Попытка анализа феномена дневников
Собственным интернет-дневником в наши дни уже никого не удивишь. Блоги давно перестали быть "явлением в интернете"
Все началось в 1994 году. Исследователи расходятся во мнении, кто же был первым на планете блогером. По одной версии впервые начал вести дневник в интернете никому не известный студент Джастин Холл. По другой версии создателем первого блога был известный программист Дэйв Вайнер. Именно его онлайновый дневник — Scripting News — первым стал широко известен среди пользователей сети. Впрочем, самого слова "блог" тогда еще не существовало. Слово появилось 17 декабря 1997 года. Первым слово weblog использовал Джорн Бэргер, автор интернет-дневника Robot Wisdom. Новое слово образовалось из фразы logging the web ("веду дневник в сети"). Однако только в мае 1999-го создатель блога Peterme Питер Мерхольц разделил слово weblog на две части — we blog ("мы ведем дневник"). Сразу появился глагол to blog — "вести интернет-дневник". Русскоязычным аналогом стало слово "постить".
Статистика впечатляет: еще в начале 1999-го существовало не более 50 персональных интернет-дневников (почти все — англоязычные). А в 2004-м их насчитывалось уже от 2,4 млн до 4,1 млн. В 2005 году количество блогов перевалило за 15 млн, а в начале 2006-го компания Technorati сообщила о том, что блогов уже как минимум 27,2 млн. Сегодня же онлайновые дневники считать не берется уже никто.
Вообще 1999 год стал переломным для мировой блогосферы. В августе маленькая компьютерная компания Pyra Labs из Сан-Франциско создала портал Blogger — первый бесплатный, общедоступный и простой в использовании инструмент для блогеров. А в декабре того же года Расти Фостер создал специализированное ПО Scoop, впервые примененное на его сайте Kuro5hin. С этого момента читатели блогов могли самостоятельно не только постить, но и модерировать комментарии.
Российской блогосфере – шесть лет. Датой ее рождения принято считать 1 февраля 2001 года, когда филолог из Тарту Роман Лейбов оставил в своем ЖЖ первую запись со словами «Попробуем по-русски. Смешная штука» и вместе с другими блоггерами-энтузиастами (прежде всего Михаилом Вербицким, Антоном Носиком и Иваном Давыдовым) приложил максимальные усилия к тому, чтобы блогами обзавелись все сколько-нибудь значительные деятели отечественного интернета. Усилия даром не пропали. ЖЖ очень быстро приобрел фантастическую популярность, собственные дневники появились и у тех, кто никогда не слышал о Романе Лейбове и его друзьях.
Блоги плодятся сегодня со скоростью более 10 тысяч штук в сутки, и, похоже, волна популярности этих онлайн-журналов охватывает весь мир.
Ведение дневниковых записей было принято на протяжении многих столетий, но за редким исключением это было сугубо личным занятием, чаще всего — романтическим, и, казалось бы, со временем должно бы было потерять свою популярность.
Дневник - это письма самому себе. Они так же различны, как и люди, их написавшие, - и по степени искренности, и по степени интимности, и по всему остальному.
Дневник дает возможность почувствовать другого человека - а это дорогого стоит.
Ну, а те, кто не хочет, чтобы их письма или дневники читали - просто сжигает их. Как, например, тот же Блок.
...Те же, кто не сжигает - думаю, были бы просто счастливы, если бы мы, читая их дневники, стали хоть на йоту больше людьми, чем до того...
Процитирую фрагменты статей, посвященных исследованию феномена дневников: «Было у меня на днях время, и решил я полазить и посмотреть чужие дневники. Я был очень удивлен. Сколько же народу ведет их. И все по-разному. Некоторые описывают свой день (на страничку, другую; что меня больше всего поразило, что даже перед самым экзаменом ночью, например, дневник ведется тоже, записи появляются с периодичностью полчаса), другие пишут умные мысли, третьи строят планы, четвертые разговаривают сами с собой, пятые (кто уехал из страны) так общаются со своими друзьями. У каждого свой стиль. Свои слова, мысли.
