• Авторизация


Без заголовка 22-12-2017 06:47 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения красавицаумница Оригинальное сообщение

русская печь -история, строение, воспоминания...

Русская печка - мечта любого кулинара. Те кто пробовал еду приготовленную в русской печи, знают о чем идёт речь. Даже обычная картошка, почищенная или в кожуре (в "мундирах"), приготовленная в чугунном горшке в русской печи - верх наслаждения, не говоря уже о супах и кашах и мясных блюдах.


[показать]
Дацук Кирилл - Бабушкина печь 2008 г.

В моём далеком детстве я жил в деревянном доме, в котором наша семья после войны поселилась после войны. И там была русская печь. Правильная, Огромная, с большим чёрным зевом и лежанкой, где я обожал спать, и не только потому что там было тепло и уютно, а еще и потому что наверное для любого поднебесная ребёнка высота печки была намного предпочтительнее стандартной пружинистой винтажной кровати с медными шишечками, приземлённо стоящей на дощатом полу.

Кроме того печка не скрипела, не меняла форму как кровать или диван и вообще была монолитной глыбой с лицевой стороны покрытой дефецитным в ту пору, кафелем, а сверху - глиной и побелкой. К сожалению я не знаю всех тонкостей мастерства печников тех времён, видимо хранивших тайны тысячелетней постройки печей, но даже когда печь топилась, наверху было просто тепло. По крайней мере обжечься при прикосновении было нереально.

А не так давно, я в достаточных подробностях, узнал что в русских печах до революции еще и мылись. т.е. фактически печь выполняла несколько функций из которых обогрев и приготовление пищи были безусловно главными, но лечебно-гигиенические процедуры были тоже важным дополнением в той роли, которую русская печка играла в жизни на Руси.

[851x600]
Крестьянский быт. XIX в. Мытье в печке. Гравюра А.И. Зубчанинова по рисунку П. Е. Коверзнева. Начало 1880-х гг.

Бани на Руси существовали с незапамятных времён. И разумеется, русский народ использовал их по прямому назначению, но не забывал и про печь. Тем более, что строительство собственной бани как таковая для многих считалось непозволительной роскошью. Ну а даже у кого она была, всё равно часто использовали печь еще и для того чтобы "пропарить косточки".

В печах как правило также мыли детей, младенцев, больных и стариков. Не выходя, как говорится - из избы.  Кроме того, в печах предпочитали мыться молодые девицы, опасавшиеся "банной нечисти". По русским суевериям в бане водилась всякая нечисть, начиная от "банника" до кикимор живущих в сырости под полом. А рассказы о том что творил банник с молодыми девками в банях - в то время заменяли  сразу эротику, порнографию и фильмы ужасов. Так что говорить наверное не нужно, почему в избе рядом с иконами, пугливым девкам мыться было как-то спокойнее :)

Стандартная русская печь свободно вмещала в себя двух взрослых человек. Так что, вопреки нынешним представлениям, там было где развернуться. После протопки, когда печь немного остывала, внутри её устилали ржаной соломой, кидали домотканный половик и всё... Готова и баня и сауна и медицинский центр прямо посреди дома. 

Вот как описывал эту процедуру знаменитый русский этнограф, князь Вячеслав Николаевич Тенишев в 1899-м году.

Из вологодских земель подробное описание относится к Мольскому приходу Тотемского у.: "Бани у нас очень редко встречаются, несмотря на достаток леса; есть деревни совсем без бань, а моются у нас в печах, которые очень просторны и мыться можно одному свободно сидя.
Причем подстилают под себя солому; свободно раздевшись в присутствии всей семьи, залезает один человек в печку с чугуном теплой воды. Ему подают веник и заслонку закрывают.
Несмотря на видимое неудобство, крестья­нин, выпарившись до "ломоты костей" и хорошо промывши голову "ще­локом", потом окатывается водой на сарае.
Приготовлений нужно совсем немного; только с утра поставить в печь чугун с водой.

