Наверное, никто не оставил в архитектурной Москве XIX-XX веков столько значимых следов, сколько Морозовы и Рябушинские. И не было более экзотичной и прекрасной, чем вилла Николая Павловича Рябушинского "Чёрный лебедь".
Вилла "Черный лебедь"
Рябушинским принадлежала одна из главных ролей в крупнейших предпринимательских организациях России: Обществе фабрикантов хлопчатобумажной промышленности, Московском биржевом комитете, Военно-промышленном комитете, Всероссийском союзе торговли и промышленности и др. Главным же меценатом в этой семье, да и во всей России, стал Николай Павлович Рябушинский. Он вышел из состава "Товарищества мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями" и, получив свою долю наследства, полностью посвятил себя меценатству.
На средства Николая Павловича издавался прекрасно иллюстрированный журнал об искусстве и литературе "Золотое руно" (1906-1909), где печатались такие мэтры символизма как: [показать]Блок, Брюсов, Бальмонт, Гиппиус и Мережковский. Журнал публиковал и прозу великих писателей, таких как Бунин, Андреев, Белый, Волошин, Чуковский. Оформляли "Золотое руно" лучшие художники того времени: Сомов, Лансере, Остроумова, Бакст, Бенуа. Журнал имел большой формат, печатался золотым шрифтом аж в две колонки – на русском и французском. Николай Рябушинский активно тратил свои деньги и на устройство выставок любимых им художников. Всё, за что он брался, имело огромный успех! Неудивительно, что уже к концу 1909 года Рябушинский начал разоряться. Хотя поспособствовали этому даже не расходы, связанные с журналом и выставками, а огромный карточный проигрыш.
В отличие от братьев, он до революции собирал, в основном, российское изобразительное искусство и активно стремился стать организующим центром символизма, поднять его значение и авторитет в художественно-культурной жизни Москвы. Кумиром Николая Рябушинского в то время был петербургский меценат Сергей Дягилев, создатель "Мира искусства".
Картины русских мастеров начала XX века он решил сохранить. Но в поместье "Чёрный лебедь", где они хранились, случился пожар, который уничтожил многие полотна великих российских живописцев. После этого Николай Рябушинский состоял на государственной службе в качестве консультанта и оценщика произведений искусства, даже после революции, когда всё имущество Рябушинских было национализировано. Только в 1922 году он эмигрировал во Францию, где стал известным и состоятельным антикваром и владел сетью антикварных магазинов. А упомянутый выше саркофаг так никогда и не был использован по назначению. Николай Павлович Рябушинский был охоронен на Восточном Кладбище в Ницце в 1951 году, он не перенёс операцию.
По материалам женского журнала Superстиль(статья Екатерины Сокольской "Черный лебедь с саркофагом")