• Авторизация


АЛЬФРИД ЛЭНГЛЕ: «МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МЫ МОЖЕМ» 19-05-2017 15:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!


АЛЬФРИД ЛЭНГЛЕ: «МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МЫ МОЖЕМ»

Я опишу 5 основных аспектов экзистенциального коучинга.

1) Первый аспект — следите за внутренним согласием, ищите его везде. Внутреннее согласие предотвращает стресс, все негативные последствия стресса — такие, как отчуждение от себя, выгорание, агрессия, копинговые реакции. Но иногда трудно прийти к внутреннему согласию. Когда у нас есть внутреннее согласие, что в нас возникает? В этом случае по вечерам мы все равно устаем, но мы не истощены, мы чувствуем полноту и исполненность: это был хороший день. Может, он был тяжелым и затратным, но я рад тому, что я сделал.
Конечно, может, можно было сделать больше и даже нужно, но я сделал столько, сколько мог, и я могу принять свои ограничения и при этом наслаждаться ценностью того, что я сделал.
И это то, как люди могут жить и должны жить. Мы не какие-нибудь титаны или боги, мы очень ограниченные существа. Но внутри наших ограничений — очень много разных возможностей и шансов. Мы не можем получить сразу все, мы всегда получаем только немного, но этого должно быть достаточно. Итак первый инструмент экзистенциального коучинга — это работа с внутренним согласием.
4 остальных инструмента связаны с 4 фундаментальными мотивациями.

2) Первая фундаментальная мотивация — увидьте свои возможности. Мы сосредоточены на возможностях. Что это означает? Возможности — это то, что может произойти, они относятся к реальности, к тому, что может произойти. Они опираются на ту данность, с которой мы сталкиваемся: где здесь пространство возможностей, где мы можем что-то сделать? Пространство возможностей также есть там, где эта данность еще не зафиксирована, где еще можно что-то изменить.
В экзистенциальном коучинге мы должны находить и создавать пространство для действия, потому что это пространство свободы. Это снижает напряжение и давление. Когда передо мной есть возможности, я уже не чувствую, что меня заставляют, что на меня давят. У нас у всех есть возможность выйти из этой комнаты. Но если это просто возможность, если я не чувствую, что это обязательно то, что нужно делать. Возможности — это пространство человеческого, это то, в чем мы можем пребывать.
Например, студент перед экзаменом может чувствовать, что ситуация давит: экзамен слишком скоро, а выучить надо слишком много. Но мы можем посмотреть на это под углом возможностей: что возможно в этой ситуации для тебя, что ты реально можешь? Очевидно, что ты не можешь сделать больше, чем ты можешь. Поэтому не надо паниковать, посмотри, что ты можешь. Попробуй это для себя определить и принять это.
Возможностей много: ты можешь готовиться к экзамену в одиночку, по книгам, с друзьями, с преподавателем, может быть, можно найти дополнительное время, чтобы изучить предмет. Но ты не можешь сделать больше, чем ты можешь. Это то, что ты можешь сделать, а говорить, что ты должен больше, — это уже нереалистично (хотя мы часто говорим, что должны сделать больше).
И нужна определенная скромность, смирение, для того чтобы принять свои возможности как то, что нам доступно здесь и сейчас.
Или, например, если вы находитесь на работе в ситуации давления или буллинга (травли) — не надо фиксироваться на том, что с вами происходит. Попробуйте посмотреть, а что вы реально можете с этим сделать. Может, вы можете очень немного, но нужно попытаться, потому что это моя жизнь. Можно поговорить с начальником или людьми, которые меня травят. У нас всегда есть эти возможности. И это мой шанс в этой конкретной ситуации. А там, где я не вижу для себя возможностей, у меня возникает чувство, что это пространство больше не для меня, здесь нет для меня места. Я больше не имею отношения к этой ситуации, я должен отсюда уйти. И этот фокус на моих возможностях, на шансах, которые у меня есть, делает меня творческим, изобретательным, я начинаю действовать. Я как бы смотрю на тот путь, по которому иду, а не в пропасть, в которую могу свалиться. Если взгляд сосредоточен на пропасти, то возникает давление и страх, и я замираю. Это логично и разумно — останавливаться, когда видишь пропасть, потому что пропасть опасна. И тогда нужно отвернуться от пропасти и посмотреть на тропинку, по которой я иду. Здесь я могу двигаться. Для этого, конечно, нужна определенная способность к самодистанцированию, дистанцированию от себя и своих тревожных чувств.
И вот в этом фокусе на возможностях важным элементом является тело. Возможность — это свободное пространство. И мое тело — это мое личное пространство, в котором я пребываю в своей жизни. Мое тело дает мне самое важное, базовое ощущение присутствия здесь: я действительно здесь. Телесное движение очень важно для того, чтобы повысить осознание своих возможностей, своих шансов.
Заниматься спортом, бегать и глубоко дышать — все это помогает этому. На протяжении тысячелетий йога учит нас тому, как важно дыхание. Глубокое дыхание помогает нам встать на дистанции от самих себя, создать внутреннее пространство. Когда у меня возникает внутреннее пространство, я понимаю, что такое пространство мне становится легче найти для себя и снаружи.

