«Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом». Ириней Лионский
«В Палестине совершился величайший факт всемирной истории, который должен быть признан центральным не только христианами: то, что произошло в Вифлееме, предопределило всю всемирную историю». Николай Бердяев
А было это в убогой пещере, на соломе, рядом мирно жевали добрые звери, было холодно и темно. Все было скромно, незаметно. В бедности родившийся Младенец всю жизнь проходил по Палестине босиком и стал гонимым Богом бедных и угнетенных. Какое все это имеет отношение к модному ныне празднику?
Представь, чиркнув спичкой, тот вечер в пещере,
используй, чтоб холод почувствовать, щели
в полу, чтоб почувствовать голод — посуду,
а что до пустыни, пустыня повсюду.
Представь, чиркнув спичкой, ту полночь в пещере,
огонь, очертанья животных, вещей ли,
и — складкам смешать дав лицо с полотенцем —
Марию, Иосифа, сверток с Младенцем.
Представь трех царей, караванов движенье
к пещере; верней, трех лучей приближенье
к звезде, скрип поклажи, бренчание ботал
(Младенец покамест не заработал
на колокол с эхом в сгустившейся сини).
Представь, что Господь в Человеческом Сыне
первые Себя узнает на огромном
впотьмах расстояньи: бездомный в бездомном.
И. БРОДСКИЙ
Да! С нами Бог — не там, в шатре лазурном,
Не за пределами бесчисленных миров,
Не в злом огне и не в дыханье бурном,
И не в уснувшей памяти веков.
Он здесь теперь — средь суеты случайной,
В потоке шумном жизненных тревог.
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог.
В. СОЛОВЬЕВ
Мечта моя! Из Вифлеемской дали
Мне донеси дыханье тех минут,
Когда еще и пастухи не знали,
Какую весть им ангелы несут.
Всё было там убого, скудно, просто:
Ночь; душный хлев; тяжелый храп быка,
В углу осел, замученный коростой,
Чесал о ясли впалые бока,
А в яслях... Нет, мечта моя, довольно:
Не искушай кощунственный язык!
Подумаю — и стыдно мне, и больно:
О чем, о чем он говорить привык!
Не мне сказать...
В. ХОДАСЕВИЧ
[581x640]
И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после.
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Все будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все елки на свете, все сны детворы.
Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Все великолепье цветной мишуры...
... Все злей и свирепей дул ветер из степи...
... Все яблоки, все золотые шары.
Б. ПАСТЕРНАК
Сложная символика Рождества сочетается с глубокой одухотворенностью. В простодушной средневековой молитве спрашивалось: «Мария, целовала ли ты сына своего в личико?»
Пещерою зияет время...
Поют рождественский тропарь.
Вяч. ИВАНОВ
Рождественские свечи символизируют не только жертвенный и очищающий огонь, но и напоминают о том, как Мария и Иосиф не могли найти пристанища в Вифлееме. Свеча на подоконнике означает, что здесь ждут и примут. Примут что? Букву или дух Рождества?
А простая деревенская кутья, которую можно есть до первой звезды, напоминает о евангельской бедности и простоте.
Как и чем откликнется на этот зов наша душа? Найдется ли место около Его колыбели нам, бедным любовью и смирением, бессильным в своей слабой вере и решимости идти к нему, как бы долог и тяжел не был путь?! Его ясли да научат нас смирению, вертеп — не бояться бедности и убожества, пастухи — простоте и незлобию, волхвы — подчинять свое мудрование и все земные познания мудрости Евангельской, звезда — ходить в свете просвещенной Его благодатью совести, ангелы — взаимному миру и славословию, Иосиф — праведности, а Дева Матерь непорочной чистоте и целомудрию, которые не только видят Бога, но и воспринимают Его в себе».
Епископ Герман
Когда в мире появился Божественный Младенец, небо приблизилось к земле. Возможно, в этом и смысл Рождества — чтобы взглянуть в небо, в необозримые небесные бездны, открывающиеся прямо из человеческих душ. Взглянуть и понять, что землей не кончается жизнь духа.
С РОЖДЕСТВОМ!