Подумать только сколько НАС. И все мы что-то думаем, делаем, переживаем за кого-то или не переживаем, учимся, работаем, женимся, разводимся, влюбляемся, расходимся, приобретаем друзей и теряем их, сдаем экзамены на пятерки или на двойки, катаемся на коньках, гуляем, тусуемся, выпиваем или не выпиваем, радуемся погоде, плачем или не плачем. Как же жизнь каждого не похожа на жизнь других, с одной стороны, и как же все наши жизни одинаковы, с другой (вселенской, глобальной, всечеловеческой)»
«Чувствительным людям в Интернете свои мысли лучше не оставлять, так как идиотские насмешки всяких малолеток и просто слабоумных людей могут оставить неприятный осадок или даже породить злость в душах таких людей, а отомстить или пресечь дальнейшие насмешки они не смогут, так как это Интернет, здесь очень часто совсем даже неизвестно, кто тебе написал то или иное раздражающее или откровенно хамское высказывание».
«Одна из несомненных прелестей блогов - крайнее разнообразие формы. Дневник можно легко превратить в фотоальбом или в выставку собственных рисунков. Возможно и литературное творчество. Так, в свое время колоссальную аудиторию собирал дневник, написанный от имени кота. Этот кот рассказывал, как точил об кресло коготки, как ходил в туалет под кресло, как плюхался в миску с молоком; все это снабжалось замечательными иронично-философскими комментариями. Насколько мне известно, выяснить личность автора так и не удалось. Сейчас очень популярен дневник секретарши под именем Lee-loo - автор в нарочито приниженном стиле пишет «всякую всячину обо всем подряд».
В массе персональных дневников, малоинтересных широкой аудитории, встречаются блоги-жемчужины, авторы которых не ленятся писать тексты на вполне серьезные темы. Такие блоги представляют собой пример авторской публицистики, которой не грозит редакторская правка».
«Кто-то испытывает по поводу блогов эйфорию, а кто-то скептически качает головой. Прежде всего, блогам отказывают в какой-нибудь значимой социальной роли. Да, были единичные случаи, когда один блог мог приковать к себе внимание миллионов; так, например, произошло с сайтом, автор которого без перерыва транслировал в сеть видеоизображение из штурмуемого американскими войсками Багдада. Однако вместе с ростом количества блогов падает внимание к ним публики. Из-за их количества встает проблема поиска и ориентирования.
Напрашивается, таким образом, еще один вывод: блогосфера – это сборище наивных и недалеких людей, имеющих весьма смутное представление о реальности и поэтому не способных правильно ее оценивать. В известном смысле так оно и есть, но нельзя забывать еще об одном крайне важном обстоятельстве.
То, о чем пишут и спорят в блогах, превращается таким образом в альтернативную повестку дня, которая, как выясняется, вполне способна выдерживать конкуренцию с той повесткой, которую предлагают власть и оппозиция».
«Неограниченный потенциал блогов как средства массовой информации заключается в их абсолютной свободе в противовес традиционным СМИ, как писал один из самых известных американских журналистов Эббот Лейблинг: «Свобода прессы ограничена теми, кто ею владеет». Под влиянием неконтролируемого обмена информацией в обществе меняется баланс сил. С изменением исторических обстоятельств в странах с развитой демократией второй движущей силой мира стали называть не какое-то государственное или международное образование, а мнение гражданского общества. Совокупность блогов образует еще одну среду обитания человека — блогосферу (blogosphere), под которой понимают сообщества и социальные сети участников блогов. Взаимосвязанные между собой блоги способствуют формированию своей собственной культуры.
О блогах можно говорить как о показателе социальной активности и инкубаторе новых культурных феноменов, которые теперь принято называть «мемами».
Классические примеры мемов — слова типа «превед». Термин «мем» предложил Ричард Доукинс, автор книги «Эгоистичный ген», определивший его как «единицу передачи культуры». Неологизм «мем» происходит от греческого слова «подобие», а по созвучию напоминает «ген». Обычно мемы распространятся между представителями одного поколения. Исследование мемов является предметом науки меметики».
«С технологической точки зрения, блоги отличаются рядом особенностей, делающих их гораздо более удобными для самовыражения, чем персональные сайты.
Да, конечно, что еще прогрессивного — можно закачивать музыку, видеоролики, показывать фото друзьям. Одним словом действительно целый мир. Только виртуальный. Для некоторых этот мир стал подлинной реальностью, а то, что происходит вокруг физически как-то потускло, и постепенно вообще исчезло в ярком и постоянно меняющемся информационном Интернет потоке.
