В Средние века миниатюры часто копировали. Иногда копировалось центральное ядро, порой некоторые части одного иконографического сюжета переносились в другой...При этом часто происходили интересные трансформации, связанные с ошибочным пониманием указаний заказчика. Так, иммея в виду сцену "Сожжение кораблей Иродом" один заказчик условно изобразил на полях Ирода с топором, отчего исполняющий заказ решил, что это "Строительство ковчега" ...)..Известен случай, когда мастер не понял исходя из инструкции, что младенец еще не родился.....Существовала копия комедии античного автора, после которой заказчиком был сделан набросок с изображением маски. Ужасная рожа была в итоге использована как лицо злобного стражника, казнящего святого......) Впрочем бывало и так, что лишь незначительные пометки давали понятливому художнику полное представление, о том что должно быть изображено..
Уже в 14 в появилась первая специальная книга с целым набором рисунков и сцен для копирования "Жеболичи де Грассе"( кажется, так..). Все картинки были светского характера и по большей части выполнены с натуры( например, сцена собак, травящих кабана, была даже использована позднее братьями Линбургами в своем часослове...).