Особенности традиции мытья в печи ярко представлены в рассказе Н. преображенского, в котором описываются события, произошедшие с автором в декабре 1859 — начале января 1860 года в с. Никольском Кадниковского уезда Вологодской губернии.

Считаю нужным привести его полностью: "Как бы то ни было, на третий день накануне праздника Рождества, я достиг тихого пристанища — дома моего дяди, который, т. е. не юм, а дядя, имел, по выражению обывателей, бороду с добрый хвостанец, : веник, которым уже выпарились в бане.
Всему русскому миру известно, как хорошо после длинной холодной дороги выпариться в жаркой бане 
Также всему русскому миру известно, что накануне воскресенья и великих праздников весь чисто русский мир имеет древний, свято чтимый и почтенный обычай — париться и менять белье. Дело для меня было подходящее... Но на самом пороге к наслаждению, т.е. к бане, я встретил совершенно непредвиденные препятствия.

Дядя собирался париться. Я лежал на палатях и ждал приглашения в 5аню. Но вместо этого я заметил, что работница принесла в избу соломы, завалила ее в печку, за ней туда же впихнула шайку с теплой водой, в которой был обмочен веник.Немного погодя среди избы дядя мой явился в натуре, разгладил бороду и, ни слова не говоря, марш за соломой, шайкой и веником в печку Изба была без всяких перегородок, поэтому каждый лог видеть со всех пунктов все, что делается в ней.

Работница закрыла печку заслонкою. Я думал, что дядя думает приготовить из себя жаркое.
Не тут-то было. Немедленно в этой печке, где варят щи, кашу, пекут хлеб, пироги и прочие сдобные вещи и куда залез мой возлюбленнейший родич, раздалось сильное шлепание, охание, кряхтение, одногласные восклицания и целые одобрительные слова в роде: "важно!., славно!., вот так!., вот гак!., а-а-а. Вот еще, еще!... Ух как важно!". Это мой дядя хвостал себя, что было сил во все места, какие бывают у пономарей.

Два-три раза булькнула вода; раздался глухой вопль: "откройте!". Работница открыла печку и оттуда вылез головой вперед и весь красный, как рак, дядя.

Он снова сунул голову с бородой в печку, достал оттуда шайку с веником и наподобие Адама в невинном состоянии прошел по всей избе и отправился в подполье обливать себя холодной водой.

Предложили и мне слазить в печку.

Но я как бурсак, привыкший к хорошей бане, и как философ, следовательно человек с полным сознанием собственного достоинства, счел унизительным лезть в печку париться,

да кроме того стыдился предстать пред очи Никольских дам в том исклю­чительном положении, в каком бесцеремонно являлся мой дядя, давно привыкший к подобного рода операциям и поэтому смотрящий на дело совершенно равнодушно.

Я спросил о бане. Оказалось, что бани во всем селе не было, нет и по всей вероятности не будет; что была баня в Родионихе, да и та лет 15 назад сгорела; что там все парятся там же и так же, как мой дядя, что наконец в другой деревне есть баня. Не мало я подивился такой невзыскательнос­ти...

Отправился в деревню.

Там действительно нашлась протопленная баня. Это был четырехугольный сруб с отверстием для влезания в него, которое носило почетное название двери, и с отверстием для выхода дыма, ему же имя — труба.

Когда баня протоплена и когда в нее налезет народу, как сельдей в бочку, она представляет внутри ящик, наглухо закупорен­ный, в одной половине которого возвышается полок, где парятся, устлан­ный соломою, и печка, складенная из камней, а не из кирпича.

У дверей помещается корыто с холодной водою: горячая вода не употребляется, исключение делается щелоку, которым матери детям и жены мужьям моют головы.

Раздеваться необходимо было под открытым небом на соломе.