Характерные симптомы болезни — потеря интереса к реальному миру, отсутствие аппетита, желание постоянно общаться с другими, выкладывать всю подноготную о себе. Дело — затягивающее настолько, что, например, вчера собирался с самого утра пойти покататься по городу, сходить в кафе, пофотографировать, однако весь день ухлопал на постоянные висение в интернете. И так всю последнюю неделю. Одни гости приходят на твою страницу, другие уходят, появляются друзья, которым надо постоянно отвечать. А можно и не отвечать, а просто сидеть и смотреть как общаются другие. Внешне посмотреть на такого интернетомана — ничего особого. Сидит человек, барабанит пальцами по клавиатуре. Молчалив, не реагирует на вопросы домочадцев. Единственная реакция - острые приступы враждебности при малейшей попытке отобрать комп. Общаться надо постоянно. И это засасывает как трясина, как наркотик. Вчера просидел за компом от зари до 5 часов утра. Проснулся — голова чугунная, все тело разламывается и трещит от многочасового сидения у ноутбука в неподвижной позе. Для здоровья одним словом — дело неполезное. И, тем не менее, с первыми лучами солнца я уже вновь в этом мире. Лишь с большим усилием заставил себя на некоторое время вернуться в реальность, чтобы написать эту статью. Сделать материал надо было, поскольку столь фантастический и заразивший тысячи людей феномен как Интернет-дневники заслуживает упоминания и какого-то осмысления. Итак, мы уже выяснили, что блог целиком овладевает человеком — его вниманием, временем, здоровьем — душевным и физическим. Что же людей так влечет из реального в виртуальный мир? И главное чего же в этом больше — пользы или вреда?
Прежде всего, что привлекает — это возможность общения. Потребность поговорить с ближним, излить душу, поделиться пережитым и наболевшим глубоко укоренена в каждом из нас. Тем не менее, не секрет что большинство людей, даже обладающих Интернетом все же в своей жизни как правило одиноки. То есть, конечно, у многих из них есть семья, дети, родственники, коллеги по работе. Но то в обыденной жизни — мы находимся как бы в скорлупе, боимся показать людям свои чувства, опасаемся, что если откроешь душу, тебя могут больно ранить, и этот шрам останется на всю жизнь. Боимся показаться глупыми, или смешными, или неудачниками. Поэтому, как правило, в реальной жизни многие одевают с утра пораньше маску и идут по жизни с одним и тем же скучным (или наоборот преувеличенно веселым), или деловым, или строгим заранее выбранным выражением лица. Столь же скупы мы и на искренние чувства. Больше всего мы боимся, что нашим ближним станут известны наши недостатки и слабости, ошибки. И люди находящиеся рядом с нами буду живым укором преследовать нас до конца дней, словно богиня возмездия Немезида. Все эти фобии мешают нам общаться с людьми в физическом мире, быть откровенными с ними не дают показать себя всем таким каков ты есть в действительности. Все это мгновенно исчезает, едва попадаешь в виртуальный мир. Здесь можно всегда найти человека на любой вкус, цвет, возраста, интересов. Или наоборот навсегда удалить из этого мира и жизни того, кто нам не нравится.
Если не хотите выкладывать о себе данные то и не надо. Но вот что, святое как икона — это "аватарка", то есть портрет, рисунок или фото владельца дневника. Эта небольшая картинка является как бы концентрированным выражением его внутренней сущности. Многие размещают не свои собственные портреты, а фотографии животных или рисунки героев мультфильмов — аниме. Часто это лучше чем настоящий фотопортрет помогает лучше понять человека.
Едва вывесишь свой дневник, как мгновенно появляются гости — люди которые заходят посмотреть твои записи и интересные фото, почитать анкету. Если интересы или пристрастия, внешние данные, эстетические вкусы совпадают, то такого человека включают в "мои друзья". Отныне вы можете заглядывать на страницы друг друга и получаете доступ к полному архиву френда, куда доступ закрыт людям не являющимся друзьями. При этом одновременно в процессе онлайнового общения могут находиться десятки и даже сотни "друзей". Учитывая, что одновременно в сообществе находятся сотни тысяч человек, нетрудно представить какой огромный круг людей охватывает эта виртуальная гостиная.
