1 июня – день рождения Натальи Вячеславовны Апчинской (1937-2014).
Диссертация ее была о Майоле, но также блестяще она знала все французское искусство 18-20 вв.,
Более 35 лет – сотрудник Музея искусства народов Востока, занималась Кавказом, Закавказьем, Средней Азией, ездила в творческие командировки, добралась до Тувы и до легендарного музея в Нукусе в каракумских песках (помню ее восторженные рассказы об этой коллекции невиданных шедевров), написала по теме: "Русские художники о Востоке" ряд монографий и статей о Р. Фальке, Р. Мазеле, А. Волкове, ст. и мл. Е. Кравченко, В. Волкове и др, писала об искусстве ХХ в. – Матисс, Филонов, Шагал, О нем у нее довольно много статей и две монографии – в любимом художнике, как и в ней, было скрещение разных начал.
Среди разнообразных выставок, куратором которых она был (более 30) и эпохальная "Средняя Азия-Москва-Иерусалим в творчестве еврейских художников" (2008),
Библиография Н.В. Апчинской (весьма не полная) приводится в Википедии и на сайте АИС. Сами же работы частично выложены на персональном сайте Apchinskaya, поддерживаемом Наташиными родственниками https://apchinskaya.wordpress.com/
Привожу (впервые) одно из писем Н. В. Апчинской к обожаемой ею Н. А. Дмитриевой. Оно написано под впечатлением от первой поездки в начале 80-х в Ереван и Тифлис, от Пиросмани (она вскоре стала членом Грузинского общества Н.Пиросмани).
Дорогая Нина Александровна!
Вчера прилетела из Тбилиси и застала Ваше письмо. Надеюсь, Вы еще успеете получить мое.
Я была 5 дней в Ереване, ездила оттуда опять в Гарни и Гегард, а также в довольно далекий монастырь ХП века со средневековыми фресками.
Позже провела неделю в Тбилиси –одну из лучших в моей жизни. Познакомилась с несколькими замечательными людьми, побывала во многих мастерских: там сейчас очень сильные художники (покажу Вам несколько слайдов). Но самое
потрясающее – Тифлис. Такие улицы и дома, что с ума можно сойти. Рядом с грузинском собором, где дивное пение, армянская церковь и синагога, около которой бродят еще не уехавшие рыжие дети. В музее большая галерея замечательных средневековых фресок, это была христианская страна! Среди этих фресок есть неожиданные повторения испанских (романских и до) или каролингских. И зал Пиросмани, куда я ходила каждый день. Мне кажется, это самое сильное мое впечатление от искусства за всю жизнь. У него как бы в чистом виде явлены все чары искусства и способность прорыва в другой мир. От этого он кажется страшным, долго смотреть нельзя. И еще эта магия и поэма черного цвета, бездонного, бархатного (никакие репродукции не передают). У грузин вообще этот цвет доминирует, но только Пиросмани явил всю его «метафизику». По-моему, такой симфонии черного нет больше нигде в мире. Другие краски на этом фоне нежно светятся, он очень полихромный, живописный и бесконтурный.
Была также в Мцхете, в театре Руставели (на Брехте) и даже у Параджанова в гостях.
После всего виденного, после южной теплоты (там было в среднем 25 гр.), фруктов, красивых, щедрых грузин Москва кажется особенно мрачной и античеловеческой. Там все еще сохранились традиции и близость к земле …
Давайте поедем в следующем году вместе. У меня теперь и в Ереване, и в Тбилиси есть друзья, которые нам все покажут (а Генрих Игитян даже Ваш поклонник).
Надеюсь скоро увидеть Вас в Москве.
Ваша Н.А.
Портрет Н.В. Апчинской (работа Инги Леви) 2012