Несмотря на это маленькое неудобство, я таки попал в баню, предвари­тельно согнувшись в три погибели, чтобы наметить в то отверстие, кото­рое называют дверью. В бане, ни в какое время дня не могущей похва­литься достаточным количеством света, теперь царит непроницаемый по­лумрак. Кругом меня раздавалось шлепанье мокрых веников, ударявшихся в живые тела.

Пример увлек и меня.

Ощупью добравшись до верхнеп этажа полка, где температура была самая высокая, я уже принялся выде лывать веником в воздухе и по спине всяческие фигуры, как толстый пу зажженной лучины осветил баню и сквозь облака густого горячего пар мне представилась картина, какой я никак не ожидал встретить: во все местах, в различных положениях парились и мылись, парили и мыли дру друга люди обоих полов, и в буквальном смысле всех возможных возрастов и все это делалось очень спокойно и хладнокровно, как будто в бане были одни мужчины или женщины...

Не выпарившись, не вымывшись, я стремглав бросился из бани, наскоро оделся, наслаждаясь в то время тем, как купались в снегу выскакивающие из бани, и отправился париться в печку, по примеру дяди, в чем не раскаялся, ибо в печке пар легкий, вольный.

На рассказ мой о приключениях в бане, дядя очень резонно и внуш тельно заметил:

— Ты, брат, хоть и учен, а глуп немножко: парился бы да мылся, сколь душеньке угодно — здесь всегда так делают.

Действительно, дядя не шутил. В деревнях, где существуют бани, большей частью парятся в печках, потому — с баней много хлопот.

Когда ж баню, то обыкновенно собирают всю деревню и идут в нее если , то множество без всякого разбору и различий полов.  

 Печь в крестьянском доме по значимости уступала только крыше и стенам. Все остальные детали: окна, двери, пол и т.п. были второстепенными. Можно сказать что печь была "универсальным комбинатом бытового обслуживания". Но современному человеку функционал и интерфейс такого супергаджета придётся объяснять постепенно.
    Начнем со схематического изображения. Под устьем (=уста, рот) печи (его еще называют "хайло", поэтому понятно народное выражение "хайло раззявил" = широко открыл рот) здесь не нарисовано подпечье, где могли храниться разные приспособления, дрова или там могли даже содержать кур в сильные морозы. 
    Около трубы видна деревянная кадушка, которая стоит на лежанке - самое почетное место,  для старших. На фотографии от печи в две стороны идут балки, используемые сейчас в декоративных целях как полки для выставленных горшков. Но вообще-то на них настилались доски во всю длину до стены и получался помост под потолком - полати, преимущественно для детей. Все вместе, в тепле и под ногами не путаются. Остальные нюансы рассмотрим потом в разделе "Функционал русской печи".


    

[345x400]

  Мастерство печника во все времена высоко ценилось и удавалось не каждому.  Кирпичная печь такого объёма - очень дорогое удовольствие, т.к. кроме видимой части у неё есть отдельный фундамент. Традиционно вплотную с печью делался вход в мини-подполье до нулевого уровня её фундамента. В таком подполье и летом и зимой продукты были как в современном холодильнике, да и фундамент не отсыревал, проветривался.
 
 
    Нелишним будет добавить что  купленный кирпич возить приходилось издалека, а потом таскать к своему дому. А потом принести откуда-то глины, наносить воды, намешать раствора, сделать фундамент и только тогда ПРАВИЛЬНО сложить печку с высоченной трубой. Это вам не дебильный конструктор Лего....
 