Из этой способности создавать для себя пространство для действия, опирающееся на наше физическое бытие, возникает вторая способность — создавать для себя защиту. Например, защиту от сексуальных посягательств. У меня возникает возможность противостоять этим людям и ясно заявить о себе. Или противостоять избыточному количеству работы. Защита заключается в том, чтобы создать устойчивую структуру (to create structure). Или защита от давления со стороны начальника заключается в том, чтобы поговорить с ним. Когда мы осознаем свои шансы, свои возможности, это создает для нас защиту от давления и других стрессовых ситуаций. В коучинговых сессиях можно углублять это ощущение возможностей и находить то, что дает опору в жизненных ситуациях.

Каков результат второго элемента экзистенциального коучинга? Благодаря тому, что я смотрю на свои возможности, ищу то, что я могу сделать здесь и сейчас, у меня прямо сейчас появляется больше свободы, я могу дышать, у меня достаточно пространства, чтобы находиться здесь. Или, если я не могу здесь находиться, тогда оставаться здесь не полезно для меня. Как минимум, мне нужно находить в себе достаточно сил, чтобы выносить эту ситуацию. А если сил недостаточно, то мне нужно уйти.

3) Третий элемент экзистенциального коучинга, который соответствует второй фундаментальной мотивации: дайте себе время. Что это означает? Время — это пространство в жизни. Если я принимаю решение выделить время для чего-то, я даю этому делу пространство в своей жизни. Время — это всегда время моей жизни. У нас нет другого времени, чем то, которое мы проживаем. Если представить нашу жизнь как колбасу, то каждый день мы отрезаем от нее по кусочку.
Поэтому давайте себе время и делайте вещи в вашем собственном ритме. Не позволяйте ситуации сбивать вас с вашего внутреннего ритма, который для вас естественен. Не пытайтесь двигаться быстрее, чем вы чувствуете, что это соответствует вам именно в этой ситуации.
У времени есть две стороны. Первая из них: время нам дано. Пока я жив, у меня есть время. Это обеспечивается только продолжительностью моей жизни. Но может случиться, что это время прошло, а ничего особенного не произошло. Мы потратили это время, потеряли его. Мы находим время, но при этом иногда мы не живем и проживаем его.
Вторая сторона времени — у нас есть время, но если мы не уделяем это время, то у нас его нет. Время есть у нас только тогда, когда мы его уделяем. Конечно, у нас есть много времени, но осуществляем это время мы только тогда, когда принимаем решение относительно того, чему мы хотим это время посвятить. Уделяя время, я обращаюсь к тому, чем я занят, я расширяю себя в этом направлении, я вкладываю свое время. Если я читаю книгу, уделяю этому время, то я могу пребывать в этом, расширять себя, испытывая какие-то новые переживания.
Если у меня нет времени — я бегу в Макдоналдс и проглатываю фастфуд. Уделять время еде значит радоваться тому, что ты делаешь. Если я уделяю время тому, чтобы поговорить со своим сотрудником, этот факт сам по себе говорит человеку, что он для меня достаточно ценен.
Экзистенциальное правило звучит так: чему я уделяю время — для того я и живу. Или, другими словами, когда я уделяю чему-то время, тогда я по-настоящему живу. И я живу только там, где уделяю чему-то время по-настоящему. Поэтому очень важно уделять время отношениям, иначе в отношениях будет мало жизни. Уделяя время друг другу, мы живем в отношениях. Уделяя время, я раскрываю экзистенциальную важность того, что я делаю. Поэтому уделяйте время, давайте себе время.

