Я сначала расскажу историю про величайшего астролога Индии. Его звали Вараха Мухира и он был одним из девяти жемчужин при дворе царя Викрамадитья. Царь Викрамадитья жил где-то в первом веке до нашей эры, тоесть около 2100 лет тому назад. Это был пожалуй последний величайший император так что в Индии до сих пор есть эра, которая ведет свой отчет от времени царя Викрамадитьи, подобно тому как в христианстве есть эра, начинающаяся с Рождества Христова. Она называется эра Викрама. Он собрал у себя величайшего поэта, величайшего знатока политической науки, величайшего йога и в том числе величайшего астролога. До сих пор труды, написанные Вараха Мухиры ... Считается, что если человек просто знает «Брихад-джатаку», это один из основных трудов Вараха Мухиры, его сын написал комментарий к этому труду, то он знает астрологию. На севере учат «Брихад-парашара-хора-шастру», но на юге астрологи учат «Брихад-джатаку». Помимо нее он написал «Брихад-самхиту», это уникальный труд по ведической культуре, по мунданной астологии, по астрологии этого мира. ...
У царя была царская емблема, он носил диадема и на ней был изображен вепрь. Вепрь на санскрите вараха. Это был символ его царского величия. В один момент он снял с себя эту диадему, корону и надел ее на голову своего астролога и сказал ему: «Отныне ты будешь известен как Вараха Мухира – тот, кому я дал титул Варахи.
Вараха Мухира родился в Уджджайне, в древнем городе святом в Средней Индии, в Мадхйа-прадеше. Отец его был брахманом, его звали Адитья. Благодаря своей садхане, своей духовной практики ... Он поклонялся Сурья-Нараяне, тоесть богу в образе солнца. В результате знание, которое он получл, открылось ему изнутри. Некоторые люди думают, что ведические науки можно теоретически знать, можно прочитать книги, изучить несколько книг по астрологии и стать астрологом. Астрология на санскрите значит джйотиш – свет или то, с помощью чего мы можем увидеть. Все логические законы или принципы, которые описаны в книгах, нужны только для того, чтобы в конце концов у человека развилось видение. Но видение развивается не только с помощью знания этих законов или каких-то правил, которые описаны в книгах по астрологии, но прежде всего в результате садханы, в результате того, что человек совершает молитвы, поклоняется своему духовному учителю, человек совершает аскезу, повторяет имя Бога на четках и много много другого. Тогда все знания, которые он получает из книг, чисто логические, в конце концов складываются в некую целостную картину и знание раскрывается у него изнутри. Он смотрит на карту и видит судьбу человека и он может видеть гораздо больше, чем записано в очень скупых правилах атрологических книг.
На самом деле я видел книгу-комментарий к этой «Брихад-джатаке» на хинди. Один знаменитый современный астролог написал комментарий – относительно современный, он уже умер, но где-то в 60-ых годах прошлого века он жил - каждый стих толкуется где-то на девяти-десяти страницах с подробным комментарием внутреннего, сокровенного смысла «Брихад-джатаки». Потому что это стихи, в стихах много всего, много игры слов. Так или иначе, это чисто для того, чтобы вы поняли о ком идет речь и до какого совершенства человек может довести знание любой из ведических дисциплин, если он сопровождает изучение с суровой или интенсивной духовной практикой. Обычно астрологи такж читают Гаятри-мантру. Астролог, к которому я ходил в Джайпуре, который читает Бригу, он шесть или семь часов повторяет Гаятри-мантру мантру. Потому что Гаятри-мантра – это в том числе мантра, которая раксрывает внутренний свет или знание.
В какой-то момент сам Сурья Нараяна пришел к нему, раскрыл это знание и он был абсолютно уверен в своих предсказаниях. Соответственно, царь Викрамадитья тоже очень ценил его, он считал его своим другом, он советовался с ним по всем важным вопросам и в какой-то момент он попросил его посмотреть гороскоп его сына, царевича. Когда Вараха Мухира посмторел гороскопы и погрузился в медитацию на этот гороскоп, на то, что он увидел, он понял, что в гороскопе есть некий изъян, который невозможно нейтрализовать. Никакими человеческими способами этот изъян нейтрализовать невозможно и царевич должен был помереть через какое-то время после того, когда ему исполнится 18 лет.
Астролог пришел с этим печальным известием к царю и сказал: «Твой сын умрет, когда ему исполнится 18 день, в такой-то день, около 5 ч. пополудню. Умрет он от того, что его забодает дикий кабан, кабан этот распорит его желудок и это невозможно устранить, потому что такова его карма. Никто не в состоянии этого сделать».
Царь услышал это, царевичу тогда было лет 16, тоесть эта дата была не за горами, и он посоветовался со своим министром. Министр сказал: «Мы должны построить высокое здание и отвести покои царевича на верхнем этаже, окружить здание рвом так, чтобы никто не мог туда прорваться и постоянно охранять его. Кто его знает, может он ошибся, нужно в любом случае сделать сейчас, если так».