/ssl.gstatic.com/sites/p/72404e/system/app/themes/notebook/underline-h1.gif" target="_blank">https://ssl.gstatic.com/sites/p/72404e/system/app/themes/notebook/underline-h1.gif); background-position: 0% 100%;">Краткая история русской печи
    Можно сказать, что русская печь достигла совершенства и до сих пор русские печи являются лишь вариациями. Чтобы понять насколько недавно с исторической точки зрения появились такие печи, посмотрим как развивалось печное дело в России.
    До появления русской печи были очаги-каменки с открытым пламенем. Раскаленные  камни использовались для нагревания воды - их просто опускали в горшок. Кстати, очень долго деревенские бани топились по-черному и из печи-каменки можно считать легкой модификацией древнейшего очага. Очень жаль, что пока не удалось найти ни одной фотографии.
    Основная особенность русской печи – тоннелеобразное горнило, варочная камера, которая разогревается до 200 градусов С. Из-за такой конструктивной особенности высокая температура может сохраняться часами без дополнительной протопки. Для приготовления пищи – идеальный вариант.
    С момента своего изобретения технология русской печи претерпела много изменений. Первоначально (с начала 15 века) печи были глинобитными и не имели трубы. 
[показать]
Такая печь получила название курной, так как сильный огонь в ней не разводился из-за опасности пожара и она «курилась» на малом огне. Отсюда же и изба, топившаяся по-черному, получила название курная изба. Строительство такой печи начиналось ещё до постройки самого жилища. На сруб-форму набивали глину, постепенно формируя свод, несколько дней конструкция сохла, затем, не вынимая брёвен, производили обжиг в течение нескольких дней на малых температурах. Как и производство кирпича, процесс был сложен и доступен только настоящим мастерам. 
    Так как труб ещё не придумали, то топить такую печь приходилось «по-чёрному», то есть дым, заполнив помещение, выходил через верхний притвор входных дверей, а холодный воздух от порога поступал внутрь дома. Потом стали прорубать отверстие в стене над печью. Когда печь не топилась, отверстие это затыкалось (заволакивалось) деревянными заслонками, вследствие чего и получило название волокового окна. Есть и другое объяснение - дым "выволакивался" через это отверстие, которое и стало первым окном в доме. Кстати, во многих языках слово "окно" происходит от словосочетания "глаз ветра" например в английском wind - ветер + ow - глаз (следы староанглийского) = window - окно. А у нас "окно" без всякого ветра - от латинского "око" - глаз (ср. окуляр, окулист).
    У современного человека почему-то сложилось неправильное представление что если топить по-черному, то все стены будут закопчёнными. Этнографы, описывавшие такие избы на Руси, неизменно с удивлением обнаруживали что стены светлые, а закопчен только потолок и стены вниз от него по ровной линии на 20-30 см. Просто надо было уметь правильно подбирать дрова и режим горения.
[показать]К началу 17 века система была вновь усовершенствована. Во многом этому способствовало появление производства кирпича. Появились первые дымоотводы и дымосборники. Появились первые трубы, выполненные из тёса (тёсаное топором дерево), правда, они не примыкали к самой печи, а находились на безопасном расстоянии. Между трубой и устьем горнила монтировался колпак-дымосборник. Символ дома приобрёл человеческие очертания, не зря одним из названий дымосборника было «чело». Такая конструкция намного увеличила производительность, так как тяга многократно возросла, но и увеличила пожароопасность (кто не видел вырывающиеся искры из сильно топящейся печи). Встал вопрос о невозгораемых трубах. Кирпич оставался ещё очень дорог и использовать его могли себе позволить только очень обеспеченные люди, поэтому долго ещё «чёрные» печи оставались в ходу.

Русская печь (битая печь).  1 – чело; 2 – припечек; 3 – опечек; 4 – печурка; 5 – залавок длинный ящик с подъемной крышкой для хранения продуктов, посуды; 6 – ухват. 

    Русская печь с кирпичной трубой называется «белой» и соответственно топят её по-белому. Конструкция оказалась столь удачной, что с момента возникновения принципиально не менялась, особенно в деревне. Усовершенствовались лишь отдельные её показатели.
    