В экзистенциальном коучинге мы говорим с людьми о том, чему же они уделяют время. И действительно ли то, чему они уделяют время, это то, чего они хотят? Действительно ли то, как я использую время, — это то, как я хотел бы по-настоящему его использовать? Или я просто позволяю вещам происходить, потому что «так нужно», «я обязан это сделать»? Но тогда в том, что я делаю, я уже вижу груз. И тогда возникает экзистенциальный стресс, потому что в том, что я делаю, я отрицаю свою жизнь, я пренебрегаю ею.
Если мы уделяем время, то возникает следующая способность. Уделяя время, я открываю себя отношениям, я открываюсь чувствам по отношению к тому, что я делаю. И в коучинговых сессиях мы можем идти глубже и доходить то того, что является действительно, по-настоящему ценным. Уделяя время, мы приходим к собственной жизни, жизни, которая исполнена переживаемыми нами ценностями.

4) И тогда мы приходим к четвертому элементу экзистенциального коучинга. Вы помните, что на вершине всего лежит внутреннее согласие, затем мы рассматриваем наши возможности, уделяем время тому, что для нас важно.
Следующий шаг: делай то, что важно для тебя. Делай только то, что для тебя важно, что имеет для тебя какое- то значение. Следуй за своим интересом, своими убеждениями, за тем, для чего ты был рожден. Когда ты делаешь то, что для тебя важно, ты привносишь свои внутренние возможности, свой внутренний потенциал в свою работу, в свое дело. Потому что то, что важно для тебя — это тот внутренний потенциал, который ждет, что ты возьмешь и внесешь его в свою работу, в свою жизнь. Когда ты делаешь это, ты живешь, будучи верным себе.
Например в ситуации, когда на нас давит экзамен — делай то, что тебе интересно. Можно спросить себя: действительно ли это важно для меня? Действительно ли я хочу это делать? Действительно ли это то, что мне важно? И если не удается найти внутренней необходимости, внутреннего согласия, то стоит бросить это дело, потому что оно не стоит того, чтобы им заниматься.
Если вы страдаете от травли в коллективе, задайте себе вопрос: действительно ли то, что я делаю, важно для меня, или я остаюсь в этой организации просто потому, что я боюсь сменить работу? Или в ситуации, когда мы перегружены работой, можно спросить себя: какие здесь мои возможности? А дальше — чему я хочу здесь уделять время? Что действительно имеет для меня значение на этой работе? Я могу уменьшить рабочую перегрузку, если сосредоточусь только на том, что мне кажется внутренне важным для меня. Если что-то меня не затрагивает, оно не стоит того, чтобы им заниматься.
Делай то, что тебя затрагивает, означает делай то, что действительно твое. Выбирая такие дела, я следую внутреннему резонансу, и это справедливо по отношению к себе. И тогда я стою рядом с собой, я не переступаю через себя, не жертвую собой, за исключением каких-то ситуаций. И тогда я чувствую, что то, что я делаю, настолько хорошо соотносится со мной, что я чувствую: это отражает меня.
И это приводит нас к следующей способности — к способности проводить границы. Если я исхожу из себя — я испытываю уважение к себе и к другим. В некоторых коучинговых сессиях это понимание можно углублять и приходить к теме самоценности и тому, за что я ценю других. Делай то, что тебя затрагивает, — и тогда возникает реалистичная самоценность. Когда я ценю себя, я открыт к встречам с другими.