Только зарегистрировавшись в сообществе, я тут же повстречал своего старого знакомого, которого не видел целых пять лет, и который тоже оказывается состоял в этом Интернет-сообществе. Не долго думая, договорились о встрече. И вот здесь начались проблемы. Виртуальный и реальный мир часто плохо состыковываются друг с другом. Поехал в другой город. Однако приятель на "стрелку" не пришел — оказывается в реальной жизни общаться не так просто как в виртуальной. В физическом мире недостаточно нажать клавишу компьютера, чтобы повстречаться с другом. Надо найти время, деньги, отложить весь груз повседневных забот и кряхтя отправиться за тридевять земель на встречу. При этом попадая в пробки, дыша тяжелым воздухом подземки, потея от жары или наоборот замерзая от холода на автобусной остановке. Как видно преимуществ в этом плане у виртуальной дружбы иногда больше по сравнению с общением в реальном мире. Да и пива в итоге мы так все-таки с корешем попили — просто сели каждый у своего компа и переписываясь, подкалывая друг друга шуточками спокойно потягивали себе хмельной напиток. Не забывая произносить тосты набивая их на компе».
«Однако есть и слабые места у виртуального общения. Например, пригласил к себе в друзья парня, который написал в своей анкете "христианин". "Подружились". И что же? Он тут же начинает вывешивать в моем дневнике надписи типа "Россия — для русских", "смерть оккупантам" и тому подобный ксенофобский мусор. При этом твой дневник с подобными надписями читают сотни людей. Превращать свою Интернет-страницу в трибуну для проповеди вражды и разделений мне совершенно не хотелось. Поэтому пришлось удалить хулигана из "друзей". Теперь мы не можем общаться друг с другом в сообществе. Сделав это я задумался, а правильно ли я поступил? Ведь надо было как-то помочь человеку. Тем более, что он говорит, что разочаровался в жизни и людях, его часто обманывали. А я просто отмахнулся от него как от назойливой мухи. После этого мучили угрызения совести. Однако и превращать свой дневник в рассадник расизма мне тоже совершенно не хотелось. В таком случае можно предложить человеку общение классическим путем - по емейлу, тет-а-тет. Так мы и поступили с моим экстремистским другом.
Устраиваясь в уютной гостиной виртуального дневника нужно быть готовым к тому, что, как правило, многие ищут здесь общения, мягко говоря, далеко не созерцательного или философского. В "друзья" пытаются набиться десятки обладательниц (или обладателей) симпатичных фото, герои которых изображены в самых соблазнительных и откровенных позах. Нередко конечно фото и оригинал могут разниться весьма сильно. Так, что для тех кто ищет в Интернете не интимных утех, а простого человеческого общения — мой совет не включать в "друзья" обладателей порнофото. Хотя как говорится, дело хозяйское. Красивая блондинка тоже ведь может оказаться доктором философии и человеком возвышенных устремлений. Наконец, отправляясь по сети в путешествие в миры других людей не забудьте выложить на своей странице побольше фото, музыки и видеороликов. Это поможет вам найти друзей, чьи интересы совпадают с вашими.
Итак, что же это — виртуальные дневники — добро или зло? Однозначного ответа я для себя пока не нашел. Однако кое-какие выводы уже можно сделать. Для меня, как человека достаточно одинокого в обыденной жизни — в семье часто каждый сам по себе, друзья недоступны поскольку трудятся на работе от зари до зари, путешествия где можно знакомиться с новыми людьми случаются далеко не каждый день — виртуальный мир стал своего рода отдушиной. Выходом за пределы четырех стен комнаты, которые постоянно давят на тебя и пытаются раздавить грузом отчаяния и тоски. Как и в реальной жизни, в Интернет-дневнике ты разочаровываешься или наоборот находишь понимание, сочувствие у другого человека, проникаешься к нему симпатией, или наоборот ненавистью. Жизнь, она везде жизнь, даже если и принимает виртуально-кибернетическую форму».
Блогосфера — в большей степени пространство, нежели библиотека. Она существенно отличается от обычных сайтов, не только большей динамичностью, но еще и сильной персонализацией; в блогосфере со всей выразительностью отражаются личные устремления участников, их связи и отношения. Однако отношения эти в ряде случаев могут приобретать антагонистический характер. Иногда образуются сообщества блоггеров, нацеленные против какой-либо отдельной компании или политического деятеля; они стремятся ее или его дискредитировать, пользуясь преимуществами своего практически неофициального статуса. Такие группы называют «линчующими сообществами» (lynch mob). Некоторые наиболее агрессивные блоггеры, «онлайновые ненавистники» (online hater) вообще имеют единственную цель — приносить своей деятельностью неприятности.
Феномен веблога поднимает некоторые риторические вопросы, а перечисленные выше инциденты указывают нам на один из наиболее интересных из них, а именно — на переплетение личного и публичного, которое представляют собой веблоги. С точки зрения Дэвида Вайнберга, «исповедальная» природа блогов сдвигает грань между публичной и частной сферами нашей жизни. Блоги могут быть публичными и, одновременно, очень личными. Они адресованы всем и, в то же время, никому.