    Кирпич был действительно ОЧЕНЬ дорог. Думаю достаточно привести два примера. 
[320x312]
Зимний дворец Екатерины-2 (рулила в 1762-96 гг.) был трехэтажным деревянным (вид каменного потому что штукатурка на голландский манер), всего было 90 комнат и в каждой комнате стояла печь на деревянных резных ножках. И не представляйте себе 90 кирпичных печей - это были ящики для жаровни типа знакомых нам мангалов (а-ля на фото слева), в которые вкладывали заранее разожженные жаровни с древесным углем. Пока уголь горел, в комнате было тепло и вельможные особы переодевались в теплую ночную одежду, одевали на голову колпак и утопали в толстенной перине. Только так можно было спастись от холода когда угли прогорали (экономили!). А следующую порцию приносили под утро, перед пробуждением.
    Кроме жаровни на ножках, устанавливаемой посреди комнаты, в разных странах использовались специальные
[320x155]конструкции для установки под кровать, в них горшок с углями стоял на металлическом листе и на верхней части конструкции также из соображений пожарной безопасности прикреплен металлический лист: 
 
    Надо уточнить когда в Зимний дворец сумели встроить обладающие длительной теплоотдачей кирпичные печи, но  это деревянное изделие почему-то медленно и печально сгорело в 1837 г. (год смерти А.С. Пушкина) якобы из-за неправильного ремонта дефекта дымохода. Вроде бы дырку какой-то гастарбайтер по-быстрому заделал мочалом и оно загорелось. А Зимний дворец построили заново, поэтому каменным он стал только в 1838 году при Николае-1.
    Вплоть до середины XIX века техника производства кирпичей оставалась весьма примитивной и трудоёмкой. Кирпичи формировались вручную, высушить их можно было только летом, а обжигались они в напольных печах-времянках. Уже построили железную дорогу Москва-Питер, а печи по-прежнему выкладывались из высушенного кирпича-сырца!
    Переворот в технике производства произошел лишь во второй половине XIX века. В 1855 г. был изобретен ленточный кирпичеделательный пресс, в 1858 г. изобретена кольцевая обжиговая печь постоянного действия, которая позволила снизить расход дров в 4 раза! Но от изобретения до внедрения нужно время и по-настоящему массовое производство кирпича развернулось только ближе к началу 20 века.
    Примерно в это же время существенные изменения появились и в конструкции русской «белой» печи благодаря Ивану Ивановичу Свиязеву (1797 – 1875), строгановскому крепостному, ставшему в последствии академиком архитектуры. Труды его послужили основой для развития ряда дисциплин строительной науки: отопления и вентиляции, строительных материалов, теории промышленной архитектуры, проектирования гражданских зданий. Он дополнил печь верхними дымооборотами, применил колосниковую решётку, что позволило использовать в качестве топлива уголь и торф (хотя применимо это лишь для отопления, готовить в русской печи на угле не рекомендовано). На изобретённые нагревательные приборы Министерство финансов в октябре 1847 года выдало И.И.Свиязеву привилегию, своеобразное авторское свидетельство. В 1867 году И.И.Свиязев издаёт первый в России труд по отоплению зданий - «Теоретические основания печного искусства».
    Единственным неразрешённым недостатком конструкции оставалось подпечье, которое протапливалось плохо. Проблема была решена после 1927 года, когда был объявлен всесоюзный конкурс на проект русской печи более продвинутой конструкции. Призовые места получили проекты В.Е.Грумм-Гржимайло, Н.С.Подгородникова и Всесоюзного теплотехнического института.
    Надеюсь теперь понятно, что русская печка как большинство себе её представляет, вовсе не древнее изделие, а сформировалась в таком образе в лучшем случае после отмены крепостного права (1861 г.) и долго еще была недоступна крестьянам. Поэтому изображать Емелю ездящим на кирпичной печке - образец удвоенной шизофрении (и времени и по конструкции). С художников-то спрос небольшой, а вот историки куда смотрят?  
Картинка 3 из 703
 
 
 
Какая из печек больше подходит для езды верхом - кирпичная глыба слева 
или ящик с копытами справа?
 
