• Авторизация


Николай Дубовской. Забытый классик русского пейзажа 19-09-2013 14:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Филофоб Оригинальное сообщение

Николай Дубовской. Забытый классик русского пейзажа.

[показать]

Притихло 

Художник  Николай Дубовской,1890

(дважды кликабельно!)

 

[показать]

Дубовской Николай Никанорович
(1859-1918)
 
Пейзажист по призванию и хранитель священных традиций передвижничества по убеждению, Н. Н. Дубовской принадлежал к младшему поколению передвижников. О его преданности искусству рассказывали анекдоты. Однажды он так увлекся работой над этюдом с натуры, что напрочь забыл о собственном венчании и явился в церковь, когда его уже почти перестали ждать.
Товарищи ценили в произведениях Дубовского сильное эмоциональное чувство, но часто пеняли художнику на некоторую небрежность исполнения. Но одна картина резко выделяется из этого ряда, и в историю русского искусства Дубовской вошел прежде всего как автор пейзажа "Притихло" (1890). Художник открыл здесь новый для передвижников мотив, по его словам - "тишины перед грозой", "когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь свое ничтожество при приближении стихии". Для воплощения этого мотива он нашел оригинальное решение. Внезапно высвеченные солнечными лучами грозовые тучи тянутся тяжелой горизонталью, занимающей почти всю верхнюю половину картины, над почерневшей водой, отражаясь в ней. Вдали - темная полоса берега, как бы сдавленная сверху и снизу стихиями неба и воды. Земля теряет свою материальность, но и вода - лишь зеркало для неба. Самым материальным, осязаемым здесь "телом" становятся грозовые тучи - яркие и светоносные. Пейзаж высоко оценил И. И. Левитан, полагавший, что Дубовскому удалось передать объективное - "не автора, а самую стихию".


СКАЗКИ О ХУДОЖНИКАХ

[показать]
[показать] [показать]


[показать]
«Набережная Невы вечером» 1898
Государственный Русский музей

 


Интересная работа у Маринкиной бабушки. Бабушка у Маринки в музее работает. Музей похож на дворец: большие залы, на окнах сборчатые шторы, под потолком — лепнина, а на стенах много-много картин в красивых золоченых рамах. И бабушка по этим залам ходит, как царица, величественно качает головой с аккуратным валиком седых волос и может зайти в любую комнату, даже туда, куда не всех пускают: за особенную дверь с надписью «Хранилище», например. Там, в этом хранилище, всякие картины лежат, которые почемуто людям не показывают.

Как-то привела мама Маринку к бабушке на работу, а сама по делам пошла. Смотрит девочка: бабушка в хранилище сидит и рассматривает какую-то картину.

— Это что? — спросила любопытная Маринка, выглядывая у бабушки из-за плеча.

— Твоя тезка, марина, — ответила бабушка.

— Как это? — удивилась Маринка. — Здесь же нет никакой девочки, только кораблики!

— Милая моя, — улыбнулась бабушка, — мариной называют картину, на которой изображен морской пейзаж.

— А что ты с ней делаешь, с этой мариной? — заинтересовалась Маринка.

— Я должна определить, подлинная ли это картина. Действительно ли ее написал художник Дубовской или кто-то просто скопировал его полотно, пытаясь подделаться под богатую палитру и уверенную руку мастера.

[показать]
«Морской пейзаж» 1916
Томский областной художественный музей


— И как? Она настоящая? — спросила Маринка.

— А ты посмотри внимательно, — загадочно улыбнулась бабушка.

Маринка вгляделась, но поначалу ничего особенного не увидела. Кораблики какие-то.

— Тихо-то как, — неожиданно шепнула бабушка. — Только легкая рябь по воде бежит, не грохочут волны, не волнуется море. Солнце спокойное, ласковое, золотым и розовым в бирюзовой воде отражается, сквозь просветы в облаках сочится. Но так недолго продержится — вон они, тучи, небо затянули, будет неспокойно, поднимутся волны, и паруса туго надуются ветром, побегут лодки. Но это потом, а пока — штиль...

