Монастырь академия йоги "Собрание тайн" или "Дивья лока": второе пришествие индуизма в России?
30-04-2013 23:08
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Большинство россиян знает об индуизме довольно мало, те, кто интересуются религиозной сферой, имеют представление о различных видах йоги, о неоиндуистских течениях, которые существовали в советское время (Общество Сознания Кришны — его история началась в 1971 году с визита в Москву основателя организации Бхактиведанты Свами Прабхупады), а также о тех, которые стали активно развиваться в России в 1990-е годы. Это движение Шри Чин моя, Брахма Кумарис, Сахаджа йога, последователи Саи бабы и т.д. Индуистские организации распространялись по всей стране и росли вместе с религиозным бумом, который охватил Россию в постсоветское время. Уже с конца 1990-х годов этот бум пошел на спад и экспертам, религиоведам и представителям органов власти, казалось, что уже ничего нового появиться не может, что в России опять будут только "традиционные религии". Тем не менее, религиозная жизнь развивается по своим законам — в России стало расти новое индуистское направление — учения Адвайты, которое проповедует Лайя-йогу (Официальный сайт Монастыря "Собрание тайн" (Адвайта-йога-ашрам "Гухья самаджа"): www.advayta.org).
Сами последователи этого движения относят себя к философской системе Адвайта-веданта (разновидность: Пратьякша-адвайта сиддхов), традиционное учение (сампрадайя): Васиштха-сампрадайя (Саптариши-сампрадайя). Школа практики — Естественный путь (то есть Сахаджья). Свое учение последователи определяют как "Лайя-йога в традиции сиддхов".
Согласно "Символу веры", Монастырь йоги "Собрание тайн" разделяет основные вероучительные, этические и в целом мировоззренческие особенности индуистской религии: представление об абсолютном божестве, который растворен во Вселенной и в людях, принципы ненасилия (ахимсы), кармы, реинкарнации, почитания священных текстов ведантической традиции.
Своим учителем (гуру) считают Свами Вишнудевананда Гири (в миру — Валерий Минцев). Духовный путь гуру Свами Вишнудевананда Гири также характерен для биографии неоиндуистских учителей, которые создавали собственную школу в рамках религиозного направления индуизма. Однако, при этом, гуру постоянно обращается к индуистскому опыту, к индийским учителям и поддерживает связь с гуру, живущими в Индии. Свами Вишнудевананда Гири также обращался к западной философии, затем стал последователем учителя индийской традиции вишнуизма, интенсивно следуя пути преданности, который приводит его к знакомству с еще более глубокой эзотерической традицией Сахаджья (индуистская тантра, ассимилировавшая идеи буддизма Ваджраяны), Лайя-йоги. Лайя-йоге в традиции сиддхов Свами Вишнудевананда Гири обучался у своего Учителя Свами Брахмананды, классической Раджа-йоге и Кундалини-йоге — у различных учителей, а также в течение многих лет изучал традиционный шаманизм и оккультные практики тантры.
Длительная практика созерцания и выполнения йогических техник в течение более чем 25 лет привела Свами Вишнудевананда Гири к глубокому личному опыту недвойственности, дав живое переживание великих истин, описанных в традиционных текстах. Во время длительной (около трех лет) аскетичной практики в уединении (ритрите) он реализовывал состояние "сахаджа-самадхи".
Свами Вишнудевананда Гири был посвящен в статус махамандалешвара древнего индийского монашеского ордена "джуна-акхара", основателем которого является Шри Ади Шанкарачарья. Во время инициации в 2010 г. он принял духовное имя "Шротрия Брахмаништха Анант Шри Вибхушит Махамандалешвар Свами Вишнудевананда Гири Джи Махарадж". На сегодняшний день джуна-акхара — это самый многочисленный и влиятельный орден санньяси (монахов) в Индии. Его главным религиозным авторитетом (ачарьей-махамандалешваром) является Свами Авдешананда Гири, принявший этот пост в 1998 г. Великий йог, ученый, доктор наук и широко признанный авторитет Веданты, Свами Авдешананда является членом Всемирного совета религиозных лидеров.
Статус Махамандалешвара — высокий титул, знак признания духовной реализации, а также выдающихся достижений по распространению Дхармы"
Отличительная особенность этого индуистского направления в том, что оно создано и возглавляется русским учителем (условно русским, так как сам он родом с Украины), то есть можно сказать, что это славянский индуизм, развивающий в России, Украине и странах СНГ. Другая особенность, которая, как утверждают последователи Адвайты-Лайя-йоги, состоит в том, что учитель, гуру этого движения имеет прямое посвящение в Индии, более того, он получил высокий и исключительный среди всех других российских гуру статус в одном из монашеских индуистских орденов.
