• Авторизация


Таганка 27-01-2013 22:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения ecolimp Оригинальное сообщение

Таганка: тюрьма и песня. История. ч. II. Авторы

Часть 2. Песня «Таганка»

Теперь обратимся к истории самой песни.
Начнем с попытки определить время возникновения песни. В этом нам помогут слова самой песни и сведения, приведенные в первой части.

ТАГАНКА
Цыганка с картами, дорога дальняя,
Дорога дальняя, казенный дом.
Быть может старая тюрьма центральная,
Меня, парнишечку, по новой ждет.

[Припев:]
Таганка, все ночи полные огня,
Таганка, зачем сгубила ты меня?
Таганка, я твой бессменный арестант,
Погибли юность и талант в твоих стенах.

Цыганка с картами, глаза упрямые,
Монисто древнее да нитка бус...
Хотел судьбу пытать с бубновой дамою,
Да снова выпал мне пиковый туз!

Я знаю, милая, и без гадания,
Дороги разные нам суждены.
Опять по пятницам пойдут свидания,
И слезы горькие моей жены.
Сестренка милая, моя любимая,
Как тяжело на свете жить.
Куда не гляну я – кругом решеточки,
И как-то медленно проходят дни.

Прекрасно знаю и без гадания,
Решетки толстые мне суждены.
Опять по пятницам пойдут свидания,
И слезы горькие моей родни.

Прощай, любимая, больше не встретимся.
Меня, несчастного, устанешь ждать.
Умру в Таганке я, умру, тебя любя,
Твоих красивых глаз мне не видать.

Зачем же ты, моя судьба несчастная,
Опять ведешь меня дорогой слез?
Колючка ржавая, решетка частая,
Вагон столыпинский да стук колес.

Прощай же, милая, прощай, желанная
Ступай же, деточка, своей тропой.
И пусть останется глубокой тайною,
Что и у нас была любовь с тобой.


Некоторые исследователи считают, что песня возникла еще до революции, ссылаются при этом на упоминание в тексте туза. Да, действительно, на спине арестанта-каторжника имелась квадратная нашивка, которая именовалась бубновым тузом. Была она желтого цвета. Но! Во-первых, Таганка не была пересылкой, она была губернской тюрьмой. В ней сидели, отбывали наказание уголовники, а не ожидали этапа каторжники. Во-вторых, в тексте упоминается пиковый туз, а вовсе не бубновый. Возможно, в каких-то вариантах упоминался и бубновый туз. Но вариантов у пени много, ног все они появились после возникновения самой песни. Бубновый туз мог быть введен в текст песни для усиления духа тюремности, каторжности. Я считаю, что такой аргумент можно считать несостоятельным.
Некоторые считают, что указанием на дореволюционное происхождение песни служит упоминание «столыпинского» вагона. Да, при Столыпине появились специальные вагоны для крестьян-переселенцев. Вот что пишет о них А.И. Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ»:
" История вагона такова. Он, действительно, пошел, по рельсам впервые при Столыпине: он был сконструирован в 1908 году, но — для переселенцев в восточные части страны, когда развилось сильное переселенческое движение и не хватало подвижного состава. Этот тип вагонов был ниже обычного пассажирского, но много выше товарного, он имел подсобные помещения для утвари или птицы (нынешние «половинные» купе, карцеры) — но он, разумеется, не имел никаких решеток, ни внутри, ни на окнах. Решетки поставила изобретательная мысль, и я склоняюсь, что большевистская. А называться досталось вагону — столыпинским..."

Замечу, что и до революции и после нее вагоны для перевозки арестантов именовались вагонзаками. Название "столыпинский вагон" закрепилось уже в советское время за вогонзаками, переделанными из обычных пассажирских купейных вагонов, где стенка между купе и коридором была заменена решетками. Так что и этот аргумент в пользу дореволюционного происхождения песни отпадает.
Теперь давайте обратимся к первому куплету песни. В нем речь идет о тюрьме центральной. Но до 1938 г. центральными были Бутырка и еще два централа: Владимирский и Орловский. «Таганка», как мы выяснили в ч. I, стала Центральной после 13 февраля 1938 года. До этого она была губернской, затем областной. Значит и песня родилась не ранее этого времени. На это же время указывают и слова песни «опять по пятницам пойдут свидания». Единый день свиданий был введен в конце 30-х годов во исполнение приказа НКВД о повышении дисциплины в ИТУ. «Все ночи полные огня» - это понятно: в камерах свет не выключался круглые сутки. Таким образом, можно полагать, что
песня "Таганка" появилась в 1938-1939 годах.


Перейдем к вопросу об авторстве музыки, мелодии песни.
Давайте послушаем запись.


Прозвучало танго «Тамара» (Tamara) польского композитора Зигмунта Левандовского (Zygmunt Lewandowski), слова Збигнева Мацейовского (Zbigniew Maciejowsky) в исполнении популярного польского певца 30-х годов Адама Адамса (Adam Aston, настоящее имя Адольф Левинсон). Танго было написано Левандовским для ревю «Весна и любовь» ("Wiosna i miłość") в варшавском театре «Голливуд», в котором Левандовский был музыкальным руководителем. В 1933 г. песня была записана на пластинку фирмой «Сирена-Электро» в исполнении Адама Астона, оркестра Сирена-Рекорд, п/y Хенрика Варса.
Вот все они – авторы танго "Тамара” – композитор, поэт (он тоже был композитором, но в «Тамаре» ему принадлежат только слова), и исполнитель.
[250x]
Zygmunt Lewandowski
[250x]
Zbigniew Maciejowsky
[показать]
Adam Aston


[150x]Танго пользовалось большой популярностью. Его исполняли и записывали на пластинки другие популярные польские певцы того времени: Мечислав Фогг (с ним мы знакомы по «Последнему воскресенью, на картинке слева - нотная тетрадь танго "Тамара" с его портретом), Януш Поплавский (Janusz Popławski). Танго нередко называли цыганским танго (обратим на это внимание!).

Ниже показан текст двух куплетов (без первого) танго "Тамара". Показал картинкой, чтоб было видно - не я придумал "цыганское".
[551x532]

Давайте сравним смысл и содержание этого танго с песней «Таганка».
«Таганка» начинается прямо с упоминания цыганки. И в танго «Тамара» речь идет о прощании влюбленного с цыганкой Тамарой. И там и там поется о том, что пути влюбленных расходятся. Им не суждено увидеться. Далее слова «Таганки» следуют за словами «Тамары, заменяя их более подходящими тюремной обстановке.
Это танго можно найти на Youtube как звуковое сопровождение ролика, посвященного известной польской-американской художнице Tamara lempicka, основоположнице направления в живописи, названного Арт-Деко (личность, судьба художницы достойны отдельного поста). Но танго «Тамара» не было посвящено ей: в те годы, года было создано танго, сама Тамара Лепмпицкая еще металась в Европе в поисках своей судьбы, а известность пришла к ней позже, уже в Америке. Другой ролик, который можно найти на Youtube, тоже посвящен Тамаре, но уже современной - руководительнице на радио и/или в интернете. Звучит он в исполнении современного дуэта Bogusia i Janek (Duet BoJan).
[400x]

Автор слов мне не известен. Мне прислала перевод их песни моя милая подруга Szarmanka. Она помогла и в некоторых других вопросах при подготовке этого поста. Текст песни, исполняемой дуэтом, не представляет особого интереса. Но общее содержание явно основано на танго "Тамара". Молодой человек любвит Тамару, а она не желает его видеть, держит закрытыми от него свои двери. Он просит быть снисходительней и т.д...
А вот музыка! Музыка - это "Таганка"! Давайте послушаем их запись.


Конечно, аранжировка и "Таганки" и "Тамары" дуэта сделала песню более динамичной, звучной. Но мы уже помним, как аранжировка Цфасмана превратила "Последнее воскресенье" Петерсбурского во всенародно любимую песню. И возникает вопрос - уж не Цфасман ли выполнил аранжировку "Tamara"?!
Теперь можно сравнить это исполнение с "Таганкой". Нашел я нотный лист песни.
[648x904]

Итак, мы можем уверенно утверждать: композитором, написавшем музыку "Таганки", был польский композитор
Zygmunt Lewandowski.

Двинемся дальше. Кем же был написан текст "Тагангки"? Сразу скажу, однозначного ответа на этот вопрос я не нашел. Но некоторые предположения могу высказать.
Обратим внимание, что в тексте песен нет ни одного блатного слова, ни одного слова из того словаря, что когда-то (в 1908 г.) составил в Таганке Трахтенберг и его более поздних заимствований этого лингвинистического справочника. Нет и обычных для блатной песни оборотов речи, да и по содержанию она не похожа на обычный блатняк. В истории русской песни я знаю один подобный пример – это песня, романс «По диким степям Забайкалья». Блатные нотки появляются в более поздних переделках песни - у А. Вилкова, группа Мишки на севере, др.
Значит, песню «Таганка» писал человек интеллигентный, и вместе с тем хорошо знакомый с польской популярной музыкой.
Вспомним, что конце 30-х годов при разделе Польши, на территории СССР оказались тысячи беженцев (мирного населения) и порядка 200 000 польских военнопленных. Они все размещались в лагерях, часть позже ушла в армию Андерса (был разрешен призыв и прием в армию на добровольной основе, в том числе из числа военнопленных).
Не исключено, что один из польских офицеров угодил в то время в Таганку. Таганка не была в ведении ЧК-МГБ-КГБ, в нее направляли в основном уголовников. Возможно, кто-то из поляков оказался осужден на по политической, по уголовной статье. На возможное польское происхождение указывает и словечко «парнишечка». В нем мне слышится польский акцент. Не совсем оно по-русски звучит в контексте песни, парнишечка в обычном понимании - это подросток. Подросток, даже если это босяк. Конечно, на память придет Эллочка Людоедка. Но она пользовалась словом парниша, а не парнишечка... Шуфутинский вообще поет о мальчонке. Это, по-моему, просто от невнимания к содержанию самой песни. Но все это мои предположения.
В заключение хочу еще раз поблагодарить мою хорошую подругу Галю Szarmanka и за доброе отношение и помощь.
А еще хочу предложить маленький плейлист (альбом) – антологию «Таганки».


[300x35]



Серия сообщений "История песни":

Часть 1 - Марш тысячелетия
Часть 2 - Прощание славянки Легенды и гипотезы
...
Часть 20 - Синий платочек.
Часть 21 - Таганка: тюрьма и песня. История. ч. I
Часть 22 - Таганка: тюрьма и песня. История. ч. II. Авторы


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
28-01-2013-00:54 удалить
как интересно...СПАСИБО!


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Таганка | КимОК - Дневник КимОК | Лента друзей КимОК / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»