"Дама под покрывалом" - моя очень давняя любимица. В далеком детстве меня поразила красота ее руки, этих тонких и гибких пальцев. Я видела такие руки только дважды: у нескольких кубинок и у одной русской преподавательницы. Как она испугалась, когда я схватила ее за руку и бегом, по длинной лестнице потащила в библиотеку - показать донну Велату! Даже если это не та Форнарина, которой Рафаэль посвятил последние 6 лет жизни и которая ушла в монастырь совсем молодой после смерти маэстро, модель очень увлекла воображение художника. За ее спиной ни пейзажа, ни архитектуры, ни даже бархатной драпировки с кистями, ничего, пустота. Как будто в мире нет ничего, кроме этой женщины. Но эта пустота не пугает, а успокаивает, она наполнена одухотворенностью и добротой донны Велаты. В ней нет ни знойной итальянской красоты, ни роковой стервозности, ни гламурного шика, ни героизма, ни инфернальности. Она демонстирирует нам вкус зрелого Рафаэля - простота, гармония, ясность. Портрет не нагружен тем сложным посылом, которым отличается "Джоконда" Леонардо, проста не только модель, прост художник. К этой простоте Рафаэль шел всю жизнь, а потом 5 столетий мир уходил от нее, не переставая по ней тосковать. Ни Леонардо, ни Мекеланджело не владели тайной этой простоты. Ее сохранил для нас Рафаэль...
Если вы будете смотреть на донну Велату хотя бы 5 минут каждый день, она поделится с вами своей умиротворенностью и душевной грацией. И вы почувствуете, что вам уже не так хочется огрызаться в автобусе, и вся наша несуразная жизнь уже не так раздражает. А если вам доведется побывать во Флоренции и полчаса постоять перед подлинником (вы ведь знаете, что копия - не произведение искусства, не правда ли?), возможно, вам приоткроется тайна этого великого полотна...
[700x552]
[500x433]
[513x600]
[390x516]