[700x392]
Парижскому метро уже стукнуло сто лет. Трудно представить жизнь города без этого чудного аксессуара. В метро проводится значительный отрезок жизни, даже более - это входит в особый стиль существования - \"mИtro-boulot-dodo\", что в переводе с парижского означает \"метро-работа-баеньки\". Когда весь мир отчаяно завидует парижанам черной завистью, грызет локти до костей и копит последние деньги, чтоб только хоть раз, хоть одним глазком взглянуть на этот божественный город, обласканный славой и воспетый поэтами, парижане проводят свою жизнь в метро и офисах и видят свое обиталище еще реже, чем все остальные, а летом мечтают свалить куда подальше на юг, к морю...
Очень часто метро - это едиственное место, где замученный, вечно на грани стресса, заработавшийся индивид может почитать детектив, газету и всякую интересную литературу.
[700x392]
Его ежедневно и ежечасно развлекают многочисленные обделенные судьбой типа \"Мы не местные...\", \"Подайте что-нибудь на пропитание бывшему депутату госдумы...\", \"Же не манж па сис жур\" или музыканты, все на одно лицо, и все как один исполняющие очень исковерканные, с трудом узнаваемые, песни Эдит Пиаф... из серии \"Дэнги, дэнги, давай...\" Как универсально и космополитично нищенство! Даже тексты их прошений очень мало отличаются от вариантов, которые вы услышите в киевском трамвае, московском метро или на Мадагаскаре!... Есть, конечно, и приятные исключения - талантливые гитаристы, проникновенные певцы и превосходные нищие ораторы, чьи пламенные речи прошибают слезу даже у ничего не понимающих американцев. Зато никогда не скучно...
В метро существует своя, особая субкультура. Его перроны и закоулки стали пристанищем для обездоленных и бомжей, а также бродячих, но организованных и утвержденных администрацией музыкантов, и другому народонаселению, куда входят торговцы фруктами...
А запах, запах! Его, как первую любовь, вам никогда не забыть! Это терпкий запах очень застарелой, застоявшейся мочи, который за столетие въелся в стены, в потолки, в пол навечно, и никакими супер сильными дезинфицирующими средствами его не вытравить. Этот запах бьет вас с разбегу в нос, как профессиональный боксер, как только вы выходите на перрон, преследует вас, куда бы вы не свернули. Летом, когда к этому вечно живому духу метро прибавляется жара, моментами кажется, что потеряешь сознание. В парижском метро душно и зимой, и летом. В первом случае вы варитесь в своих куртках, шубках и теплых свитерах, а во втором - вы обливаетесь семью потами в деловых костюмах, легких платьях и футболках. Каким местом думали инженеры, строя такое метро? Видимо, это знает только ветер.
Тут есть чем возгордится жителям Киева, Москвы и Харькова - да после парижского метро все там кажется как в королевских палатах, где царит приятная прохлада посреди знойного лета и нежное тепло в самую суровую зиму; где воздух свеж, полы чисты и блестящи, а со стен философски взирают на толпу скульптуры, изящная лепка... милиционеры зорко следят, чтоб ни один пьяный не опозорил своим недостойным поведением это священное место... А в Париже нет милиционеров! Какой ужас! У турникета нет крутых, плотно сбитых теток с взглядом кэгэбешника на страже порядка, готовых остановить собою танк. И работникам метро, сидящим в окошке глубоко наплевать с билетом вы проходите или залихватски перепрыгиваете через турникеты. Они знают, что рано или поздно вас поймают притаившиеся за углом контролеры. Вот они-то - цепкие ребята, так просто не отделаешься....
Целых 14 линий опутали паутинной сетью каждый закоулок города, а некоторые станции представляют собой настоящий лабиринт Минотавра с очень узкими коридорами - туннелями, все в изгибах, поворотах, подъемах и спусках. Можно зайти на станцию ChБtelet и не вернуться, так и застрять среди двигающихся в броуновском движении прохожих.
Первая линия пересекает Париж с запада на восток и проходит через все достопримечательности -Дефанс, Триумфальную Арку, Елисейские поля, Конкорд, Лувр и т.д. Не нужно никакой карты или гида, достаточно проехаться по этой линии. 9-ая - самая длинная, совершенно бесконечная линия, что вьется змеей через весь город, соединяя буржуазные кварталы 16-того с рабочекрестьяснким Монтроем. Есть и истинно пролетарские линии - например, восьмая или еще лучше - четвертая. Именно на ней чаще всего происходят волнения, побои, нападения на машинистов, подбрасывание подозрительных пакетов, сбои в работе, и тому подобные безобразия. Поезд спокойно покидает благополучный юг города, чтобы застрять на бандитском севере. Нет дня, чтобы там не возникло проблем. Очень часто приходится ждать, сидя в туннеле, пока исчерпается инцидент.
Однако удивляюсь поразительному спокойствию парижан перед ударами судьбы. Киевское метро после этого выглядит настоящим террариумом, где на тебя шипят, тебя толкают, давят, топчут, ни за что обругают, где агрессия бьет через край и по голове. Когда наблюдаешь телодвижения граждан, желающих втиснутся в туго набитый вагон, думаешь, что ты в обезьяннике в брачный сезон. На каждый станции ты выпадаешь, взъерошенный и злой, как кот, попавший в ведро с водой; в тебе просыпается дремавший доселе первобытный инстинкт. Ничего подобного в парижском метро не увидишь: в час-пик все предельно вежливы, пардон, извините, простите, улыбка, ну что вы, вы совсем не наступили мне на ногу, и вообще, это не моя нога... граждане прилично одеты и пахнут дорогой парфюмерией, а не тройным одеколоном изо рта, никто к тебе не прижимается непослушным пьяным телом, обдавая ядреным перегаром, никто не хамит и практически не нервничает. Вот был один показательный случай. Некоторые линии раздваиваются (на самом деле раздваивается только одна линия-13) и задача пассажира прежде, чем войти, удостовериться, в том ли направлении идет поезд. Но как-то раз на развилке машинист замечтался, или это замечтались стрелочники, но поезд повернул не туда, куда требовалось. Заметим, это было около девяти утра, когда все опаздывают на работу, где всех ждут злостные начальники. Рассыпавшись в тысяче извинениях минут на пятнадцать, машинист объявил, что придется выйти, пересесть на другой поезд, вернуться на одну станцию и сесть на уже и так битком набитый поезд, но идущий, туда, куда надо. Я ожидала возмущений, криков, обмороков беременных женщин, пожеланий дать в морду машинисту, чтоб меньше мечтал, сожалений о потерянном времени... Меня ждало большое разочарование. Пассажиры молча закрыли книги и газеты, вышли и флегматично поплыли коридорами на другую платформу, не издав ни звука. На станции пересадки никто не выламывал двери, кто не влез - остались спокойно ждать.... Где это такое видано? Ни тебе экспрессии, ни тебе яркого зрелища.... Перевелись гордые гасконские парни...
А вот 14-ая (самая последняя линия) является образцово-показательной. Французы ею безумно гордятся. Пытались даже кому-то всунуть патент на ее воспроизведение. Еще бы - ведь в вагоне нет машиниста, там, где он обычно находится, зияет чернотой окно, из которого виден бесконечный темный тунель. Зрелище, достойное посещения. Поезд полностью автоматизированный и управляется на расстоянии. Станции в ультрасовременном стиле сверкают чистотой.
Так что приятного путешествия!!!!!
http://world.lib.ru/j/jashuk_e_w/paris.shtml