• Авторизация


Сказка ложь, да в ней намек! 12-12-2011 13:17 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения полынька Оригинальное сообщение

Сказка ложь, да в ней намек!

" Лукоморья нет на карте, 
Значит в сказку нет пути! 
Это присказка, не сказка- 
Сказка будет впереди...."

 

 

 А правильно ли мы воспринимаем русские народные сказки? Недаром Пушкин сказал: «Сказка — ложь, да в ней намек…»

   Может такой подход более верный? Мы забываем народные традиции, не задаемся вопросом, когда эти сказки складывались? Не рассматриваем их с точки зрения ритуалов, обрядов, представлений народа о жизни. Возможно, сказки надо читать  тем языком, на котором они были сложены?

   Мы же читаем сказку, воспринимая ее через призму сегодняшнего дня. А ведь некоторым сказкам по семь-десять тысяч лет! Сказки все наполнены метафорами, образами, которые еще надо уметь понимать. Чаще всего мы просто не знаем, что, за каким образом стоит. Наверное, благодаря этому в сказках до сих пор сохраняется то изначальное, что в них было заложено. 
Читая сказки, мы не должны  забывать, что у древних славян жизнь представлялась бесконечной, в форме замкнутого круга, где не было ни начала, ни конца. Поэтому и смерти не было «навсегда». Душа возвращалась в тело ребенка.

   Сказки детям необходимы, особенно народные. Только родителям нужно помнить, что сказка должна соответствовать возрасту. 

[показать]

   Если в раннем возрасте прочитать ребенку про Бабу-ягу, то малыш испугается, и будет бояться ее всегда. Начинать нужно с детских сказок, таких как  «Колобок» и «Репка».
Эти сказки о луне, которая вначале превращается в месяц, а потом наоборот.

 

   Помните сказку «Колобок»? Оказывается, в первоначальном варианте каждое животное откусывало от колобка по кусочку. Так круглая луна становилась все меньше и меньше. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка осталась одна горбушечка, но и она исчезла…

  [показать]
   «Репка», о том же самом, только в обратном направлении. Месяц постепенно превращается в полную луну. Ребенок начинает фантазировать: глядя на небо, он представляет себе колобка или репку. Окружающий мир для него становится сказочным.

 

   «Курочка Ряба» - сказка для взрослых.  

[показать]
   Курочка снесла золотое яичко. Его случайно разбила мышка. Почему плачут дед и баба, ведь они сами хотели его разбить, да не смогли? Дело в том, что яйцо оказалось пустым.  

[показать]
   Яйцо является прообразом всего живого на Земле. Это символ бесконечности жизни, потому что без смерти нет возрождения. Яйцо должно было быть полным, мир должен быть наполнен. Курочка успокаивает стариков: «Я снесу вам яичко другое - не золотое, а простое, т. е. жизнеспособное, из которого возродится жизнь. Разве это похоже на детскую сказку?

  Большинство сказок - волшебные. Главная героиня в них - Баба-яга

[показать]
Помните, какая она? Страшная, злая, косматая, нос - в потолок врос, слепая, у нее костяная нога, в ступе летает, помелом след заметает, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, забор вокруг из костей и черепов, детей жарит, на лопате их в печь пихает. Жуть, да и только.

[показать]

  Но, и, здесь все не так просто. Образ Бабы-яги нужно рассматривать с учетом народных традиций, народного мировоззрения. Вот что из этого получилось.
 

   У Бабы-яги волосы косматые, косы расплетены. В культуре древних славян, распущенные волосы,  связь с потусторонним миром; еще косы расплетали у умершей женщины. Баба-яга, видимо, умершая. Костяная нога, т.е. умерла так давно, что тело истлело. Нос в потолок врос. Видимо, в доме у нее очень тесно.Летает Баба-яга в ступе, которая очень похожа на колоду, прообраз гроба. След за собой заметает помелом. Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых.Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят. И душа летает. Баба-яга ничего не видит, у нее нет человеческого зрения. "Фу-фу, говорит, русским духом пахнет". Но у нее другое зрение, она видит будущее. По всему видно, что Баба-яга, умершая женщина. Живет она в избушке на курьих ножках. 

[показать]

   Раньше у славян был обычай: после смерти человека, когда душа еще не определилась, ей нужно было жилище определить. Для этого делали ритуальную куколку, домик для нее ставили на срубленное дерево. Вот вам и избушка на курьих ножках. Корни очень похожи на куриные ноги. Избушка без окон и дверей — мертвым они не нужны. Есть только вход, куда кладут подношения. У северных народов до сих пор сохранился такой обычай. Василиса Прекрасная нашла у Бабы-яги столько еды, что десятерым не съесть. Значит, она была не простая умершая, раз у нее много подношений.