 

 



    Для полноты повествования добавим что в городском применении, где печь выполняла более отопительные функции, нежели кулинарные, был придуман эконом-вариант. Стены выкладывали в пол-кирпича, это позволило увеличить скорость прогрева, правда уменьшив, соответственно, и период теплоотдачи. Так как в городе не было особой нужды печь хлеб дома, а площадь жилья была дороже, то сократили длину и ширину печи, уменьшили и под. Такая печь обычно отапливала 2-3 комнаты. Загрузка топлива производилась со стороны кухни или специальных сеней, а горничная часть украшалась.
 
    Кстати именно из-за центрального расположения печки и вошло в обиход слово квартира, т.е. "четверть" (ср. квартал, кварта). Дом делился на четыре части, обогреваемые одной печкой -четвертинка дома называлась квартира или как еще говорили угол,  а по-современному это просто комната.
 

/ssl.gstatic.com/sites/p/72404e/system/app/themes/notebook/underline-h1.gif" target="_blank">https://ssl.gstatic.com/sites/p/72404e/system/app/themes/notebook/underline-h1.gif); background-position: 0% 100%;">Функционал русской печи
    Естественно, основная задача печи - обогрев дома и приготовление еды. Все остальные функции были как бы дополнительными. 
 
На схеме просто для удобства восприятия показано где горят дрова и где находятся чугунки. 

История русской печи.

"Хлебом не корми, только, с печи не гони"

[показать]Печь – это не только самое теплое, но и самое спокойное место в русской избе.

Во-первых, печь – это домашний очаг, место священное и центральное для всякого дома.

Во-вторых, печь – кормилица. Печь  использовалась для варки пищи, выпечки хлеба и пирогов, просушки зерна, рыбы, ягод, овощей, фруктов, грибов, лечебных трав и кореньев.

 

Затем, печь – лечебница, она с успехом исцеляла от простудных заболеваний и заменяла парную баню.

Далее, русская печь  – играла роль домашней метеостанции. По ее поведению предсказывали погоду. Если сильная тяга в печи, то на мороз, а если слабое – на сырую погоду, красный огонь и дрова трещат – к морозу, а вот огонь белый и дрова в печи горят без треска – скоро наступит оттепель. Долгими зимними вечерами печка собирала вокруг себя всех домочадцев, в ее уютной близи, занимались ремеслами, рассказывали детям сказки, беседовали и мечтали.

 Русская печь, оказала значительное влияние на традиции русского народа, от того она часто упоминается в русских былинах, песнях, сказках, пословицах и поговорках. Об особом отношении к печи, говорит тот факт, что на ней в сказках любят лежать или сидеть положительные персонажи. Например, Илья Муромец – он провел на печи 33 безмятежных года жизни и только потом поднялся на подвиг. Емеля, тот вообще не пожелал покидать уютную лежанку и поехал на прямо на печи, по "щучьему велению и по его хотению".

  [400x] [400x]

Иногда печка наделяется человечными чертами – способностью разговаривать. Например, в сказке "Гуси лебеди" девочка в поисках пропавшего брата набредает на печь, стоящую в чистом поле и спрашивает у нее совета. Печь предлагает девочке отведать пирожков, а в последствии, на обратном пути, прячет ее от погони.

Конечно же, совершенно особую роль, играла печь в жизни русской женщины. Хрестоматийная женская доля - бабья дорога, от печи до порога, а еще шуточки - баба с печи летит, 77 дум передумает (со страху, конечно).

[400x]Русские печи появились лишь в начале 15 века и стали они основным, а для крестьян, единственным средством отопления и приготовления пищи. Изначально, эти печи не имели дымовых труб, то есть, топились по-черному, именно по этому, они назывались курными, так как печь действительно курилась. Большой огонь в ней нельзя было развести, рискуя поджечь деревянное подпечье, да и сам дом. Дым заполнял все помещение и выходил наружу через верхний притвор при открытых входных дверях. Так продолжалось почти до середины 15 века, когда в стенах стали делать небольшие отверстия для выхода дыма. После топки печи, эти отверстия заволакивали, то есть закрывали деревянными заслонками, поэтому их и стали называть волоковыми окнами.