Специалисты находят в этом явлении три важных момента. Во-первых, это стремление к «правде» в насыщенном информацией мире, неудовлетворенность продуктами журналистики усиливает интерес к «аутентичной» информации. Во-вторых, существует желание увидеть, как другие сталкиваются с «волнующими моментами» — в ток-шоу или домашнем видео. Наконец, это желание вовлечения, собственного существования в качестве «части» окружающего мира. Выделяют следующие цели:1) самоопределение,2) общественное утверждение, 3) развитие отношений, 4) социальный контроль.
Самовыражение является важнейшей темой для тех блоггеров, кто находит в них ту же возможность, которую предоставляют своим участникам телевизионные ток-шоу: возможность рассказывать свои истории потенциально большой, но удаленной и невидимой публике.
«Так как блоггер ежедневно пишет о своих переживаниях, эта новая осведомленность о его внутренней жизни может преобразоваться к уверенности в его собственном будущем. Его личные реакции — на стихотворение, других людей, медиа — придадут ему больше уверенности в себе. Привыкнув выражать свои мысли на своем вебсайте, он сможет полнее артикулировать их в общении с другими людьми. Он станет менее восприимчив к мнениям других, касающихся его собственных поступков, и будет поступать в соответствии с тем, что говорит ему его внутренний голос. В идеале, он станет менее рефлексивен и более рефлективен, и станет относиться к своим мнениям и идеям как к тому, о чем стоит серьезно подумать».
Развитие социальных отношений и внешнего контроля используется, главным образом, для раскрытия себя, а также, чтобы строить отношения с другими и влиять на их мнения. Даже если блог служит целям саморефлексии, предполагается, что его будут читать другие. Блоггеры «нуждаются в том, чтобы быть замеченными другими авторами веблогов».
А теперь фрагмент интервью с Валентином Любимовым.
Феномен дневника:
www.liveinternet.ru
liveinternet, li.ru, дневники, liveinternet.ru,
www.liveinternet.ru - поисковые машины Рунета ежедневно получают сотни подобных запросов. Все эти названия обозначают одно и то же - уникальный, не имеющий в России аналогов успех и популярность проекта по ведению дневников в реальном времени.
Чем же можно объяснить подобный успех? Несомненно, люди любят общаться, чтобы там не говорили пессимисты и интраверты. Если бы не тяга к общению, сам по себе интернет не возник бы.
Что же нового может предложить liveinternet? Общение, на стыке всех указанных выше технических форм. Гениальное сочетание чата, форума и сообщества. Попадая сюда в первый раз, человек регестрирует свой "дневничок", придумывает ему и себе имя. Анонимность сохраняется, вы можете быть кем угодно! И после этого ваши мысли ложатся в выбранном вами темпе на страницы вашего персонального дневника. Вы имеете возможность настроить ваш дневник, в том числе его цветовое решение, "подогнать" его под ваш вкус. Но самое интересное начинается потом. Ваши записи появляются в общей "ленте дневников", люди видят их и могут комментировать. Что они и делают без всякого зазрения совести! :) Постепенно складывается круг общения, появляются новые друзья. А уж география в liveinternet представлена колоссальная! Дневники ведут жители всех континентов!
Когда заходит речь о блогах, в голову сразу приходит Живой Журнал. Это понятно, потому что на сегодня в России это самое первое и самое влиятельное сообщество интернет-дневников. По данным на ноябрь 2007 года, в русскоязычном сегменте ЖЖ зарегистрированы 1,3 миллиона пользователей.
Однако по этому показателю ЖЖ уже второй год подряд обходит русский сервис Liveinternet (серверы ЖЖ располагаются в США). Семь лет назад бизнесмен Герман Клименко, чутко уловив растущую моду на блоги и дневники, создал чисто русскоязычную блог-платформу, собрав на ней разные сервисы — почту, статистику, сервис знакомств и собственно блоги — и назвал ее Liveinternet (расшифровка домена li.ru, на котором изначально работали дневники). На сегодняшний день в Liveinternet зарегистрированы больше полутора миллиона пользователей.
О том, зачем нужны блоги и чем отличается Liveinternet от ЖЖ, «Новой» рассказал руководитель проекта Валентин Любимов.
— Валентин, а зачем вообще люди заводят блоги?