5) Наконец, пятый элемент экзистенциального коучинга — почувствуй то, что нужно. Ищи того, что нужно, требуется в этой ситуации, в который ты находишься. Это связано с экзистенциальным поворотом, как мы это называем в экзистенциальном анализе. Мы обращаемся к полю деятельности, которое перед нами и в котором мы можем находить экзистенциальной смысл текущей ситуации.
Что означает экзистенциальный поворот? Это одна из основных идей логотерапии Виктора Франкла: основой поиска экзистенциального смысла, говорит Франкл, является способность немного отступить от себя, посмотреть вокруг себя, посмотреть также вовнутрь и не гнаться за какой-либо идеей или целью, которая кажется важным, а обратиться к другому измерению ситуации, к тому, что здесь и сейчас мне дано.
Посмотреть вокруг себя, открыться и почувствовать запрос этой ситуации: что здесь нужно, о чем здесь идет речь? В чем фокус этой ситуации? Каково ее основное содержание? Например, если я посмотрю сейчас вокруг себя, то здесь и сейчас нужно, чтобы я постепенно завершал эту ситуацию, хотя я хотел бы говорить намного дольше (смеется). Есть то, что важно для меня, что затрагивает меня, но я должен соотносить себя с тем, что происходит, с контекстом ситуации — только тогда может произойти что-то ценное.
Может быть, мне очень много нужно сделать, передо мной огромное количество работы. Но если я смотрю вокруг себя, смотрю на свою жизнь, и я вижу, что моим отношениям нужно больше времени, что там я нужен больше, чем на работе, то я иду туда, уделяю время отношениям.
Другими словами, я смотрю вокруг и задаю вопрос: где я действительно нужен, где нужен именно я? На работе есть много ситуаций, где другие могут выполнить какие-то задачи не хуже меня, и тогда, может быть, стоит ее перепоручить. В ситуации конфликта с начальником можно смотреть на то, что мне нужно от него, в чем мои трудности с ним, а можно — на то, что моему начальнику нужно, чего он хочет от меня.
Чувствуя запросы окружающих ситуаций, мы открываемся миру и более широкому контексту, в котором находится наша жизнь, — контексту ценностей.
Можно углублять эту тему, обращаясь к ценностям, которые произойдут в будущем. Важно почувствовать себя и быть конструктивно присутствующим в наших повседневных ситуациях, с учетом наших возможностей, уделяя время важному, соотносясь с нашим собственным, — и опираясь на все это, мы выходим в мир и спрашиваем: а где мы действительно нужны? Что возникает в результате, если мы следует за этим запросом — где мы нужны? У моей жизни возникает некоторое направление, и тогда я вырастаю к некоторому более широкому контексту, чем я сам, и я могу почувствовать, что я вношу вклад во что-то большее, чем я, что-то уже не мое, но большее. И это называется смысл.
Важно, чтобы мы жили не только для самих себя, но чтобы мы выходили в мир. Мы призваны преодолевать себя и выносить себя в мир, чтобы наше бытие здесь было также плодотворным для чего-то большего, например, семьи, организации или общества в целом.
Очень сложно по-настоящему испытывать исполненность в своей жизни, если нет ощущения, что она для чего-то большего, что она для чего-то полезна.
Я надеюсь, что эти пять принципов помогут вам лучше структурировать вашу жизнь, и если вы работаете в качестве коуча — то структурировать вашу работе в коучинге. Я бы не стал читать эту лекцию для себя, если бы она не была важна для кого-то еще, и это придает смысл тому, что я делал сегодня.
Альфрид Лэнгле

Теги: психолог Москва, психолог в Москве, консультация психолога, психологическая помощь, услуги психолога, семейный психолог, психотерапевт Москва, семейный психолог Москва, психологическая консультация, психолог консультация психолога, психологическая помощь, услуги психолога, семейный психолог, психотерапевт Москва, семейный психолог Москва, психологическая консультация.

www.psyshans.ru

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник АЛЬФРИД ЛЭНГЛЕ: «МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МЫ МОЖЕМ» | Ирина_Ситникова - Дневник Ирина_Ситникова | Лента друзей Ирина_Ситникова / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»