увидели икону Богоматери, из которой священник не постеснялся сделать дверь для чулана. Видя такое поругание иконы, новгородцы решили взять ее с собой, за что предложили священнику 15 любских ефимков. Священник согласился, и новгородцы доставили икону на родину. Они отнесли ее в монастырь Воскресения Христова, что на Красном поле, и отдали в дар инокам.
В настоящее время икона эта находится в той же Воскресенской церкви г. Новгорода, ставшей теперь кладбищенской. Украшена она дорогой сребропозлащенной ризой.
Тихвинская икона в г. Цивильске
Город Цивильск находится в Казанской губернии. В соборной церкви этого города пребывает верный снимок с подлинной чудотворной Тихвинской иконы Богоматери. Икона сия пользуется большим почитанием среди богомольцев. Прославилась она в 1670 году, в октябре месяце, когда шайка разбойников, свирепствовавшая на Волге, собиралась сделать нападение на г. Цивильск. Накануне нападения ночью одной вдове — Ульяне Васильевой — было видение и глас от Тихвинской иконы Богоматери, стоявшей в городской соборной церкви. Царица Небесная повелела ей передать горожанам, чтобы они не приходили в отчаяние и мужались, ибо Она будет Заступницей их и не допустит разбойникам взять город; в благодарность за эту помощь они должны выстроить в честь Ее обитель за городом, между реками — Большой и Малой Цивилей. Нападение разбойников по заступлению Богоматери действительно не имело успеха, и благодарные граждане Цивильска выстроили на указанном месте в 1670 году церковь и обитель во имя Богоматери. Затем была снята копия с иконы Богородицы, стоявшей в соборной городской церкви, и поставлена в новоустроенной обители.
Тихвинская икона в г. Данкове
Сия чудотворная икона Богоматери явилась в городе Данкове Рязанской губернии в начале XIX-го столетия. Обстоятельства ее явления следующие.
В городе Данкове жил один польский солдат, католик. Руководимый своей религиозной и национальной враждой к русскому населению, этот несчастный фанатик решил поджечь весь город. Ему удалось сделать 17 поджогов; почти весь Данков выгорел. Несмотря на все принятые меры, полиции не удалось поймать поджигателя. Жители города, обездоленные пожарами, были встревожены и ожидали новых поджогов. Накануне праздника Тихвинской иконе Богоматери они собрались в городской собор ко всенощной и на коленях со слезами умоляли Царицу Небесную спасти их от злоумышлений поджигателя. Скорая Помощница и Заступница услышала их молитву и даровала Свое заступление. Когда поляк сделал 18 поджог, то был схвачен на месте преступления и во всем сознался. Граждане отслужили в соборе благодарственный молебен и совершили вокруг города крестный ход. Когда они возвращались в город, то увидели, что на каменном столбе, стоявшем посредине Хлебной площади, находится неизвестно кем поставленная Тихвинская икона Богоматери. С этого времени ежегодно 26 июня бывает крестный ход к этой иконе, почитаемой местными и окрестными жителями за явленную. В 1861 году на сем месте начали строить храм, но так как постройка его совершалась медленно, то жители города устроили в честь новоявленной иконы на площади гостиного двора часовню, которая и была открыта 10 ноября 1863 года.
Тихвинская икона в г. Землянске
О происхождении сей иконы Богоматери местное предание рассказывает следующее.
Однажды Тихон, святитель Воронежский, прибыл в г. Землянск (Воронежской губ.). В разговоре с одним местным священником и живописцем святитель, между прочим, коснулся того обстоятельства, что в г. Землянске нет ни одной местночтимой иконы, тогда как в других городах Воронежской епархии такие иконы есть. При этом он выразил свое желание, чтобы в Землянске почиталась Тихвинская икона Богоматери. Присутствовавший при этом разговоре живописец спросил святителя, как изображается Тихвинская икона; Тихон взял мел и начертал на двери контуры этой иконы. Когда Тихон уехал, живописец написал на двери Тихвинскую икону Богоматери и при вторичном посещении святителем Землянска показал ему свою икону. Святителю она весьма понравилась; по его приказанию икона была вырезана из двери и поставлена в соборе, где она пребывает и до настоящего времени.
Тихвинская икона в г. Твери
Сия чудотворная икона вначале принадлежала инокине тверского Христорождественского женского монастыря Елене. Она прославилась многими чудесными исцелениями, вследствие чего в келью Елены стали во множестве стекаться богомольцы. Затем по распоряжению епархиального начальства сия икона была поставлена в ризницу тверского кафедрального собора. Когда в соборе этом в 1763 г. вспыхнул пожар, то икона Богоматери не пострадала от огня. С этого времени она особенно почитается верующими. По просьбе игумении женского монастыря икона сия вскоре была возвращена в обитель. Ежегодно 26 июня совершается крестный ход из этого монастыря в Тверь, где икона остается до первого воскресного дня после праздника Петра и Павла, а затем она опять возвращается в обитель.
Тихвинская икона в иконостасе из древнего придела св. Николая Чудотворца
Иконостас из древнего придела св. Николая Чудотворца размещен в южной части церковной паперти Тихвинской обители, находящейся около г. Тихвина Новгородской епархии. Здесь находится в числе других икон небольшой образ Тихвинской Богоматери, почитаемый верующими, как чудотворный. Ему приписывают цельбоносную силу от зубной боли.
Икона Тихвинская «Выносная»
Сия икона принадлежит к числу замечательных списков с подлинной Тихвинской иконы Богоматери. Находится она в Тихвинском монастыре, в южной стороне главного храма. Именуется «Выносною», потому что ее носят во всех крестных ходах , а также в дома усердствующих граждан для утешения в скорбях и для излияния их благоговейной благодарности Богу за полученные милости. Риза на этой иконе пожертвована купцом Иваном Колесовым; сделана она из серебра и украшена драгоценными камнями.
Источник:
Текст приводится по изданию:
Е.Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М., 2002 г
Изображение:
Икона Пресвятой Богородицы Тихвинская
из местного ряда Церковь Успения Пресвятой Богородицы
в селе Петрово-Дальнее (Московская обл.),
написана мастерами иконописной мастерской Екатерины Ильинской