— Люди заводят блоги, чтобы рассказать кому-нибудь то, что они хотят рассказать хоть кому-нибудь и получить хоть какой-нибудь ответ. Просто людям кажется, что им есть что сказать. Это нормальное ощущение, я сам такой. Я завел блог, когда даже ЖЖ еще не было. Просто поставил на своей домашней страничке гостевую книгу и запретил туда писать всем, кроме себя.
— Как ты думаешь, есть что-то общее у людей, которым каждый день хочется кому-то что-то рассказать?
— Я думаю, это люди, для которых интернет — основной источник как получения, так и передачи информации. В основном жители крупных городов, самые разные люди с доступом к Сети. Мне кажется, основное отличие этих людей в том, что они могут посмотреть на себя со стороны. Хотя бы для того, чтобы придумать себе никнейм — сетевое имя, свой образ. Вместе с тем каждый, я думаю, знаком с людьми, которые настолько «цельные», что даже такой небольшой акт раздвоения личности им практически недоступен.
— Если судить по никнеймам — это не очень здоровая аудитория! Есть мнение, что блоги скоро вытеснят СМИ. Ты согласен? Что, по-твоему, будет с блогами дальше?
— Путей развития блога может быть сколько угодно, так же, как и путей его деградации. Каждый видит и реализует развитие себя и своего блога так, как ему кажется нужным и возможным. В моем блоге 30 тысяч читателей, но язык не повернется назвать его СМИ, просто это люди, которым важно получить от меня новости о Liveinternet. Рассуждения о том, что же такое блог и на что он похож, думаю, еще долго будут мучать любителей объяснять и формулировать.
— А как вообще появился Liveinternet? Как альтернатива ЖЖ?
— Любой сайт в интернете — это альтернатива любому другому сайту в интернете. Просто был в некоторый момент замечен тренд роста интереса к блогам, и были приложены усилия по созданию своего блогхостинга. И мы, и ЖЖ работаем для одной и той же аудитории и предоставляем те же основные сервисы, и было бы глупо говорить, что конкуренции не существует. LiveJournal вкладывает немалые деньги в рекламу и PR, мы «распространяемся» через друзей и знакомых тех, кто уже ведет у нас свои дневники. Поэтому нельзя увидеть борьбы или сражения, мы просто стараемся делать качественный сервис с комфортными условиями для блоггеров и выигрывать на этом.
— И в чем принципиальное отличие Liveinternet?
— Мы стараемся, чтобы таким отличием была простота и удобство публикации и оформления своей самой разной информации и чтения опубликованных записей — то, в чем и состоит основная задача успешной блог-платформы. Спросите, в чем главное отличие двух поисковых систем, двух почтовых систем. Блоги такой же сервис — разница тут в деталях и нюансах, в контакте аудитории и руководителей ресурса, в последовательности расстановки ссылок и кнопок, которая удобна или неудобна.
— Почему же так получилось, что репутация, а с ней и аудитория ЖЖ и Liveinternet так разнятся? У Li.ru она более молодая, скажем так.
— Я не вижу заметных различий ни в репутации, ни в аудитории платформ, просто так сложилась история, что LiveJournal появился первым и именно там завели свои дневники «первопроходцы» российского интернета, а потом их друзья и знакомые. Это некий феномен, который никак не связан с теми или иными качествами ЖЖ как блоговой платформы. И для создателей ЖЖ то, что их движок для переписки американских друзей используется в России как авторитетное свободное СМИ, — это тоже неожиданность. Если вычесть эту, на самом деле не такую большую, часть аудитории LiveJournal, то получится та же самая массовая российская аудитория. Возможно, наш ресурс ввиду отсутствия проблем с русификацией более дружелюбен к совсем молодым пользователям, которые смещают в свою сторону статистические результаты. Но это наш огромный плюс и гордость, а видят в этом источник каких-то «изъянов» в нашей репутации лишь те, кто пока не исправил эту недружелюбность на своем ресурсе.
— Недавно был создан прецедент, когда блоггера осудили за запись в блоге. Нужна цензура в интернете вообще и в блогах в частности?
— Цензура внешняя, конечно, не нужна, и ее пока нет. Задача стоит скорее в ограничении собственных желаний владельцев ресурсов по самоцензуре, что часто случается в LiveJournal и вызывает бурные протесты. Хотя, безусловно, я понимаю их позицию и правила сайта, которые карают пользователей, они их же одновременно и защищают.