1. Содержание политической системы
Политическая система это сложный комплекс государственных
институтов, политических партий, общественных организаций, в рам-
ках которого протекает политическая жизнь общества и осуществляется
политическая власть. Политическая система представляет собой сово-
купность политических институтов, политических партий, отношений,
процессов, принципов политической организации общества, подчинен-
ных кодексу политических, социальных, юридических, идеологичес-
ких норм. Социальная сущность политической системы состоит в том,
чьи интересы (каких социальных групп) приоритетно она реализует, ка-
кими средствами и методами. Следует понять, что политическая систе-
ма является формой выражения отношений (интересов) социальных групп
по поводу власти. Она включает организацию политической власти, от-
ношения между обществом и государством, характеризует протекание
политических процессов, включающих институционализацию власти,
состояние политической деятельности, уровень политического творче-
ства в обществе.
Политическая система имеет свою структуру и выполняет ряд функ-
ций Она включает в себя три подсистемы: институциональную, информа-
ционно-коммуникативную и нормативно-регулятивную. В отечественной
политологии в политической системе выделяют четыре группы элемен-
тов: политические институты (государство, политические партии, обще-
ственные организации и др.); политические отношения; политические
принципы и нормы; политическое сознание и политическую культуру.
Необходимо раскрыть роль этих элементов в политической системе. Глав-
ным институтом политической системы является государство.
Общецивилизационной тенденцией выступает постепенное превра-
щение государства в орган выражения потребностей и интересов всего
общества в целом.
В каждой стране складывается своя институциональная структура
власти, Так, в Российской Федерации государственные и политические
структуры представлены.
Президентом (глава государства), Федеральным Собранием (пар-
ламентом), состоящим из двух палат – Совета Федерации и Государ-
ственной Думы, Правительством. В США – это Президент (глава
государства и правительства), Конгресс (высший законодательный
орган), состоящий из Сената (верхняя палата парламента) и Палаты пред-
ставительства (нижняя палата парламента).
2 4
Правительством выступает Кабинет (14 человек) при Президенте,
состоящий из глав исполнительных департаментов. Во Франции струк-
тура органов власти следующая: Президент (глава государства), Пра-
вительство, двухпалатный парламент (Сенат и. Национальное собрание).
В Германии Президент является главой государства, Федеральный кан-
цлер – главой правительства, высшей законодательной властью явля-
ются Бундестаг и представляющий германские земли Бунденсрат.
Заметную роль в жизни современного общества и его политичес-
кой системе играют политические партий. В середине 90-х гг. в более
чем 100 странах мира действовало свыше 500 партий. Они являются
выразителями интересов и целей различных социальных групп насе-
ления, принимают активное участие в функционировании политичес-
кой власти.
В состав политической системы входят политические отношения,
являющиеся разновидностью общественных отношений выражающие
отношения по поводу политической власти. Политические отношения
могут быть отношениями сотрудничества, учета баланса интересов,
изоляции, нейтрализации, борьбы. Условно их можно разделить на три
группы: отношения между крупными социальными слоями, а также
нациями и государствами; вертикальные отношения, которые склады-
ваются в процессе воздействия органов руководства и управления на
социально-экономические, политические и культурные процессы в
обществе; отношения, которые складываются между политическими
организациями и государственными учреждениями,
Существенным элементом политической системы являются поли-
тические принципы и нормы, закрепляемые в конституциях, законах и
нормативных актах. К числу элементов политической системы обще-
ства относятся также политическое сознание и политическая культура,
от которых зависит поведение людей и их организаций, процесс под-
готовки и принятия политико-управленческих решений.
При помощи механизмов политической системы разрешаются
социальные противоречия, достигается консенсус (согласие) относи-
тельно направления общественного развития.
Далее необходимо выделить и рассмотреть функции политичес-
кой системы: отражение состояния общества; функцию целеполагания
(выявление основных групп социальных интересов, выстраивание со-
циальных приоритетов определение целей и задач развития общества)
2 5
координирующую, или регулирующую функцию (согласование инте-
ресов участников политической жизни, координация усилий различ-
ных социальных групп); интегрирующую функцию (объединение всех
элементов общества вокруг общих целей и ценностей); функцию
обеспечения целостного управленческого воздействия на обществен-
ные процессы.
2. Базовые модели политической системы:
типология и характерные черты
В ходе становления и развития различных политических систем
оформились основные (базовые) модели политических систем, или типы
политических режимов. Политический режим – это определенный по-
литический порядок, система средств и методов осуществления поли-
тической власти в обществе. Политический режим характеризуется
системой методов осуществления государственной власти, степенью
реализации демократических прав и свобод личности, отношением го-
сударственной власти к правовым основам собственной деятельности,
соотношением официальных конституционных и правовых форм с ре-
альной политической жизнью. Выделяются тоталитарный, авторитарный,
демократический типы политических режимов.
Тоталитарный режим – это система насильственного политичес-
кого господства, характеризующаяся полным подчинением общества
(его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже
бытовой жизни) власти господствующей элиты, организованной в це-
лостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемой лидером.
Для тоталитарных режимов характерны следующие признаки: I) на-
сильственное политическое господство группы «избранных», возглав-
ляемой лидером; 2) монополизация власти; 3) стремление к полному
(тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жиз-
нью каждого человека в отдельности; 4) отсутствие парламентской
демократии, разделения властей, прав и свобод личности; 5) форми-
рование власти через закрытые каналы бюрократическим способом;
б) особого рода идеологии (комплексы идей), обосновывающие пра-
во этого режима на существование и являющиеся единственными и
общеобязательными; 7) монополия на информацию; 8) применение
насилия, террора как средства внутренней политики; 9) милитариза-
ция общества