[300x262]Как это и понятно из названия, основное предназначение развивающих игр – способствовать развитию личности. Развитию интеллектуальных, творческих, психических, физических и других способностей. Большинство развивающих игр нацелено на развитие ребенка. Однако, в наши дни ширится понимание важности непрерывного образования, непрерывного развития личности, поэтому развивающие игры, нацеленные на взрослую аудиторию тоже имеют право на жизнь. Но традиционно считается, что развивающие игры предназначены для детей, поэтому в данной статье я и сосредоточу свое внимание на детских развивающих игр.
Какие же свойства выделяют развивающие игры среди всех остальных, что делает игру развивающей? Есть несколько характерных признаков, на которые необходимо обращать внимание, выбирая игру для развития способностей ребенка:
-
Развивающая игра должна представлять собой задачу или набор задач, которые решает ребенок с помощью входящих в комплект игры карточек, кубиков, различных деталей из пластика или металла и т.п.
-
Задача, которую необходимо решить, четко ставится перед ребенком. Способ постановки задачи может быть различным: текстовое описание, которое ребенок читает сам или его озвучивают взрослые, аудио- или видеозапись, изображение, схема последовательности действий, представленная рисунками, слайдами или видеороликом и т.п. Разнообразие способов постановки задачи знакомит ребенка с различными способами передачи информации.
-
Если развивающая игра содержит несколько заданий, то они должны следовать в порядке увеличения сложности. Успешное решение первых заданий облегчает работу над последующими. В некоторых развивающих играх диапазон уровней сложности настолько широк, что они могут быть решены только детьми, находящимися на разных этапах развития: от 2-3 летнего возраста до подросткового и будут интересны даже взрослым. Обычно такие игры становятся любимыми на долгие годы, и ребенок время от времени возвращается к ним. Постепенное возрастание сложности является непременным условием развития ребенка. Оно побуждает его самостоятельно развивать собственные творческие и интеллектуальные способности.
-
Не следует путать развивающие игры с обучающими. Последние построены по принципу четких инструкций, в которых расписана необходимая последовательность действий. Они воспитывают исполнительские черты, приучают к аккуратности и точности, но практически не развивают творческие способности.
-
Залогом эффективности развивающих игр является самостоятельность их решения ребенком. Он должен сам, без посторонней помощи, решить задачу. Нельзя не только указывать последовательность действий, но следует избегать любых подсказок и намеков. Ребенок должен учиться решать сложные задачи самостоятельно, используя только свой собственный опыт.
-
Нельзя настаивать на немедленном решении задачи ребенком. Если задача не поддается, то стоит к ней вернуться позже: через день, неделю, месяц, а может быть и год. Ребенок обязательно “созреет” для самостоятельного разрешения проблемы.
-
Ребенок должен сам проверить правильность решения задачи. Проверить все ли условия соблюдены и все ли цели достигнуты.
-
Большинство развивающих игр являются открытыми системами, т.е. позволяют придумывать на их основе новые задачи и новые игры. Являются основой для продолжения творчества.
-
Сложные развивающие игры, которые не поддаются решению с первого раза, позволяют достичь наиболее высоких ступеней развития, добраться до наивысших высот интеллектуального и творческого развития личности. Они заставляют каждый раз “подпрыгивать” все выше и выше.
Таким образом, среди главных отличительных особенностей развивающих игр следует выделить постепенное движение от простого к сложному и самостоятельность решения. Разнообразие развивающих игр позволяет подобрать для каждого возраста те из них, которые будут гарантировать опережающее развитие и постоянное совершенствование способностей ребенка. Кроме того, большое количество игр позволяет выбрать среди них те, которые в наибольшей степени подходят ребенку, которые ему нравятся и с которыми он играет с наибольшим удовольствием. В развивающих играх не должно быть никакого принуждения. Если ребенок не хочет играть в какую-то игру, это не значит, что он не способен к развитию и самосовершенствованию. Просто вы не смогли подобрать тот тип игры, который лучше всего подходит для него. Творческое развитие должно быть свободным и радостным.