[показать]Топили печи и "по серому", дым выпускали на чердак, откуда газы постепенно уходили через слуховые окна и прорехи в кровле. Курные печи таили в себе большую опасность и нередко они служили причиной пожаров, по тем временам, одного из самых страшных бедствий. В 1571 году был издан особый приказ, запрещающий топить печи с весны до самой стужи, готовить пищу и печь калачи предписывалось в надворных русских печах.

Главный свод уставных правил повседневности 16 века "Домострой", указывал: "А, на печи бы, всегда было б чисто и сметено, и на вода наперед припасена б была, пожарной ради притчи".

Первые конструкции русских печей были глинобитными. К концу 15 века, на смену глине, постепенно приходит обожженный кирпич, а над крышами изб поднялись деревянные дымники. Из печи дым шел на чердак, а уже оттуда, в дымник. Система дымоотвода в русских домах продолжала совершенствоваться, и вскоре, место дымника, заняла труба из теса.

На исходе 15 столетия, московские печники изобрели новый способ отвода удушливых дымовых газов. Над устьем горнила появился колпак – дымосборник. Новые дымники усилили тягу, улучшили горение, но вот незадача – они вновь стали причиной частых пожаров. Требовалась безопасная кирпичная труба, но она, в то время, была по карману лишь людям весьма состоятельным.

Существенный сдвиг произошел в петровскую эпоху. В 1718 году. Указом Петра первого было запрещено строительство в Петербурге курных печей и печей с деревянными трубами, а в 1722 году этот указ распространился и на Москву. Одновременно расширялись существующие и сооружались новые кирпичные заводы. Были изданы обязательные правила кладки наиболее важных элементов печей. В это же время было развито производство печных отделочных материалов. Печи, покрытые муравой (глазурью), назывались муравленые, цвета они были зеленого.

Вместо рельефных тесненных изразцов, в печном деле стали применять  гладкие расписные изразцы, голландского происхождения, в связи с этим, отечественные печи стали называть голландские или просто голландки. Вообще же, голландки – это облицованная кафелем или изразцами, прямоугольная печь, предназначенная для обогрева комнат. А вот "шведка" – эта та же самая русская печь, но впереди к ней пристроена кухонная плита с конфорками. Есть еще печь "груба" – небольшая печь для обогрева и отопления, обычно она связана с русской печкой.

  [400x] [400x]

Универсальность и простота конструкции, большая теплоемкость, многофункциональность – все это, ставило русскую печь вне конкуренции, среди отопительных приборов. Традиционно русская печь, иначе еще, "варистая" печь, топится дровами и углем, а, в крайнем случае, щепой, корой, горбылем и прочими древесными отходами.

Размеры русской печи были очень внушительные. Через широкое устье, свободно проходил двух ведерный чугун. Главная особенность русской печи - это горнило, своего рода, сводчатая варочная камера. Разогретое горнило часами хранит тепло, а значит, в нем можно томить молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое. Если вы, что-то приготовили утром и оставили в русской печи – это будет горячим до самого вечера.

[300x]Приготовление пищи -  это одно из основных применений русской печи. В печи варили, парили, жарили, запекали, томили. Вкус пищи, приготовленной в печи  - не забывается. По мнению исследователей отечественного быта, в классической русской печи можно было за один раз испечь до 50 – 60 кг хлеба. Это был хлебный запас на неделю, для семьи из 7 человек.

Старорусский быт отводил для каждого члена семьи строго отведенное место на печи. Для стариков отводилось место с правого бока от устья, для детей, на полатях или сверху. А вот кошки пользовались особыми привилегиями, им было место повсюду.

Такова история русской печи, того центра, вокруг которого веками строилась повседневная жизнь русского человека.

использованы матариалы-

 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Галина_Минжулина - Дневник Галина_Минжулина | Лента друзей Галина_Минжулина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»