В соответствии со своей российской славянско-арийской идеологией монастырь-академия йоги обосновался в российской глубинке, можно сказать, в самом сердце православной России. «Оазис индуистской культуры» находится в Ветлужском районе Нижегородской области — островок маленькой Индии называется "Дивья Лока" - центр ведической культуры, в переводе с санскрита означает "дивный край". Самое интересное, что располагается "Дивья Лока" неподалеку от Дивеевского монастыря (слова "Дивеево" и "Дивья" также связаны между собой), почитаемого места для всех православных паломников, едущих помолиться преподобному Серафиму Саровскому. Индуистский монастырь органично уживается с местным населением, рядом с "Дивья Лока" находится православный святой источник, а на нескольких десятках гектар земли раскинулись угодья монастыря и сами постройки: целый комплекс индуистских храмов с золотыми куполами. Кроме того, среди русских лесов и полей планируется установить большую статую индуистского божества — Даттатрейи (образа абсолютного божества, Парабрахмана). Безусловно, стоит ожидать того, что православные радикалы подвергнут верующих из этого монастыря критике. Пока же чисто визуально индуистский монастырь со своими куполами и послушниками вполне естественно смотрится на святой православной земле. Обращением монахинь из Дивеевского монастыря и паломников в свою веру в Дивья Локе не занимаются, придерживаясь этического кодекса садху (добродетельного человека). Согласно этому кодексу, запрещается любое насилие, разжигание розни и вражды, алкоголь и курение, проявления негативных чувств друг ко другу.
Мировоззрение монастыря-академии йоги включает в себя несколько элементов, которые раскрывают индуизм с новой стороны, как всеобъемлющее миропонимание, как соединение философии, религии, общечеловеческих духовных ценностей, физического здоровья, в том числе. Это комплекс представлений, как правило, и привлекает людей к восточным религиям, которые на европейской почве приобретают иное звучание. Для европейца новое для него индуистское мировоззрение — это что-то на стыке религии и философии жизни, духовности и самопознания через самоограничение. Помогают этому основные элементы учения — Адвайта веданты, Лайя-йога, кундалини йоги, раджа йоги. Гуру также проповедует один из, можно сказать, богословских принципов Адвайта-веданты: "Брахман реален, мир нереален, джива (индивидуальная душа) и Брахман — одно и то же"; в этом ключе система трактует знаменитое изречение Упанишад "тат твам аси" ("ты есть то").
Основной йогической практикой Монастыря-Академии йоги "Собрание тайн" (Адвайта-йога-ашрам "Гухья самаджа") является Лайя-йога ("Лайя" на санскрите буквально переводится как "ритм" — "растворение", Лай-йога считается одной из древнейших школ йоги, упоминается в "Упанишадах" в "Йога-таттва-упанишаде"). Соответственно, в представленных материалах содержится учение Лайя-йоги, в котором выделяется три понятия: основа, путь и плод. "Плод" в рамках учения Лайя-йоги — это "растворения": растворение ума, кармы тонкого тела и эго (антахкарана-лайя-чинтана) и растворение пяти элементов тела (панчабхута-лайя-чинтана), а также обретение освобождения, осознание и очищение трех измерений, обретение трех просветленных тел, обретение трех полных свобод, когда три измерения проявляются без ограничений (тела, речи (праны), ума) и т.д. Все это необходимо в рамках Лайя-йоги для достижения состояния божественного Игрока, Брахмы-Творца, создающего новую Вселенную. То есть в рамках учения Монастыря-Академии йоги "Собрание тайн" (Адвайта-йога-ашрам "Гухья самаджа") Лайя-йога является главным инструментом для достижения человеком божественной сущности и состояния просветления.
Монастырь опубликовал в России древний священный текст индуизма "Йога Васиштха" - это также один из важных элементов мировоззрения монастыря "Собрание тайн". Васиштха — в ведийской традиции — это духовный сын Брахмы, один из прародителей земных существ, муж Арундхати, владелец коровы Камадхены, исполняющей желания, герой "Йога-Васиштхи". Васиштха считается автором гимнов VII мандалы "Риг-веды", он был гуру Рамы (седьмой аватары Вишну). Васиштха был сторонником пути джняна-йоги (джняна — переводится с санскрита как знание). Джняна-йога — это самопознание своей истинной сущности способно прервать цикл рождения и смертей.
