Обширный зал был центральным помещением экспозиции, посвященной правлению Ивана Грозного. Как и зал № 1 7, он декорирован в 1898–1903 гг. Лепные работы выполнил И.И. Севрюгин, живописные артель Н.М. Сафонова. В 1936 г. интерьер частично разрушен, особенно пострадали порталы и примыкающие к ним участки стен. В конце 1990-х годов помещение реставрировано.
Декоративное убранство зала богато и разнообразно. Плоскость коробового свода украшена по золотому фону ритмичным узором вьющегося стебля с бутонами, цветами и плодами. Рисунок напоминает скань русских ювелирных изделий. Растительные орнаменты с предметов прикладного искусства использованы и в остальной росписи.
В люнетах восточной стены изображены ветви цветущей смоковницы – библейского дерева, символизирующего мир и благосостояние. Лепной карниз под люнетами повторяет рисунок карниза одной из глав собора Василия Блаженного. По мотивам порталов этого же храма оформлены входы с прямыми перемычками и украшениями, напоминающими бусины. Над порталами укреплены скульптуры двуглавых орлов, венчанных коронами. В росписи по сторонам от входов изображены райские птицы-девы Сирины и Алконост; в русских духовных стихах они спускались из рая на землю и очаровывали людей своим пением.
Небольшой зал завершает эпоху Ивана Грозного. Он получил декоративное оформление в 1898–1903 гг. Лепные работы выполнил И.И. Севрюгин, крестовый свод расписала растительным орнаментом, напоминающим скань, артель Н.М. Сафонова. В 1936 г. первоначальный интерьер частично разрушен, восстановлен в 1997 г.
Как и в двух предыдущих залах, здесь использованы копии с архитектурных деталей храма Василия Блаженного (Покрова на Рву). Главное украшение перспективный полихромный портал с аркой в виде раковины. Он – копия северного входа в собор. Карниз над порталом повторен с главы храма. Столь подробное «цитирование» объясняется исключительной значимостью памятника. По словам историка архитектуры Н.И. Брунова, «Покровский собор – самый всеобъемлющий древнерусский архитектурный образ». Он – воплощение в камне русского мировоззрения середины XVI в. и отражение в архитектурной форме свободно выраженной народной фантазии.
Зал 20 «Царя Федора Иоанновича и царя Бориса Годунова»
По первоначальному проекту 1880-х годов этот зал имел название «Царя Федора Иоанновича и царя Бориса Годунова» Мозаичные полы зала в виде ковра с геометрическим узором из белых и темно-красных треугольников набраны в середине 1880-х годов. Остальная художественная отделка квадратного в плане зала выполнялась в 1898–1903 гг. художниками артели Н.М. Сафонова и лепщиками И.И. Севрюгина. Программу оформления разработал Иван Егорович Забелин.
Заглубленный в стену арочный портал, ведущий из зала № 19, расписан по зеленому фону крупным растительным орнаментом. Он повторяет формы наличника восточной двери Успенского собора Троиие-Сергиевой лавры (у стен этого собора, как известно, погребен Борис Годунов с семьей). Выход в зал № 21 и арка слева от него украшены орнаментами, скопированными с Царь-пушки, памятника русской артиллерии и литейного искусства. Она отлита в 1586 г. в Москве пушечным мастером Андреем Чеховым и стоит ныне в Московском Кремле у собора Двенадцати Апостолов.
Карнизы зала выполнены по образцу фриза колокольни Ивана Великого в Кремле. В 1600 г. она надстраивалась по указу царя Бориса. На крестовом своде зала – яркая декоративная роспись, созданная по мотивам привозных итальянских и восточных бархатов и аксамитов. Сложная орнаментальная композиция, написанная по зеленому полю, членится на четыре одинаковых доли. В каждой доле изображены на темно-красном фоне фантастические цветы и плоды ананаса.
В 1936 г. интерьер претерпел утраты: была сбита лепнина, забелены росписи. Залы получили новое оформление, которое также позднее менялось. В результате проведенной в настоящее время реставрации интерьерам возвращен первоначальный облик.
По первоначальному проекту 1880-х годов этот зал имел название «Смутного времени» Мозаичные полы в виде ковра с геометрическим узором из белых и темно-красных треугольников набраны в середине 1880-х годов. Остальная художественная отделка помещения выполнялась в 1898–1903 и 1910 г. художниками артели Н.М. Сафонова и лепщиками И.И. Севрюгина. В 1936 г. и 1960-е годы зал подвергался реконструкции. Реставрирован в конце 1980-х – 1990-е годы.
Прямоугольный зал перекрыт цилиндрическим сводом, в который врезаются лотки с распалубками. Поверхность свода покрыта золотистым орнаментом, напоминающим восточную парчу и итальянские рытые бархаты. Под росписью проходит карниз, сделанный по образцу карнизов колокольни Ивана Великого.
На оливкового цвета стенах помещены пять живописных холстов начала XVII в. – портреты Дмитрия Самозванца и Марины Мнишек, а также три картины, изображающие их венчание в Кракове, въезд в Москву и коронование. Живопись подарена музею в феврале 1881 г. наследником цесаревичем, будущим императором Александром III. При оформлении зала для картин делались специальные ниши в стене.
Дверной проход из зала № 20 обрамляет расписанный крупными цветами и травами портал с аркой коробового очертания; арка опирается на круглые столбы с «бочками». Сочный, почти утрированной формы портал скопирован с северного входа Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. На противоположной стене небольшой наличник обрамляет кованую железную дверь, привезенную в музей из села Пурех, вотчины князя Д.М. Пожарского, руководителя Второго ополчения против поляков.
Дверь, ведущая из зала № 21 на мраморную лестницу второго этажа, обрамлена прямоугольной рамой. Рельефный рисунок рамы скопирован с резного деревянного наличника 1604 г. из Дмитриевского собора во Владимире.