«Если счастье немыслимо без боли, а мир не мыслим без разочарования… то?» (Акутагава Рюноскэ)
С чего начинался буддизм? Принц Шакьямуни, от которого скрывали все неприглядные строны жизни, увидел старого больного нищего и понял, что в мире существуют страдания. Это был шок. Он начал искать способ избежать страданий и, как ему и многим его сторонникам показалось, нашел. То, о чем не подумал Гаутама: зачем страдания вообще существуют? Имеют ли они высший смысл?
Альберт Швейцер называл своих больных братством боли. Талантливый ученый, тончайший знаток, музыки, Швейцер уехал в Африку лечить бедняков. Когда ему пришли сообщитть, что он удостоен Нобелевской премии, он подметал больничнный двор. Выслушав новость, Швейцер продолжил уборку.
Существует классификация искусства на искусство болезни и искусство здоровья. Представителей последнего можно сосчитать по пальцам. Кроме Гете даже на ум никто не приходит. А страдающих гениев так много, и страдания их так велики, и все они сублимировались в стихи, картины, музыку, которыми мы так восхищаемся, но гениям было не легче. Это ведь о Гердерлине:
«Как он безмерен, боль его безмерна
». А как страдал этот безмерный гений, зная, что его не замечает олимпиец Гете.
В мире существует так много боли и страданий, что иногда кажется - этот океан накроет весь мир. Но это страшный и тяжелый мир, многие предпочитают от него отвернуться. Несколько дней назад в одном дневе я нашла ссылку на дневник девочки, умершей от рака. Она очень боялась и страдала от сильной боли и смертной тоски. Ужасно, невозможно все это читать. Просто ожог получаешь. Я потом долго слонялась по квартире, и казалось мне - она ходит за мной...
Но если боль не просто существует, но является непременной частью жизни, значит, в ней есть смысл? Я имею в виду не только свою собственную, но и чужую боль. Зачем нужны вот такие ужасные дневы умирающих, обреченных? Не для того же, чтобы пощекотать нервы, поразвлечься и - забыть. Боль дает нам какой-то урок, но какой? Зовет к пониманию и действию. Или нет?...
[275x242]
[275x242]