• Авторизация


Наталья Минкевич - Как Вы разговариваете со своим ребенком? 23-10-2009 10:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[240x160]
Как ни странно, но зачастую причиной плохого поведения ребенка являются… сами родители! Послушайте при случае, как разговаривают мамы с детьми на детской площадке, в автобусе или в магазине. «Не трогай баночку! Не бери в рот лопатку! Хватит ныть! Еще раз повторишь, возьму ремешок! Сколько раз я тебе говорила…» А сколько раз мы сами повторяли подобные выражения?! Если взять все наши привычные фразы и записать на пленку, то получится, как вы думаете, что? Монотонно-однообразный набор нравоучений, команд, «лекций».

Наши добрые помощники психологи, изучив стиль общения родителей с детьми, выделили несколько типов автоматических ответов взрослых, которые сводят на нет все попытки установить здоровые отношения с подрастающим поколением.


«Убери вещи! Сходи в магазин! Немедленно выключи телевизор!» – эти фразы, звучащие как приказ, команда, говорят ребенку о том, что родители сейчас далеки от его проблем, не хотят вникать в его состояние, не уважают его самостоятельность.

«Если ты не перестанешь плакать, я уйду», «Не придешь вовремя, я тебе такое устрою!», «Еще раз это повторится, мало не покажется» – если у ребенка неприятные переживания, то угрозы и предостережения действуют на него угнетающе, еще больше загоняют в тупик и могут вызвать агрессию против родителей.

«Ты должен уважать старших», «Все порядочные люди должны трудиться», «Ты обязан вести себя как следует» – от таких фраз ребенок отмахивается, как от назойливых мух: «Мама, ты мне это уже тыщу раз говорила!». Они его только раздражают и ни к чему положительному не приводят.

«Я бы на твоем месте сделал так-то», «Думаю, тебе надо перестать общаться с тем мальчиком», «А ты попробуй сказать…» – на что бы ни пожаловался наш ребенок, мы всегда имеем наготове множество советов, как следовало бы поступить, а как не следовало. Да только дети рано или поздно начинают восставать против наших советов и готовых решений: «Тебе легко так говорить, сама бы попробовала!», «Без тебя разберусь!». За этими реакциями ребенка стоит его желание самому принимать решения, быть независимым от родителей. Согласитесь, и нам, взрослым, не всегда приятно выслушивать чужие советы.

«Говорила я тебе не смотреть по сторонам, вот и наделал ошибок», «Сколько раз я тебя предупреждала, что это к добру не приведет!» – логические доводы, нотации, «лекции» постепенно приводят к тому, что психологи называют «психологической глухотой». Дети перестают реагировать на наши фразы и отвечают: «Отстань, надоело, сколько можно, хватит уже!».

«Ну что это за ребенок!», «Опять ты все испортил!», «На что это похоже!», «Вечно ты…» – вы и сами не будете спорить, что такие фразы никакой воспитательной функции не несут, а у детей вызывают либо защитную реакцию (ответное нападение, озлобление), либо уныние, подавленность, разочарование, что приводит к формированию низкой самооценки. Мы произносим подобные фразы именно автоматически, в сердцах, порой от собственного бессилия изменить ситуацию. А у ребенка постепенно может возникнуть убежденность, что его не любят и он всем мешает.

«Я знаю, вся твоя злость из-за того, что тебе не дали посмотреть телевизор», «Я насквозь тебя вижу…», «Что, опять подрался?». Все эти догадки и интерпретации обижают ребенка, оскорбляют чувство его достоинства. Кроме того, взрослые как бы сужают широту детской души, сводят всю глубину переживаний к каким-то банальным вещам, и ребенок начинает чувствовать, что его совершенно не знают и не понимают.

Есть и другие автоматические реакции родителей на детское поведение – в каждой семье свои. Попробуйте неделю-две понаблюдать, после каких ваших высказываний ребенок начинает вести себя «неправильно», и постарайтесь понять, в чем именно он нуждается.

А еще можно провести небольшой эксперимент. В течение одного дня в общении с ребенком воздерживайтесь от критики, упреков, нравоучений и прочих автоматических реакций. Вместо них используйте фразы одобрения как по поводу, так и без повода. Посмотрите, как будет реагировать ваш ребенок, – это вам многое откроет.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Ekvisay 23-10-2009-14:04 удалить
Позволила себе прочитать несколько постов Вашего дневника. И очень удивлена отстутствием комментариев к ним. Может быть это неуместно?
Но мне тем не менее хочется обсудить прочитанное. Когда студенткой я работала воспитателем в детском лагере, нас учили не говорить ребенку слово "должен" (не угнетать попытками внушений). То же самое упоминается и в этой статье. Но ни методисты там, ни автор здесь не дают альтернативного варианта, подобыне выражения заменяющего.
Кроме того, в этой статье перечислены и раскритикованы чуть ли не все модели поведения родителей и точно так же без предлагаемой замены...
Лично я более полезной для себя нашла предыдущую статью Екатрины Свечниковой с конкретными примерами и альтернативами поведения мамы.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Наталья Минкевич - Как Вы разговариваете со своим ребенком? | Яна_Чехова1 - Дневник Яна_Чехова1 | Лента друзей Яна_Чехова1 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»