— Босх (1450—1516) . Загадки Иеронима Босха
Автор фильма путешествует по Голландии, Испании и Португалии в поисках ключа к пониманию мистически-завораживающих картин предшественника #сюрреализма - средневекового художника Иеронима Босха / Hieronymus Bosch (около 1450-1516). Современники обвиняли его в ереси, алхимии, колдовстве и применении галлюциногенов, вызывающих адские видения. Настоящее имя Босха - Иеронимус Ван Акен. Это имя всегда было окружено ореолом тайны и загадочности, слишком мало достоверных данных о жизни художника, слишком необычно и своеобразно его творчество. Для сегодняшнего зрителя восприятие картин Босха осложнено незнанием средневековой символики. Сочетание вещей и предметов, кажущиеся нам нелепыми или случайными, для современников мастера имели вполне конкретное значение. Ради выявления внутреннего смысла происходящего Босх прибегает к языку иносказаний. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и 8 рисунков. Любопытно, что ни одно из его произведений не было датировано. Лишь 7 творений Босха подписаны автором. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
— Моне (1840-1926). Страсти по Моне
Вся история французского импрессионизма — от зарождения до расцвета и постепенного угасания — укладывается в долгую творческую биографию Клода Моне. Рыцарская преданность этому художественному направлению, верность импрессионистическому восприятию мира ставят этого мастера особняком даже среди его собратьев.
— Пикассо (1881-1973). Бык зимой. Последние годы Пабло Пикассо
Пабло Пикассо — одна из самых ярких, противоречивых и потрясающих фигур в мировой живописи. За свою более чем полувековую деятельность Пикассо превратился в личность почти мифическую, его воспринимают уже не как человека, а как уникальное явление, как невиданный феномен.
Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны. Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения («Портрет художника, в подражание Эль Греко») и элементы тавромахии (возможно, потому, что Пикассобыл страстным поклонником популярного на юге Франции боя быков), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959-1968).
Чувством неудовлетворения собственным творчеством отмечена серия интерпретаций и вариаций на темы знаменитых картин «Девушки на берегу Сены. По Курбе»; «Алжирские женщины. По Делакруа»; «Менины. По Веласкесу»; «Завтрак на траве. По Мане». Фильм повествует о последних годах жизни великого художника Пабло Пикассо.
— Роден (1840-1917)
Существует только один Великий скульптор XIX века (Клод Моне называл его «великим из великих») — Огюст Роден. Только он открыл новые возможности в искусстве пластики, расширил его диапазон и обогатил язык. Он сочетал смелость, реалистичность исканий, жизненность образов, энергичную живописную лепку, текучесть формы, незаконченность произведений с драматизмом замысла, стремлением к философским концепциям.
Стилистика поздних работ Родена породила суждение о нем как основоположнике импрессионизма в скульптуре. Поиски движения, тенденция к живописному «размыванию» объемов, пристрастие к фрагментам сближают его с Клодом Моне или Дега, а патетика и принципиальная «литературность» образов роднит его с Ван Гогом.
— Леонардо Да Винчи (1452-1519). Я хочу сделать чудо
Леонардо Да Винчи — итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер — один из титанов Ренессанса. Гениальный художник и неутомимый ученый-экспериментатор, Леонардо Да Винчи остался в истории символом эпохи Возрождения. В то время как большинство художников расценивали анатомию в качестве инструмента для своих рисунков, Да Винчи интересовался пониманием работы, совершаемой человеческим телом...
"Тот, кто при обсуждении цитирует авторитет, тот пользуется не интеллектом, а памятью", — писал Леонардо.
Истинный сын Ренессанса использовал свой интеллект, чтобы заглянуть в будущее и помочь сотворить мир, в котором мы сейчас живем.
— Рембрандт (1606—1669) . Автопортрет
Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн — голландский художник, гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство.