20 мая в БЗК Николай Луганский играл концерт в честь и память своего учителя и друга, Татьяны Петровны Николаевой (1924-1993). Выдающаяся пианистка с всемирной славой, педагог, композитор, музыкальный деятель, она была одарена редкой добротой, пламенным и мудрым сердцем, глубоким смирением и безграничной влюбленностью в музыку, служению которой Татьяна Николаева посвятила свою жизнь. И это главное, что передалось любимейшему из её учеников – Коле Луганскому, необыкновенной одарённостью которого она была восхищена так же, как когда-то был восхищён её, тринадцатилетней девочки из Брянска, дарованием Александр Борисович Гольденвейзер, чьей любимой ученицей она всегда оставалась. «Он научил меня не только играть на фортепиано, он научил меня жить, видеть жизнь во всех проявлениях», - как-то сказала Николаева о своем учителе. Подобное говорит о своём учителе Луганский: «Просто находиться рядом с Татьяной Петровной всегда было счастьем!..».
Традиции русской фортепианной школы, полученные Николаевой «из первых рук» -- во время учебы в классе Гольденвейзера -- она передала Луганскому. И для его исполнительской манеры характерны естественность и «неслыханная простота», благородная сдержанность, структурная чёткость, стройность, безупречная ритмическая воля и в то же время внутренняя свобода, захватывающее неповторимой красотой непрерывное течение мелодического пения.
Все эти качества в полной мере проявились в концерте Луганского к 90-летию Татьяны Николаевой. (Её фотографический молодой портрет к концу вечера был завален целой горой подаренных пианисту цветов).
В этот вечер звучала музыка, которую можно обобщенно определить как движение «от мрака к свету»: Сезар Франк, Сергей Прокофьев, Сергей Рахманинов.
Свойственная Луганскому глубокая содержательность исполнения обрела в этот вечер какую-то трагически окрашенную грандиозность. В первую очередь, это относится к Прелюдии, хоралу и фуге Франка, знаменитого своими органными импровизациями, Сочинение вызывало ощущение органной масштабности, широты и возвышенности, в которых, однако, слышались и ноты скорбной жертвенности. "Этому неземному Франку, этому святому от музыки удалось пронести через жизнь, полную лишений и всеми презираемого труда, немеркнущую ясность терпеливой души, и отсюда - та смиренная улыбка, что осеняла светом добра его творчество" (Ромен Роллан)
Под стать совершенной по конструкции и при этом полной звукового очарования, красоты и возвышенной одухотворенности музыке Франка была Соната № 4 Сергея Прокофьева («Из старых тетрадей»), завершенная композитором в 1917, отмеченном его приверженностью к классицизму. Основная тональность произведения - до минор, хотя финальная III часть написана в тональности до мажор.
Вторая половина концерта была отдана Рахманинову: Тринадцать прелюдий соч. 32 с их чередованием мажорных и минорных ладов. Кроме №5, очень знаменитой и №12, чуть менее заигранной, прелюдии из этого опуса звучат довольно редко. Они требуют невероятно высокого мастерства, которое, как всегда, у Луганского было подчинено движению мысли и чувства, выражению многообразия картин русского природного бытия. На бис были исполнены Ариетта Грига, один из этюдов Т.Николаевой, кажется (уже забыла) этюд Шопена и его же Вальс до минор №7.
Концерт транслировался по «Орфею» (через несколько дней, думаю, его выложат на сайте). Кроме того, какой-то из телеканалов делал съёмку. Надеюсь, это ТВ-Культура пополняла свой «золотой запас».
23 мая в Питере в Большом зале Филармонии Николай Луганский сыграет ту же программу, на этот раз отведя Рахманинову первое отделение.
Удачи!