Санскритское слово «го» означает «корова». А Солнце называлось «гопати», то есть предводитель, или пастух коров.
Украинский танец «гопак» ведет нас в далекие времена, когда он исполнялся пастухами, ухаживающими за коровами. Танцуя, они как бы красовались перед Солнцем, пытаясь привлечь на себя внимание.
То, что Солнце изначально было женским божеством, уже непреложный факт. В славянских песнях, в свадебных обрядах, жениха часто называли ясным месяцем, а невесту красным солнышком. Солнце на Руси обряжали в сарафан и кокошник. Более того, как замечает Клейн в книге «Воскрешение Перуна», в русском, да и в украинском языке «солнце» среднего рода лишь потому, что к нему прибавился уменьшительно ласкательный суффикс «це». Древняя же форма женского рода – «солънь», которая осталась в выражении «посолонь», «по солнцу». Без суффикса, утверждает автор, в форме «солънь», слово «солнце» существовало еще до разделения славян, где-то до середины I тыс. до н.э.
Из вышесказанного выходит, что пастухи-мужчины, исполняющие гопак, выступали в роли женихов, стараясь понравиться светилу-женщине. Возможно, что своим танцем, показывая физическую сноровку, они претендовали на роль лидера среди сотоварищей. Должность, которую назначала женщина, или совет женщин.
Себастьян Клёнович в своей поэме «Роксолания»(1584), пишет о танцах запорожских «пастухов» с оружием:
«Бачив я там гайдуків, що рухались в танці швидкому,
Живо в метелиці йшли, тупали в землю вони.
Держать ножі у руках і такт відбивають ногами,
У танцюристів гурті зброя ясна миготить.
Тут не Венера гуляє, а Марс потішається герцем,
В танцю такого бува часто кривавий кінець.»
Само слово Гопак рукопашным боем не является – это танец с оружием, но все его элементы являются боевыми и используются в бою, а танец - это способ отработки, бой с тенью. Тенью, которая угрожает Солнцу.
"Гопак" последняя большая картина Репина. Датируется 1927 годом, хотя известно, что Репин писал ее вплоть до самой смерти. В подлиннике ее еще не видел. Появившись года три назад на аукционе в Швеции, ныне она находится в России в часной коллекции.
Как говорил куриной атаман Корний Метелиця(Исторический персонаж при Сирко давший толчок развитию оберучной технике владения оружием в круговой защите ):
«Як крутиш метелицю, то уявляй як зусібіч лях чи татарва на тебе пре, і руби їх голови під пісню жваву»
Гопак в мирное время – это танец, Гопак на поле боя – это техника рукопашного боя. Метелица отличается от Гопака как один стиль кунг-фу от другого стиля кунг-фу, Гопак более прямолинейный, а метелиця это вращение вокруг своей оси, но техника одна и та же. На Запорожье Гопак-метелицу танцевали в свободное от походов время для улучшения технических навыков, этот танец танцевали под музыку, а чаще всего танцевали и пели одновременно, что развивало дыхание и физическую устойчивость. Гильом Левассер де Боплан в своем труде “Описание Украины” писал: "Казаки всё время пили, пели и плясали". Боплан, из-за другого менталитета, не понимал системы тренировки казаков, ибо в нашей традиции одно другому не мешает...
С.Пущенко "Січовий гопак"
Запорожские козаки были пограничными войсками, которые охраняли рубежи «Солнечной державы» Украины.
Думается, что и скифы, которых греки почитали за кочевые племена, исполняли ту же роль. Иначе, как объяснить искусно сделанные предметы из золота, к примеру, такие, как пектораль? Скача весь день на коне, невозможно мастерить вещи такой тонкой работы. Отсюда и заблуждения историков, что вещи эти, дескать, исполнялись греческими мастерами. Но у греков совсем иной стиль. И это немного озадачивало ученую братию.
Если же принять во внимание, что кочевой стиль жизни скифов был ничем иным, как воинской службой на какое-то количество лет, то все сразу становится на свои места.
Надо сказать, что славянские мужчины с успехом обороняли рубежи. Ни греки, ни римляне, которые покорили всю Европу, не могли завоевать тогда еще сплоченную солнечную Рутению-Русь.
Связь Гопака с военным искусством доказывает тот факт, что гопак, в своих танцевальных движениях, имеет большое количество боевых элементов. Так, византийский историк IX в. Лев Диакон в «Хрониках», описывая походы князя Святослава, называл волхвов детьми сатаны, обучавшиеся искусству воевать с помощью танцев. Боплана же, который случайно попал в Запорожскую Сечь, тоже удивило, как уже говорилось раньше, что казаки весь день тренировались под собственное пение, при этом их движения были очень похожи на танцевальные.
В Музее исторических драгоценностей Украины сохраняются отлитые из золота фигурки танцующих мужчин: узкие сапоги, широкие шаровары, вышиванки, длинные усы. Все они очень напоминают казаков. Данная скульптурная группа датируется VI веком.
Сейчас у нас возрождается боевой гопак. Вместе с его возрождением, не мешало бы еще вспомнить, каким целям служил этот боевой танец?
Iмшиницька Веронiка, 9 р. Композицiя "Гопак"
Вспомнить, что главная цель мужчины – почитать и оборонять ЖЕНЩИНУ- СОЛНЦЕ, РОДИНУ, РОЖАНИЦУ, которая всегда обогреет, всегда накормит и всегда вдохновит на подвиги своих славных защитников. Своих сыновей, мужей и братьев.
Использованные материалы:
Л.С.Клейн «Воскрешение Перуна»
Н.В. Мамуна «»Зодиак мистерий»
Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%BA