Вот какую интересную статистику сообщает Генри Ли:
"В записи приговоров Бернара Ги (одного из известнейших инквизиторов - m.p.), охватывающей его деятельность с 1308 по 1322 год, приводится шестьсот тридцать шесть обвинительных приговоров, распределяющихся следующим образом:
лица, выданные светской власти и сожжённые живыми, - 40;
останки умерших, вырытые и сожжённые, - 67;
осуждённые к тюремному заключению - 300;
вырытые останки лиц, которые были бы присуждены к тюремному заключению - 21;
осуждённые на ношение крестов - 138;
осуждённые на паломничества - 16;
изгнание в Св. Землю - 1;
беглецы - 36;
осуждение Талмуда - 1;
(...)
Приведённые данные, без сомнения, дают точное представление о том, какое наказание накладывалось сравнительно чаще".
40 сожжённых человек за 14 лет - это много или мало? При этом надо учесть, что в каком-то повышенном милосердии Бернар Ги как-то не замечен; кроме того, его деятельность протекала, в основном, на юге Франции, одном из самых еретических регионов Западной Европы. В Англии и Северной Европе инквизиция почти не лютовала. Да и начало 14 века - пик инквизиционной деятельности, дальше был спад (хотя, разумеется, к концу 15 века, особенно в Испании, она усилилась).
В любом случае, эти цифры наталкивают на размышления о действительных масштабах жертв инквизиции.
В отрывке есть ещё два примечательных момента: это война с костями и "изгнание в Святую Землю". Инквизиция была злопамятной и расследовала дела даже умерших людей (а отдуваться зачастую приходилось их потомкам), и в числе наказаний было надругательство над останками еретика, потому что посмертием католическая церковь ведала монопольно. Изгнание в Святую Землю - это значило "искупить свою вину кровью", т.е. пролить свою кровь за Гроб Господень и искупить свои грехи. В результате получился любопытной парадокс: в какой-то момент Святая Земля стала просто местом ссылки для преступников из Европы, и Гроб Господень отвоёвывали, по сути, бывшие еретики.