
Фрида Кало. Фрида и Диего Ривера, 1931,
Фрида Кало (1907 —1954) — мексиканская художница, наиболее известная автопортретами. В 1929 году она вышла замуж за художника Диего Риверу (1886-1957) и, подобно ему, поддерживала коммунистическую партию.
Фрида Кало начала рисовать в 18 лет — после автобусной аварии, в результате которой получила травмы позвоночника и на какое-то время оказалась прикованной к постели. Со своим мужем Диего Риверой она познакомилась спустя несколько лет, когда отправилась к нему, уже известному мастеру, чтобы показать свои работы. Он влюбился. Их совместную жизнь нельзя назвать спокойной — бурные выяснения отношений, ревность и измены, но именно она стала для Кало одним из главных источников вдохновения.
Казалось, трудно найти более не подходящих друг другу людей. Он был толст, безобразен и походил на жабу. Она поражала красотой, покореженным телом и независимостью. Близкие «невесты» союз этот между собой именовали исключительно браком «слона и голубки».

Фрида Кало и Диего Ривера в день своей свадьбы 21 августа 1929 года.
В детстве Фрида переболела полиомиелитом и навсегда осталась хромой. А в 18 лет — еще одно испытание: автобус, в котором ехала Кало, попал в аварию и девушка оказалась буквально нанизана на один из поручней. Художница перенесла несколько операций. Другой бы сдался, но не Фрида. Ее жизнелюбие побеждало все! И Риверу — тогда уже известного монументалиста, получающего большие заказы от правительства Мексики — она очаровала с первой же встречи. 20 лет разницы не смутили влюбленных. В 1929-м они поженились.

Диего Ривера. Гамак. 1956 г.
До встречи с Фридой Ривера был еще тем «ходоком». Не изменил он своими привычкам и после женитьбы. Бывшие подружки не собирались уходить из его жизни. А однажды он и вовсе изменил жене с ее младшей сестрой. Все перипетии судьбы можно увидеть на полотнах художницы. Она каждую свою боль (а уж тут ей судьба отвесила ох как щедро) вымещала на холсте.

Фрида Кало. Сломанная колонна. 1944г.
Известнейший автопортрет Фриды, легендарная «Сломанная колонна» (1944) — эдакий манифест стойкости ко всем ударам судьбы,
В тяжелой аварии 1925 года она получила тройной перелом позвоночника и после многочисленных операций долгое время носила ортопедический корсет. На полотне на месте сломанного позвоночника Кало изобразила разрушенную колонну и обручи металлического корсета, которые стягивали ее тело. Гвозди, воткнутые в тело, — символ физических и душевных страданий. Как и во многих других работах 1940-х годов, чтобы показать растущую тревогу и физическое недомогание, Фрида использовала камни и расщелины пустынного вулканического пейзажа. Для фона художница взяла вид Педрегальского плоскогорья — места, где в начале 1940-х годов Диего Ривера строил музей для своей коллекции доколумбовой скульптуры.

Фрида Кало. «Автобус» (1929).
В 17 лет Фрида попала в аварию. Автобус, в котором она ехала, въехал в трамвай. Девушка выжила, но получила тяжелые травмы, которые стали причиной множественных операций и нескольких выкидышей. Психологические и физические последствия этой катастрофы будут преследовать ее всю жизнь. Долгое время Фрида была прикована к постели. В какой-то момент она попросила краски и кисти. На первых работах художницы изображена эта страшная трагедия. В их числе - произведение «Автобус».

Фрида Кало. «Несколько царапин» (1935).
Это одна из самых феминистских работ Кало. На картине мужчина одет, а избитая женщина на столе обнажена и беззащитна — это внутреннее состояние подавленной Фриды. Спущенный чулок на правой ноге говорит о незащищенности, уязвимости его владелицы. Убийца, ее муж, напротив, полностью одет. В руках он держит нож. Для усиления ужасающего эффекта Кало раскрашивает раму так, будто она обрызгана кровью.
В основе этой картины тоже реальная история. В 1935 году в одной из газет вышел репортаж о женщине, убитой мужем в порыве ревности. На суде он произнес фразу, которая потрясла Фриду: «Всего-то несколько царапин!»
В образе героя картины многие узнавали и Диего Риверу: то же телосложение, шляпа, которую он любил. Почему он? Как раз в это время произошло еще одно событие, больно ранившее художницу. Она узнала, что ее муж изменил ей с ее младшей сестрой Кристиной. В оправдание он сказал, что этот мимолетный роман для него ничего не значит — вот они, эти «несколько царапин». Супруги обсудили ситуацию и решили объявить свой брак свободным. С тех пор любовников разрешалось иметь им обоим.