Смотрит Маринка: вода на картине чуть колыхнулась, а потом словно лодку от причала оттолкнули и развернули — видна уже не гладь воды, а берег. А на берегу, на раскладном стульчике, сидит мужчина с бородой, в пенсне, лицо доброе, а глаза — задумчивые, мечтательные.


[показать]
Сластион А.Г. Художник Н.Н. Дубовской но этюдах



— Ой, кто это? — тихо пискнула Маринка. Ну и чудеса! Картина словно в телевизор превратилась.

— А это и есть художник Николай Никанорович Дубовской, — ответила бабушка. — Смотри, как он увлечен своей работой — ничего, кроме нее, не видит! У него чайка тюбик с краской клюет, ду- мает — это серебристая рыбка, а живописец Николай поглощен тем, чтобы каждую черточку подметить, каждый блик солнца в воде, само настроение природы на картине передать! Трудно найти художника, который был бы так влюблен в природу, в те чудесные картины, которые она сама пишет на полях, в воде, на небе, на снегу!

— Так он не только море рисовал? — спросила Маринка.

— Нет, не только. — В голосе бабушки засквозила нежность, словно она рассказывала о собственном внуке. — Родился Коленька в городе Новочеркасске, на Дону — у великой и красивейшей реки. И с детства был поражен очарованием родного края — изумрудом полей и лугов, синевой Дона, яркими красками бескрайнего неба. Рисовать научился чуть ли не с пеленок — сначала картинки из журналов перерисовывал, потом и сам стал рисовать, что видел. А посмотреть было на что — места в тех краях живописные...


[показать]
«Сумерки» 1897
Государственная Третьяковская галерея Москва


Картина, что стояла перед бабушкой, снова изменилась: теперь Маринка увидела мальчика лет восьми, который бежит с пригорка домой, чтобы показать родителям свой новый рисунок, едва высохшую акварель.

— Молодец, сынок, — улыбается женщина с тяжелой темной косой. — Вырастешь — художником станешь.

— Что за глупости! — хмурится отец, покручивая длинный ус. — Парень —потомственный казак, батька у него — старшина области Войска Донского, а он картинки малевать будет?! Негоже военному человеку себе ерундой голову забивать.

— Бать, ну какой из меня военный? — Коля так огорчен, что готов заплакать. — А рисовать я страсть как люблю!

— Не видано такого, чтобы в роду Дубовских хлюпики росли! — гневается отец и бьет кулаком по столу. — Мать, собери ему поесть и одежки с собой — в Киев поедет, в военную гимназию поступать! Казака из него сделаем настоящего, как отец его, как дед и прадед!

— Ой! — испугалась Маринка. — Какой строгий папа у него! И что с Колей дальше случилось?

— Коля и правда поступил в Киевскую военную гимназию, — ответила бабушка. — И там ему очень повезло: учитель рисования заметил талантливого мальчика и помогал ему советами, давал задания. После гимназии Коля всетаки решил ослушаться папу
и вместо казачьего войска поехал в Петербург, в Академию художеств. И мечта его детства сбылась.

— А жена у него была? — Маринка, как многие девочки, очень любила слушать про свадьбы.


[показать]
«Вид на Палермо» 1917


По картине снова пробежала легкая рябь, и Маринка с бабушкой увидали симпатичную девушку, которая сидела с этюдником в цветущем весеннем парке, и молодого Колю Дубовского, который подошел, чтобы дать начинающей художнице несколько советов.

— С этой девушкой он познакомился под Петербургом, а предложение ей сделал во Флоренции — красивейшем городе Италии... Все так романтично начиналось. Кто
мог подумать, что Николай чуть не сорвет собственную свадьбу! — покачала головой бабушка. — Все собрались перед церковью — гости, невеста, родные — а Коли все нет и нет. Оказалось, солнечный лучик упал на подоконник, как-то по-особому высветив вид за окном. Коля схватил кисточку, краски... и пропустил момент, когда настала пора одеваться и ехать на венчание! А еще случай был...

