• Авторизация


СРАВНИВАТЬ ИЛИ НЕ СРАВНИВАТЬ? (СРАВНИТЕЛЬНОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ НАРОДОВ. ЧАСТЬ I) 20-01-2010 21:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

[235x315]

Плутарх

История – интереснейшая наука. И каждый может найти в ней что-то свое: и любитель занимательных историй, и поклонник теоретических штудий.  А существуют ли в истории законы или хоты бы некоторая направленность, предсказуемость, повторяемость? Вопрос этот остается спорным. Ряд философов считает, что изучаемый период слишком мал по длительности, чтобы говорить о закономерностях, другие эти закономерности упорно ищут и нередко считают, что находят. В данном случае речь пойдет о «сравнительном жизнеописании народов», которое проделал историк С.Смирнов, взяв за образец всеми любимого Плутарха.

[310x312]

Лев Николаевич Гумилев

Но Плутарху было гораздо легче – он ведь сравнивал не народы, а людей, двух человек (эллина и римлянина), не заботясь при этом о высокой научности своих «Сравнительных жизнеописаний». Будь Плутарх нашим современником, редакторы и читатели затравили бы его, требуя доказательств. Представительная выборка, статистический анализ, формализуемая модель поведения героев, причем динамическая, с которой могут работать современная математика и теорфизика, модель, которую можно загнать в компьютер, варьируя свободные параметры. Бедный Плутарх!

[206x315]

Вильгельм Завоеватель

Мысль об удивительном сходстве исторических судеб многих кочевых племен приходила в голову еще Ибн Хальдуну. Ее долго и успешно развивали и обобщали многие историки (Дж.Вико, О.Тьери, О.Шпенглер, А.Тойнби, Л.Н.Гумилев).

[300x299]

Великий князь Владимирский Андрей Юрьевич Долгорукий

С. Смирнов решил рассмотреть народы (этносы) цивилизованные: французский, английский и великоросский. Как известно, все аналогии грешат приблизительностью. И данным рассуждениям можно предъявить множество обвинений, но они по-своему любопытны. При этом, конечно, нужно учитывать «сдвиг фаз»: старше всех французы, моложе всех – великороссы. Условными датами рождения этих народов автор решил считать 885 г. – для французов (победа парижан во главе с графом Эдом над викингами), 1066 г. – для англичан (завоевание Англии нормандцами), 1148 г. – для великороссов (переезд сына Юрия Долгорукого Андрея во Владимир). Первая фаза – детство, становление всех трех этносов происходило с одинаковой скоростью и длилось около полутора столетий. Оно закончилось во Франции в 987 г., когда Гюго Капет бы избран королем всей Франции (и от него пошла 800-летняя династия Капетингов), в Англии в 1215 г., когда нормандцы и англосаксы впервые выступили плечом к плечу и без приказа свыше в борьбе за Великую хартию вольностей против зазнавшегося короля Иоанна Безземельного, в России (на Руси) – в начале XIY в., когда Даниил Александрович начал собирание русских земель вокруг Москвы (с Переславля-Залесского и Коломны).

[264x315]

Гуго Капет

Молодость этносов – это период творчества и удач, поэтому ее концом можно считать обрыв цепи удач. Переломными годами автор считает во Франции 1302, конец правления сильнейшего короля Филиппа IY Красивого, в Англии – 1455, когда знать погрязла в «войне роз», в России – середину XYI в., на которую приходится вторая половина правления Ивана Грозного, катастрофа опричнины и неудачи в Ливонской войне. Итак, 250 лет молодости.

[240x315]

Великий князь Московский Даниил Александрович

За эпохой молодости следует «бунташный век», и у всех трех народов он длится около двух столетий. Относительный порядок, по мнению С. Смирнова,  наступил во Франции в конце правления Людовика XI или чуть позже, в 1485 г. (свержение Ричарда III, прекращение заморской угрозы), в Англии – в 1660 г., в конце революции, в России – при Екатерине II после 1762 г. В отличие от людей, у которых за бурной молодостью обычно следует более спокойная зрелость, у народов за временем уверенного восхождения следует длительный неравновесный период, нарушающий покой обывателей, горестно вздыхающих: «Не дай вам бог жить в интересную эпоху» и кабинетных мыслителей, вспоминающих древнюю заповедь: «Вы услышите о войнах и смятениях – не ужасайтесь, тому должно быть!»

[217x315]

Иван Грозный

Как видим, полутаровекое неустойчивое  детство сменяется устойчивой молодостью, которая длится два с половиной столетия. Затем двухсотлетний бунташный век, который должен, видимо, смениться новой равновесной эпохой. Сколько она длится и чем завершается? Устойчивый монархический режим во Франции, основанный Луи XI, просуществовал 300 лет и рухнул под ударом революции 1789 года. Английский имперский социум «образца 1660 года» также прожил около трех столетий – до середины прошлого века, когда Британская империя тихо распалась. В России же имперский режим был уничтожен революционным взрывом раньше расчетного срока, – видимо, здесь проявилась неучтенная социальная закономерность.

[280x315]

Людовик XI

Итак, по мнению автора, установлено сходство в расписаниях девятивековых отрезков английской, французской и русской истории. Исследования подобного рода, как это понятно без пояснений, имеют не только теоретическое значение. Особенно для этносов, отстающих в развитии (как российский, например). Если бы идея сходства синфазных событий, была научно обоснована, она превратилась бы в великолепный инструмент прогностики, рассматривая историю стран Запада, мы бы точно знали, «что день грядущий нам готовит». Хотя когда Россия укладывалась в какие-либо теории?..

[253x315]

Екатерина II

Каковы естественные пределы этой эмпирической закономерности? Проявляется ли она в истории более древних народов? Поставив данные вопросы, С.Смирнов продолжил исследования на материале древней истории.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (6):
S_v_e_t_l_a_n_A 21-01-2010-00:18 удалить
Позновательно. Спасибо тебе.
09-02-2010-00:41 удалить
Интересная концепция у историка С. Смирнова о происхождение трех близких народов. Но у Льва Гумилева более приемлемая о происхождение этносов. Хотя он (Гумилев) и опирался на труды Арнольда Тойнби в создание своих работ, но считал, что его предшественник (Тойнби) бал не прав в своих трудах..:-)))
riminamarina 09-02-2010-02:36 удалить
Nikolay519, они все по-своему правы и неправы. Концепция локальных цивилизаций позволяет увидеть специфику, динамику, поэтому она мне ближе, чем понятие мировых цивилизаций. У Гумилева мне очень нравится идея пассионарности и связь жизни народов и процессов во Вселенной.


Комментарии (6): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СРАВНИВАТЬ ИЛИ НЕ СРАВНИВАТЬ? (СРАВНИТЕЛЬНОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ НАРОДОВ. ЧАСТЬ I) | riminamarina - О Шиллере, о славе, о любви... о Жизни и Смерти... о королях и капусте... | Лента друзей riminamarina / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»