Они псотроили семи-этажное здание 25-метровой высоты, окружили его рвом, окружили его солдатами и стли ждать назначенного часа. Царь сказал: «Теперь все – никакой возможности для того, чтобы вепрь, этот дикий кабан, ворвался туда, нет. Когда время приблизилось и царевичу исполнилось 17 лет и время приближалось, весь город уже знал об этом предсказании, все замирали сердцем и ждали что случится. Враги Вараха Мухиры торжествовали, друзья его усомнились. Царь его вызвал и сказал: «Может ты передумал? Царевич может умереть в этот день, все может случиться, но он ни за что никогда не может умереть от того, что туда кабан ворвется! В это здание даже крыса не может прошмыгнуть. Это здание так хорошо охраняется!». В назначенный день он сказал, что каждые пол-часа военачальник, который управляет стражей, должен приходить и давать личные доклады что случилось, что происходит.
Все тихо, время шло... И он сказал, что «еще не поздно, если ты откажешься сейчас, я пойму – ну, все бывает. Посмотри еще раз на его гороскоп, может быть ты увидишь там что-нибудь другое». Так иногда бывает – астрологи иногда, под давлением неотвратимых обстоятельств начинают видеть что-то другое в гороскопах. Но Вараха Мухира был абсолютно спокоен и сказал, что «все, что угодно может произойти в этом мире, но мои предсказания не может быть неверным. Все то, что я сказал, исполнится и исполнится так, как я сказал. Я не знаю как оно исполнится, но оно исполнится. В то время, как я сказал, он умрет, потому что ничто не может отвратить это. Единственная моя беда и боль в том, что я не нахожусь на уровне великих мудрецов прошлого, таких как Васиштха. Потому что если бы Васиштха был у теб при дворе, одним из твоих министров, он был отменил эту карму. В его силах эту карму отменять, не в моих силах. В моих силах только увидеть ее и сказать тебе о ней».
Тогда царь торжественно объявил всем: «Если это случится, то я сниму с себя корону, надену ее на него и с этого момента он будет носить титул Варахи, титул моего царского величия. Но если этого не случится, то ...» В этот момент Вараха Мухира встал и сказал: «Если этого не случится, я сам уйду с твоего города. Я обещаю тебе, что я больше никогда не буду практиковать астрологию, я не сделаю ни одного предсказания, я уйду в лес и до конца своих дней буду жить там в лесу и совершать аскезу, чтобы этот грех ложного предсказания искупить. Но в любом случае это случить – хочешь ты этого или не хочешь».
Каждый пол-часа приходили и гооврили: «Все спокойно». Придворные сидели, многие уже торжествовали, что Варахи Мухира окажется неправ. В конце концов настало 2 часа, 3 часа, 4 часа. Пришел человек и сказал: «Все спокойно – царевич играет вместе со своими друзьями на седьмом этаже здания, ничего не происходит ровным счетом». Наступило 5 часов пополудню, царь опять посмотрел на него, опять пришел и сказал: «Все спокойно, никакого беспокойства нет, ничего не произошло, все абсолютно мирно, ничего не предвещает недоброго».
Царь посмотрел на Вараха Мухиру в последний раз и сказал: «Может быть ты все-таки передумаешь?» Вараха Мухира сказал: «Я не передумаю». Наступило 6 часов, пришел человек и сказал: «Там все спокойно, там ничего не произошло». Царь посмотрел на него и сказал: Ну что ты скажешь теперь?» Он сказал: «Я скажу, что твой сын лежит мертвый в луже крови распоротый вепрем». У всех прошел мороз по коже, у царя прежде всего и он сказал: «Пойдем, посмотрим». Они отправились в это здание, они проверили стражников, которые стояли вокруг него, все было абсолютно четко, действительно, даже крыса не могла бы прошмыгнуть. Они зашли, поднялись и увидели залу, там были дрзья царевича, они играли в шахматы, в какие-то другие вещи. Царевича они не увидели и спросили: «Где царевич?» Они сказали: «Только-что недавно тут был, но ему стало чуть-чуть плохо, душно и он вышел на терассу подышать воздухом». Вараха Мухира сказал: «Сейчас мы выйдем на терассу и увидем его там в луже крови».
Они вышли на терассу и их глазам открылось страшное зрелище – они увидели юношу, который лежал на кровати в луже крови. Что случилось? Когда он играл, в тот момент, когда было предсказано, ему стало плохо, он почувствовал какое-то жжение в груди, духоту. И часто это с ним бывало – иногда он выходил, чтобы подышать свежим воздухом и никто не обратил внимания на это и на то, что его нет. Он вышел на терассу, подышал и лег на кровати, которая была на терассе, с мягким матрасом. На этой терассе висел царский флаг. На флаге висел символ царя – бронзовый вепрь с острыми клыками. В тот момент, когда юноша лег и задремал, порыв ветра сорвал флаг, флаг упал, а вепрь на древке этого флага распорол ему грудь. Это было на терассе и никто ничего не слышал, не слышал падение этого флага. Царь был огорчен, но в то же самое время его вера в Вараха Мухиру усилилась еще больше.
(БВГ, диск Гималаи, лекция 17)B