Теперь на картине появилось окно небольшой, но уютной загородной дачи. Возле него стоит Николай и глядит вдаль, задумчиво потирая подбородок. Но вот что-то переменилось — тучи раздвинулись, луг, дорога, зелень за окном заиграли новыми красками... Не раздумывая, Коля Дубовской распахивает створки и с казачьей лихостью сигает через подоконник, бежит навстречу своему будущему пейзажу, он полностью поглощен виденьем новой картины. он раскинул руки, он счастлив! А следом бегут друзья-художники и кричат: «Николай Никанорыч, батенька, что с тобой приключилось? Тебе нездоровится?»


[показать]
«Дача в Силламягах» 1907
Национальный художественный музей Республики Саха


— При такой страсти, с какой Коля Дубовской отдавался творчеству, картины его казались живыми, — продолжала бабушка. — Буквально дышали светом, водой,
свежим ветром... Это были не просто пейзажи, а живые моменты природы — вот здесь дождь уже прошел, а здесь — вот-вот начнется, и природа замерла в ожидании
долгожданного облегчения после дневной жары и духоты. Вот — стихающий ураган, а вот — надвигающаяся туча... Неудивительно, что одно из самых впечатляющих его полотен под названием «Притихло» купила на выставке государыня Мария Федоровна, супруга императора Александра III.

Маринка увидела, как какой-то важный господин в дорогой одежде расхаживает по галерее вдоль ряда картин, неожиданно останавливается перед одной из них и восклицает: «Ну и ну!»

— Это Павел Михайлович Третьяков, — шепнула бабушка. — Знаменитый коллекционер, основатель Третьяковской галереи.


[показать]
«Притихло» 1890г


Картина, поразившая Третьякова, и правда была впечатляющей. Половину огромного полотна заняли тяжелые лиловатые тучи, нависшие над рекой, над узкой полоской берега — над всем миром... И все вокруг замерло, словно втянуло голову в плечи, ожидая первого, оглушительного, раскатистого удара грома, за которым пойдут плясать-сверкать зарницы и сплошной стеною хлынет ливень.

— Беру, — не раздумывая, выпалил Третьяков, показывая на картину.

— Павел Михайлович, помилуйте, никак нельзя-с, — склонился перед коллекционером сотрудник выставки. — Полотно куплено-с.

— Что значит: куплено? — гремит Третьяков. — Плачу двойную цену! Николай Никанорыч, ведь продашь?

— Простите-с, но оно куплено... государыней, — разводит руками служитель. Дубовской виновато улыбается.

— Государыней? — Третьяков осекся, помолчал, но вот взгляд его светлеет: — Николай Никанорыч, голубчик! Сделай мне такую же! Уж очень я эту картину хочу
иметь в своем собрании.

— И пришлось Дубовскому написать «Притихло» еще раз, — объяснила бабушка. — Многие решили, что вторая картина получилась даже лучше, чем оригинал. Николай
написал еще немало чудесных картин, он много путешествовал в поисках красивейшей натуры для своих полотен, иногда даже с риском для жизни — например, он вдвоем с приятелем пересек Кавказ, пробираясь на конях по узким труднодоступным горным тропам. Но всегда неизменно возвращался в Петербург. Там Николай и умер, но все
свои картины завещал родному городу Новочеркасску.


[показать]
«Родина» 1905
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля


Картина засияла, и Маринка увидела, как в волшебной раме одна за другой появляются замечательные работы художника: и «Родина», и «Тихий Дон», и «Мишкина балка»... Дав Маринке и ее бабушке насладиться зрелищем, картина погасла. Теперь на ней лениво золотилось солнце в тихой воде Балтийского взморья.

— Бабушка, — спросила потрясенная Маринка, — ну, ты как решила — картина настоящая?

— А ты как думаешь? — улыбнулась бабушка.

— Настоящая. Только великий художник мог написать такую живую картину, — убежденно кивнула Маринка.