В аспекте изучении философии школа опирается, на присущий ведической традиции, трайной канон священных текстов "прастхана трайя" в который входят Бхагават гита (в недвойственном толкование), Веданта сутра и 11 главных упанишад (канон мукхья). Также происходит глубокое изучение текстов Шанкарачарьи ("Вивека Чудамани", "Атма Бодха", "Таттва Бодха"), Авадхуты Даттатрейи ("Трипура Рахасья", "Авадхута гита") и другие недвойственные сутры, тантры и упадеши.
В монастыре большое внимание уделяется почитанию своего гуру, йогической практике, достижению состояния просветления, которое возможно для каждого человека еще при его жизни.
От других направлений индуизма Монастырь-академию йоги также отличает растущая общественная и просветительская активность — гуру и его последователи постоянно проводят конгрессы и семинары по Адвайте и Лайя-йоге, собирая в России представителей общин из разных стран мира, которые придерживаются этих учений. Последователи Адвайты неоднократно выступали инициаторами межконфесиональных круглых столов, призывая мировые религии к диалогу о взаимоуважению и толерантности. Сам гуру постоянно проводит обучающие семинары — участники проходят несколько ступеней обучения, желающие проходят обучение или своего рода стажировку в монастыре Дивья Лока, получают различные уровни более глубокого посвящения, пока не становятся полноправными членами общины монастыря. Предполагается, что настоящий ученик должен пройти двенадцатилетнее обучение, после чего у него есть пять путей: "Сиддха-ашрам — продолжение интенсивной практики в ритрите в особых условиях (в Сиддха-ашраме) с последующим переходом в орден монахов-свами; Мауна-ашрам — жизнь в отдельном месте в Монастыре (в Мауна-ашраме), соблюдение обета молчания (мауна-врата), выполнение в служении простой физической работы; Практика по монастырскому правилу и служение на благо Дивья Локи; Обучение и руководство — принятие руководящей должности (Настоятеля, Стража Дхармы, Управляющего и т.д.) в Дивья Локе для оттачивания созерцания в действии; Нести другим свет Учения: обучение учеников-мирян — получение самостоятельного служения в должности Наставника ашрама в одном из Дхарма-центров, чтение лекций и проведение занятий для учеников-мирян".
Дивья Лока рассматривается в реальности как некий духовный оазис, рай на земле, "хранитель ведической культуры", выход в другую реальность через йогические практики, общение с гуру, отрешение от мира.
Незаметно Лайя-йога, пришедшая с Украины в начале 2000-х годов, превратилась в общероссийское явление с четкой структурой — сетью филиалов — дхарма-центров в различных городах страны. В центрах проходит ознакомление с учением, проводятся выездные семинары. В настоящее время дхарма-центры монастыря-академии "Собрание тайн) действуют в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, Серпухове, Перми, Глазове, группы есть в Казани, Омске, Нижневартовске. Дхарма-центры также распространены в Украине, есть филиалы и в других странах — в Белоруссии, Испании, США, естественно, есть и в самой Индии.
Монастырь Адвайты и Лайя-йоги, по мнению его последователей, претендует на место ведущего индуистского течения России, которое распространяется как широкое наднациональное духовное течение, подчеркивающее древность славяно-арийской культуры, связь элементов индуистской религии, Индии и России. В целом Адвайта отвечает представлениям части общества о том, что вечные истины объединяют человечество, о том, что в топографии Святой Руси скрыта древняя мудрость, о том, что из суеты информационного общества всегда хорошо спрятаться в далеком монастыре. Если православные сектоборцы всегда знали, как реагировать на появление новых духовных направлений, то власти никогда серьезно не относились к индуизму в России, как к явлению — в масс-медиа заговорили о российских индуистах лишь недавно, когда, благодаря усилиям ученых-индологов и правительства Индии, провалилась попытка запретить книгу "Бхагавад-гита". Дивья Лока снова ставит вопрос о будущем индуизма в России, конечно, как и всякое религиозное направление, считая себя самым настоящим, истинным.
Роман Лункин,
ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН
http://religionip.ru/news/monastyr-sobranie-tayn-ili-divya-loka-vtoroe-prishestvie-induizma-v-rossii
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote