• Авторизация


Филиппов Пост.Господь требует не голода, а подвига. 30-11-2013 21:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения oksanya Оригинальное сообщение

Филиппов Пост.Господь требует не голода, а подвига.

[400x320]

О Посте

Пост существовал еще во времена Ветхого завета, христиане же стали поститься с самого основания Церкви. Древнейшие из церковных писателей утверждают, что апостолы установили первый 40-дневный пост в подражание пророку Моисею и Спасителю, которые постились 40 дней в пустыне. Отсюда появилось название Великого поста – Четыредесятница. Церковные историки считают, что в том виде, в котором Великий пост существует сегодня, сложился постепенно и окончательно оформился, когда вошло в обычай крестить новообращенных на Пасху и готовить их к принятию Таинства продолжительным постом. Из чувства братства и любви вместе с ними в этом посте стали принимать участие и все верующие.

Уже в IV веке Великий пост существовал повсеместно. Пост был очень строгим. Древний христианский писатель Тертуллиан рассказывает, что разрешались только хлеб, сушеные овощи и фрукты, и то не раньше вечера. В течение дня не пили даже воду. На Востоке сухоядение держалось до XII века. Любая радость и веселье считались нарушением поста. Общее правило заключалось в воздержании от возбуждающей пищи и умеренном употреблении даже разрешенных продуктов.

В XVI и XVII столетиях строгость соблюдения поста прочно вошла в русское общество, став составной частью самой религиозной жизни народа. На первой неделе Великого поста шумная русская столица словно засыпала. Никто без нужды не появлялся на улице. Магазины в первые три дня были закрыты. Никто не продавал, не покупал, все неопустительно присутствовали за богослужением, носили простую одежду. Православный русский народ с большой любовью нес подвиг поста. Но гораздо труднее было воздержаться от спиртных напитков. И для того, чтобы предотвратить пьянство и разгул во время Великого поста, стрельцы, по велению царя, опечатывали все питейные заведения, и они были закрыты вплоть до пасхальной среды.

Кроме воздержания, в пище и питии, уставом во время поста предусматривалась усиленная молитва с поклонами. Так, по Студийскому уставу полагалось ежедневно 240 земных поклонов. Предписывались поклоны большие и средние. По учению святых отцов поклоны, как и пост, имели ту же задачу — “томить плоть свою, да не воюет на дух”.

Особое внимание древние проповедники уделяли принятию Святых Тайн, они увещевали верующих причащаться как можно чаще, чтобы не дать диаволу доступа к душе. Исторические документы свидетельствуют, что благочестивые и богобоязненные христиане приобщались Святых Таин каждую неделю Великого поста.

Наивысшим подвигом во время поста считалось милосердие к ближним. Каждому христианину вменялось Церковью проявлять постоянную заботу о своих братьях, находящихся в бедности. Милостыня бедным на Руси рассматривалась как необходимая спутница говенья, придающая ему нравственную ценность.

Церковный устав Древней Руси строго предписывал соблюдение чистоты супружеской жизни. Особое воздержание соблюдалось в Великом посту и перед причащением Святых Таин, согласно слову апостола Павла, советовавшего супругам иметь воздержание по взаимному согласию во время поста и молитвы.

Отличительной особенностью духовной жизни русского народа было благочестие. Духовным идеалом людей того времени был монах-“подвижник”, всецело посвятивший себя служению Богу. Причем монастырский уклад жизни не был чем-то извне насаждаемым, а, наоборот, вытекал из внутренней, сердечной потребности глубоко верующего русского народа. Внешняя строгость была лишь проявлением сосредоточенности на внутренней “невидимой” брани, стремления очистить себя от всякой нечистоты для единения с Богом. Поэтому и в рамках строго уклада жизни русские люди чувствовали себя естественно, свободно и просто.

 

Как был установлен (Филиппов) Рождественский пост


      Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

      Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

      Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что "сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься... от 15 дня ноября".

      Филиппов  пост - последний многодневный пост в году - начинается  он 28 ноября и продолжается до 7 января. Длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа 27 ноября , то этот пост называют Филипповым. 

Житие святого апостола Филиппа 
 

 Апостол Филипп был родом из того же городка Вифсаиды, откуда происходили братья Петр и Андрей, сыновья Ионы, и Иаков и  Иоан, сыновья Зеведея. С ранней юности Филипп был отдан родителями учиться книжной премудрости. Он изучил Священное Писание и хорошо знал все пророчества об ожидаемом Мессии. Перечитывая божественные глаголы и вдумываясь в них, Филипп пламенел любовью к Грядущему. И не знал Филипп, что Тот, Кого он так жаждет увидеть, уже живет между иудеями.

Тайные помыслы и желания Филиппа скоро осуществились. Христос пришел в пределы Галилейские и нашел Филиппа. «Иди за Мною»,  сказал ему Господь. Всей душой внял Филипп призванию Христа и последовал за Ним. Велика была радость юноши, когда он узнал, что Мессия пришел на землю и удостоил его, Филиппа, сделать учеником Своим. Радостью он хочет поделиться и с другими  знакомому своему Нафанаилу, впоследствии апостолу Варфоломею  сообщает чудесную новость. Но тот усомнился. «Пойди и посмотри»,  стал уверять Филипп. Он знал: лишь только увидит Нафанаил Христа и услышит спасительные слова Его, сразу же познает, что Иисус  истинный Мессия. Так, действительно, и случилось (Ин. 1:43-49).

Как достойный ученик, Филипп был избран Господом в число двенадцати апостолов.? Овладев раньше книжными познаниями через людей, теперь Филипп учился божественной премудрости у Того, Кто - сама истина. Почерпая из Источника истины, Филипп, однако, не мог еще отрешиться от своих чувственных воззрений. По характеру он был, повидимому, более наклонен к видимому и внешнему. Поэтому и в божественном Учителе усматривал только высокие совершенства человеческие, но не сознавал еще вполне в Нем божества Его.

И вот Христос захотел исправить ученика. Раз был Иисус по другую сторону Тивериадского моря с пятью тысячами народа. Место уединенное, вдали от всякого селения. Вечерело. Христос не хотел оставить слушателей без пищи. «Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?» - обратился Иисус к Филиппу. Знал, конечно, Господь наперед, что ответит Ему ученик, знал, что Сам желал совершить. А спросил Филиппа для того, чтобы испытать, дать ему случай сознать свое маловерие, устыдиться и уверовать вполне. И точно, Филипп не подумал о всемогуществе Божием, он помышлял только о человеческих средствах накормить такое множество народа. «Им на двести динариев1 не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу»,  отвечал он.

И потом с другими учениками стал просить Господа: «Отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи». Но Господь пятью хлебами и двумя рыбами насытил пять тысяч человек.

Тогда увидел Филипп, что из руки Господней, как из неистощимой житницы, подается всем обильная пища. Он устыдился маловерия своего, укрепился в вере и с другими прославил силу Божию во Христе. Другой раз наклонность Филиппа к чувственному и внешнему выразилась еще более резко. Это случилось незадолго до крестных страданий Христа, во время прощальной беседы Его с учениками. Филипп стал просить Учителя, чтобы Он показал им Отца Своего. «Столько времени Я с вами, - с кротким упреком ответил Господь,  и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я Сам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела...»(Ин. 14:8-11).

Приняв дары Духа Святаго, сошедшего на апостолов в день Пятидесятницы, Филипп стал проповедовать имя Христово  сначала в пределах Палестины, в Галилее и Самарии. Однажды встретил он женщину, несшую на руках умершего последнего своего сына. Она горько плакала и рыдала над ним. При виде безутешной матери жалость охватила Филиппа. «Встань!  сказал он, простирая руку к умершему,  повелевает тебе Христос». Тотчас ожил отрок. Мать в радости припала к ногам апостола, воздавая ему благодарение. Оба они уверовали во Христа и были крещены Филиппом. И еще многих обратил он в веру Христову, а потом отправился в земли языческие.

Филипп прибыл в Грецию и здесь проповедовал Слово Божие и творил множество чудес. Однажды силою Христовой он воскресил умершего. Это чудо привело в изумление живших там иудеев. Они послали в Иерусалим к архиереям и князьям иудейским известие, что пришел к ним какой-то неизвестный человек, именем Филипп, проповедует Иисуса распятого, прогоняет этим именем злых духов, исцеляет болезни и даже воскресил умершего, а поэтому многие уже уверовали во Христа.

По этому посланию прибыл из Иерусалима один из архиереев с несколькими книжниками. Архиерей этот еще и раньше сильно негодовал на Филиппа за успех его проповеди в Палестине. С гордостью сел архиерей на высоком судейском месте, вокруг которого столпилось множество иудеев и язычников. «Мало было тебе,  гневно обратился архиерей к апостолу, - в Иудее, Галилее и Самарии прельщать простых и неученых людей,  сюда ты пришел, к мудрым эллинам, и здесь проповедуешь новое учение, которому научился от Иисуса, шедшего против закона Моисеева. За это Он Сам был осужден, и умер безчестной смертью, распятый на кресте. А вы, ученики, тайно украли Его тело, на соблазн многим, и рассказали везде, что Он воскрес из мертвых...»

Заволновался народ. «Что ты ответишь на это, Филипп?»  зашумела нетерпеливо толпа. Немного было у апостола защитников, больше противников. Одни требовали тотчас предать Филиппа смерти, другие настаивали отвести его на суд и казнь в Иерусалим. Между тем Филипп, выждав минуту, когда шум несколько утих, заговорил, обращаясь к архиерею: «Напрасно ты любишь суету земную и говоришь ложь! Отчего окаменело так сердце твое, что не хочешь признать истину. Не сами ли вы положили печати на гробе и не сами ли приставили к нему стражу; а когда Господь наш воскрес, не разрушив печатей, не вы ли дали золота воинам, чтобы они солгали, будто во время их сна Иисуса мертвого украли ученики? Как же не стыдишься теперь лгать? Сами печати ваши свидетельствуют истину воскресения Христа, они будут вашими обличителями и в день воздаяния».

Архиерей совсем обезумел от гнева и ярости. Вскочив с места, он бросился на апостола, чтобы своими руками умертвить его. Но внезапно дерзновенный ослеп и весь почернел. Народ не вразумился этим чудом. Все подумали, что это чародейство Филиппа и хотели его, как волхва, тут же убить. Тогда произошло другое, еще большее чудо. С теми, кто бросился схватить апостола, сделалось то же, что и с архиереем, и одновременно заколебалась страшно земля. Все затрепетали от страха и познали силу Христову. При виде бедственного положения ослепленных - и духовно, и телесно, Филипп прослезился и стал молить Бога даровать им исцеление, просветить ум и сердце. По молитве апостола тотчас все прозрели. Это чудо множество людей обратило ко Христу. Только архиерей был так озлоблен, что и после наказания не старался и не хотел признать истину, напротив, стал еще сильнее поносить Иисуса. Внезапно разверзлась земля, и богохульник исчез в ее глубинах. Крестив после этого уверовавших во Христа, Филипп отправился с благовестием по другим городам и селениям Греции.

Однажды дорогою Филипп стал просить у Бога помощи в трудах благовествования. Когда преклонил он колена для молитвы, ему явилось на небе знамение в образе орла с распростертыми крыльями. Апостол укрепился этим знамением и продолжал путь. Он просветил верою Христовой многие города Эфиопии и Аравии. Потом сел на корабль и поплыл к Азоту, приморскому городу в Палестине. Ночью, во время плавания, поднялась ужасная буря. Не было никакой надежды на спасение, и все со страхом ожидали последней страшной минуты. Тогда Филипп начал молиться, и вот явился в воздухе светлый образ креста и осветил ночной мрак. После этого море стало утихать, и волны улеглись.

Однажды апостолу Филиппу явился ангел Господень, повелевая ему идти на юг, на дорогу, ведущую из Иерусалима в Газу. Идя по сей дороге, святой Филипп встретил ефиоплянина, евнуха Кандакии, царицы Ефиопской, возвращавшегося из Иерусалима, куда он ездил на поклонение, в Газу, которая находилась под его управлением. Сидя на колеснице, евнух читал пророческие книги. Апостол научил его вере в Господа нашего Иисуса Христа и, продолжая с ним путь, тут же на пути крестил его (Деян. 8, 26-39).
 
 
После крещения евнуха, апостол Филипп был восхищен ангелом и перенесен в Азов и, проходя, проповедовал слово Божие по всем городам, пока не пришел в Кесарию. Здесь он имел собственный дом, в котором и прожил некоторое время вместе с своими четырьмя дочерьми, девами – пророчицами.
После сего он снова возвратился в Иерусалим. Будучи здесь поставлен святыми апостолами во епископа, он послан был затем на проповедь в Малую Азию в город Траллию. Обратив там многих ко Христу и сотворив великие чудеса, апостол Филипп отошел ко Господу в глубокой старости.
 
 
Святый Апостоле Филиппе, моли Бога о нас.

 

 

Зачем установлен Рождественский пост


      Рождественский пост - зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.
      Лев Великий пишет: "Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий".
      По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.
    Как Господь ущедрил нас плодами земли, - пишет святитель, - так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным".
      По словам Симеона Фессалоникийского, "пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти".
      Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

 

Как питаться в Рождественский пост


      Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов - "все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи.], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов".

      Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

      От 25 декабря до 7 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

      Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. "Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды", - заповедует Святая Церковь.  

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство - средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.      Сущность поста выражена в следующей церковной песне: "Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим".

«Кто не любит поста, - говорят святые, - тот и на другие подвиги ленив, нерадив, бессилен и показывает этим расслабление своей души, неспособной укрощать греховные поползновения плоти и управлять ею».

Главная задача поста – это покаяние, сокрушение о грехах. Современный человек массу времени уделяет своему телу: каждый день принимает душ, используя разнообразные шампуни, мыла, дезодоранты, умащивает тело кремами. А наша душа? Она также нуждается в очищении, которое возможно только через покаяние на исповеди. Представим себе на одну минуту, что мы моемся только раз в году или еще реже. А ведь именно так мы поступаем в отношении души - главного нашего сокровища, данного нам Богом. Тело умрет, а душа будет жить вечно. Вспомним об этом в дни Рождественского поста и совершим каждый свой маленький подвиг во имя Христа.

Пост – это усиленная молитва за болящих, страждущих. Только тогда пост имеет духовный смысл, когда он соединен с молитвой, делами милосердия, воздержанием от удовольствий. В эти дни надо ограничивать себя в развлечениях и вообще стараться их избегать.

Петров и Рождественский посты не так строги, как Великий или Успенский. Но и в его дни не едят мяса, молочных продуктов, яиц, а в среду и пятницу не употребляют рыбы. После дня памяти святителя Николая Чудотворца, 19 декабря, рыбу едят только в субботу и воскресенье, а со 2 января ее не употребляют уже до самого праздника.

Сила и действенность поста может оцениваться по силе лишения себя чего-либо и жертве. Известно, что и из постной пищи можно приготовить изысканные блюда и таким образом в какой-то мере удовлетворить свое сластолюбие и алчность. Надо помнить, что кающемуся в своих грехах, неприлично постом есть сладко и обильно.

Нужно знать меру поста. Для физически здоровых людей основой поста считается воздержание в пище. Здесь можно различить несколько степеней физического поста: отказ от мяса; отказ от молочного; отказ от рыбы; отказ от масла; лишение себя пищи вообще на какие-то сроки. Естественно, что на последние степени поста могут идти лишь здоровые люди и по благословению батюшки. Но и в воздержании необходимо проявлять благоразумие и рассудительность. Один святой сравнил наше тело с ослом, которого если перекормишь, то начнет брыкаться, а если не докормишь, то может сдохнуть с голоду. По словам Кассиана Римлянина, «крайности с той и другой стороны равно вредны – и излишество поста, и пресыщение чрева». Святой говорил о том, что, чрезмерно утомив себя постом, можно впасть в страсть чревоугодия. Притом, неумеренное воздержание вреднее пресыщения, так как приводит к бессилию.

Если человек постится так, что не может уже молиться из-за телесной немощи, то это значит, что разумная грань осталась далеко позади. Как говорил пустынник Никифор, Господь требует не голода, а подвига. Подвиг – это то, что может человек сделать самого большого по своим силам, а остальное – по благодати. Силы наши теперь слабые, а подвигов больших с нас Господь не требует.

Общее правило воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом, пищи вкушал столько, сколько нужно для поддержания здоровья, а не сколько требует желание насыщения. Мы можем соблюсти меру поста, питаясь в определенное время и не дозволяя себе перекусывать на ходу (то же, кстати, советуют и врачи). Не забудем и совета преп. Антония Великого: «Употребляй самую простую и дешевую пищу».

Нарушающим пост по болезни или иной немощи, следует помнить, что здесь может иметь место и какая–то доля маловерия и невоздержания. Нужно быть честным по отношению к себе: отказываясь от поста из-за боязни ослабить здоровье, мы проявляем при этом болезненную мнительность и маловерие. Если есть возможность, посоветуйтесь с батюшкой, как вам соблюдать пост, если же такой возможности нет, рассчитывайте свои силы.

В тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания, человек не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении все, что сможет, например: откажется от всяких развлечений, от телевизора, от сластей или любимых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу.

Господь велит скрывать свой пост от окружающих. Если вы волею случая оказались в гостях и вам подали скоромную пищу, снизойдите к угощающим вас и этим сохраните любовь. Мы не должны укорять окружающих в пренебрежении постом. Про московского митрополита Филарета рассказывали такой случай. Как – то он пришел к своим духовным детям как раз к обеду. За столом подали скоромное, хотя день был постный. Виду не подал митрополит и, не смущая хозяев, вкусил поданное.

Бывает так, что в семье не все придерживаются поста. Не упрекайте своих близких: пост дело добровольное, возможно, придет время и они познают сладость воздержания.

Для православного верующего, отдающего приоритет душе над телом, пост всегда желанен. Время воздержания он воспринимает с духовной радостью. Кто хоть однажды предпринял попытку попоститься, и не ради похудения, а ради Бога, тот знает, насколько радостно это состояние...

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Филиппов Пост.Господь требует не голода, а подвига. | Эвелина_Дубовец - Велена | Лента друзей Эвелина_Дубовец / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»