[показать]
«Лесная река»


[показать]
«Радуга»
Новочеркасский музей донского казачества


[показать]
«На Волге» 1892
Государственная Третьяковская галерея
Москва


[показать]
«Тихий вечер» 1898
Дальневосточный художественный музей


[показать]
«Сумерки в горах. Альпы» 1909
Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко



[показать]
«Через лес»


[показать]
«На Екатерининском канале летом» 1905г
Государственный Русский музей


[показать]
«Штиль перед бурей» 1890
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


[показать]
«Сжатое поле»
Костромской государственный объединенный художественный музей Кострома


[показать]
«Ураган в степи»
Новочеркасский музей донского казачества
Новочеркаск



[показать]
«Дюны. Бретань» 1898

[показать]
«Летний день» 1890

[показать]
«Морской вид (с парусами)» 1900

[показать]
«Первый снег» 1910
Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых

[показать]
«Пейзаж с березами»

[показать]
«В наводнение (Наводнение на Екатерининском канале)» 1903
Ярославский художественный музей

[показать]
«В обители. Троице-Сергиева лавра» 1917
Ростовский областной музей изобразительных искусств

[показать]
«Водопад Иматра» 1893
Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого



[показать]
«Неаполь»
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П.Пожалостина

[показать]
«Могучий дуб»


[показать]
«Ладожское озеро» Конец XIX века
Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль"

 

Николай Никанорович Дубовской

[показать]

Малинина Екатерина Владимировна. Сказка о художнике, марине и Маринке. Николай Никанорович Дубовской (1859-1918)


Дорогие читатели! Мы рады, что серия "Сказки о художниках" нравится вам и вашим малышам. Мы решили показать всю нашу великую живопись - неизвестную, забытую, скрываемую от нас с вами за стенами "запасников". В конце XIX - начале XX веков все, что воспевало красоту мира и природы, что говорило о Боге, было объявлено мещанством, "салоном" - искусством, "не раскрывающим социальных язв общества". К сожалению, многое мы никогда больше не увидим. Но даже то, что осталось, никто не торопится выставлять для всеобщего просмотра... Мы пытаемся с вашей помощью возродить имена художников, составляющих золотой фонд нашей культуры, открыть их шедевры вам - нашим читателям. Дух захватывает при виде этих гениальных полотен! Только русские живописцы могли так писать! Русская культура не умрет, покуда есть люди, стремящиеся открыть мир прекрасного для своих детей.


ГАЛЕРЕЯ
 

 

Серия сообщений "СКАЗКИ О ХУДОЖНИКАХ":
Часть 1 - Сказка о художнике, любимце муз. Орест Кипренский
Часть 2 - Сказка о волшебной стране. Сильвестр Щедрин
...
Часть 29 - СКАЗКА ПРО ВОЛШЕБНИКА. ДМИТРИЙ ЛЕВИЦКИЙ
Часть 30 - СКАЗКА О БЛАГОРОДНОМ ХУДОЖНИКЕ. ИВАН МАКАРОВ
Часть 31 - СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ, МАРИНЕ И МАРИНКЕ. НИКОЛАЙ ДУБОВСКОЙ
Часть 32 - СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ И ЧУДЕСНОМ БЛЮДЕЧКЕ. НИКОЛАЙ НЕВРЕВ
Часть 33 - СКАЗ О ХУДОЖНИКЕ И ПОЛКОВОДЦЕ. АЛЕКСЕЙ И ПАВЕЛ КОРИНЫ
...
Часть 45 - СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ И ЛЮБВИ К ОТЕЧЕСТВУ. ГРИГОРИЙ ГАГАРИН
Часть 46 - СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ И НАСТОЯЩЕМ ДЕЛЕ. ИЛЛАРИОН ПРЯНИШНИКОВ
Часть 47 - СКАЗКА О ПРИСНИВШЕЙСЯ ПРИНЦЕССЕ. ВЛАДИМИР ГАУ

 

via Bo4kaMeda

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Николай Дубовской. Забытый классик русского пейзажа | Ямаюсик - Дневник Ямаюсик | Лента друзей Ямаюсик / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»