[показать]

   Как вы смотрите на то, что Баба-яга божественная сущность, прародительница рода человеческого? К ней приходят за советом. Иван-царевич получает волшебные дары, Василиса Прекрасная после посещения избушки Бабы-яги находит себе мужа-царя и способность совершать волшебные действия. Она ткет необыкновенную ткань, шьет необыкновенные рубашки. Есть народная мудрость, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. А предки находятся где? С точки зрения народной культуры, в потустороннем мире. Баба-яга является как бы главой этого потустороннего мира. То есть, за знаниями нужно обращаться в потусторонний мир, к опыту предков, что и делают сказочные герои. Не случайно во многих сказках есть камень у дороги. Положительный герой обязательно выбирает ту дорогу, где он умрет. 
[показать]
Опять метафора, он уходит в мир предков, где и получает все дары. Вывод таков: только тот, кто соблюдает традиции, обращается к мудрости предков, обретает все блага на Земле.

И не такая уж Баба-яга страшная, как кажется. Взять хотя бы сказку «Гуси-лебеди». 

[показать]
В переводе с санскрита гуси-лебеди - души умерших, которые сопровождают праматерь. Это они унесли братца Иванушку к Бабе-яге. 

[показать]

   Там она хотела его изжарить. На самом деле нет сказки, в которой Баба-яга жарит детей, она только хочет это сделать. Но существовал замечательный обряд -перепекание больного ребенка. Бабка-повитуха клала ребенка на раскатанное тесто (в это тесто заговаривался определенный заговор) и заворачивала в него ребенка. После этого укладывает на хлебную лопату и запихивала в печь на некоторое время. Вытаскивала, разворачивала, тесто отдавала собакам. Ребенок выздоравливал. Точно так же в русской народной сказке про Бабу-ягу. На мой взгляд, страшно. Но если смотреть с точки зрения культуры, то Баба-яга из отрицательного персонажа превращается в положительный, в целителя.
[показать]
   Оказывается, она передает жизнь ребенку через свое умение и через печь, которая тоже в древней славянской культуре была сакральным предметом, таким женским началом. Всё становится с ног на голову. Баба-яга - положительный герой. Она просто хотела перепечь Иванушку и здорового вернуть людям.

[показать]
Иван - дурак.

    Почти в каждой сказке есть Иван-дурак, а ведь он и не дурак вовсе, а поумней любого умного. Откуда такой герой взялся и что здесь подразумевается?
Считается, что Иван-дурак, лежащий на печи, это русский народ, который желает, чтобы на него все с неба упало. На самом деле, все совершенно не так. Слова: дремучий лес, дремать, дурак имеют один корень. Они обозначают  измененное сознание, другое понимание, другое мировосприятие.
Дремучий лес - другой мир, мир мертвых, там другие знания, ведь и Баба-яга живет в дремучем лесу.
Человек дремлет. Он тоже как бы находится  не на яву, а в другом сознании.

[показать]
Дурак, с точки зрения народной культуры, обладает особенным знанием, знает волшебное слово. Но приобретает он его из потустороннего мира, мира предков.

[показать]

   Вот и Емеля лежит на печи до поры до времени. Он не распыляется, никуда не спешит, накапливает знания. В итоге все и получает!
  В сказках все заканчивается свадьбой, потому что дальше неинтересно, предсказуемо. И опять: рассказывается главное,  как человек проходит определенные стадии, как ответственно относится к свадьбе, показывает знание обряда, умение обращаться к опыту предков. Если все условия выполнены и соблюдены, семья будет счастливой.

[показать]


  Василиса Прекрасная сходила к Бабе-яге, обрела мудрость, которая необходима для замужества. Наткала ткань, подарила ее (не продала!) с помощью старушки царю, сшила рубашку. Раньше рубашку шила только невеста своему жениху, при этом она запиралась в комнате, чтобы никто не вошел, потому что исполняла определенный ритуал, вышивала знаки, заговоры, которые притянут к ней царя. В итоге, свадьба и счастливая жизнь.

[показать]

   Мы должны знать свою народную культуру, относиться к ней с уважением, жить в ней.  К сожалению, многие не понимают, что дохристианская культура Руси была очень богата своими традициями, обрядами, песнями, сказками, народной мудростью. 


Не будем забывать: «Культура -это атмосфера, которую создает народ для собственного выживания.

"Русская культура"

Серия сообщений "интересно":
Часть 1 - Свеча горела на столе...
Часть 2 - Рай на земле или секта???
...
Часть 5 - Там где сбываются мечты....
Часть 6 - Волшебный мир мастера.
Часть 7 - Сказка ложь, да в ней намек!
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Сказка ложь, да в ней намек! | Nady_Geep - Дневник Nady_Geep | Лента друзей Nady_Geep / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»