Фрида Кало. «Автопортрет с обезьянкой» (1945).
Фрида часто изображала в своих работах животных. Существует мнение, что таким образом она старалась заполнить внутреннюю пустоту из-за отсутствия детей, которых очень хотела. В доме художницы было много животных: обезьянки, попугаи, собаки и даже олень. Поводом для создания картины послужила очередная измена Диего. Гвоздь на ней – это символ обмана, предательства, Фрида чувствовала себя «пригвождённой». Помощи Кало искала в своих корнях, друзьях и близких. Атласная ленточка, которая обвивает все детали картины, является символом оберега, объединяющего Фриду с ее питомцами и защищающего от очередного обмана.

«Больница Генри Форда» (1932)
В основе всех работ Кало — ее биография, и «Больница Генри Форда», один из центральных экспонатов выставки, не исключение. Художница рассказала о своей трагедии: 4 июля 1932 года у нее случился выкидыш. Это была уже вторая ее беременность, закончившаяся трагически.
Красными нитями-пуповинами с Фридой на картине связаны потерянный ребенок, магнолия (подарок мужа Диего Риверы), улитка (символ того, как мучительно долго идет время), металлическое устройство (как механическая часть любого тела), анатомический женский муляж и тазовая кость, поврежденная в аварии (причина, по которой Фрида так и не смогла иметь детей).
При создании картины художница обратилась к идее ретабло — в Латинской Америке так называют иллюстрации о том, как человеку помог тот или иной святой. Однако Фрида исключает из своего сюжета главное — самого святого. Таким образом она подчеркивает свою беспомощность и покинутость.
«Я и моя кукла».
Спустя 5 лет она написала еще одну работу на тему своего несостоявшегося материнства - «Я и моя кукла». Это произведение не является ее программным или знаковым полотном, но тем не менее это один из самых ярких и щемящих образов одиночества. Изображая свою собственную реальность, она создала около 70 автопортретов и их большое число объясняла тем, что себя, как объект, она знает лучше всего.

Фрида Кало. Моя нянька и я . 1937

Фрида Кало. Без надежды . 1945

Диего Ривера. Автопортрет в широкополой шляпе . 1907,

Диего Ривера. «Телеграфный столб» (1916).
Художник работал в разных стилях. Один из периодов его творчества — кубизм, в котором он пишет после знакомства с Пабло Пикассо. В кубистском духе создано около 200 произведений, одно из них - «Телеграфный столб».

Диего Ривера. «Славная победа» (1954).
Диего Ривера был коммунистом, любил СССР и в 1956 году подарил эту картину Советскому Союзу. Произведение посвящено гватемальским событиям 1951 года. Тогда в стране произошел военный переворот и к власти пришел Хакобо Арбенс Гусман, который продолжил социально-демократические реформы предыдущего президента. Одним из основных направлений его политики была национализация земель и ее передача крестьянам. В те годы в Гватемале большие площади земли занимала крупная американская монополия «Юнайтед фрут компании». На них выращивались и затем переправлялись в США бананы. На картине мы видим их погрузку на корабль с американским флагом. Хакобо Арбенс Гусман забрал эти земли у американской корпорации и национализировал. Это разрушало бизнес «Юнайтед фрут компании» и грозило США огромными убытками. В 1954 году в Гватемале при поддержке Штатов произошел государственный переворот, к власти, заручившись поддержкой американского президента Эйзенхауэра, пришел Карлос Кастильо Армас и демократические реформы приостановились. В центре картины изображены Армас и генеральный секретарь США Даллес, закрепляющие сделку рукопожатием. Генсек опирается на бомбу с лицом президента Эйзенхауэра, поддержавшего переворот в Гватемале. Картина хранится в ГМИИ им. Пушкина.

Диего Ривера.Портрет Фриды Кало (1955)
Фрида Кало умерла в 1954 году в возрасте 47 лет. «13 июля 1954 года стало самым трагическим днем моей жизни. Я потерял свою возлюбленную Фриду навсегда. Слишком поздно я понял, что самой удивительной частью моей жизни была моя любовь к Фриде», — писал Диего Ривера.
На первую годовщину смерти жены Ривера изобразил ее в небольшой литографии. В этой работе он соединил свои воспоминания о Фриде с мотивами ее искусства. Диего придал портрету форму сердца, из сосудов которого фонтанирует кровь, как в изображениях древних мексиканских кодексов. К литографии он оставил трогательную подпись: «Сегодня прошел год / Свету моих очей / Моей маленькой Фридите, 13 июля 1955 года, Диего».