• Авторизация


Духовный апокалипсис 12-10-2009 12:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Хотя и говорят о творческих личностях, творческая сущность не существует сама по себе, как некая данность. Творчество стимулируется внешними событиями, пропущенными через внутреннюю мясорубку (или отсутствием событий, но это отдельный случай). Внешние события могут быть и не такими уж значительными, в то время как на их почве вырастает богатейший духовный мир. Короче говоря, творчество состоит в необычном восприятии художника, гипертрофирующем «реальность», усложняющем её и покрывающим деталями и смыслами. Но всё же без «реальности», как бы незначительна она ни была, ничего не выйдет.

Всё это я сказал за тем, чтобы обратиться к биографии Толкиена. Есть ли такое событие, которое стало радикальным стимулом к его творчеству? Не будем фрейдистами – отбросим события детства. Да, отец писателя умер рано, да, семье Толкиена случилось пожить не в самых приятных местах, да, англиканские родственники не приняли мать-католичку Толкиена, и тот до конца жизни считал, что они свели её в могилу. Но как это отразилось на творчестве? Можно находить в описаниях Мордора и Шира отголоски впечатлений от тех мест, где юному Рональду (Джоном, что примечательно, его никто никогда не звал) пришлось жить. Не стоит слишком обольщаться и заявлениями самого Толкиена, что Средиземье было придумано ради эльфийских языков. В конце концов, сам Толкиен признавался, что во «Властелина Колец» было включено гораздо меньше лингвистических изысков, нежели ему бы хотелось, т.е. он сам их вырезал – значит, он руководствовался при написании своего произведения не только филологической страстью, но и соображениями художника.

Ладно, не будем ходить вокруг да около. Если окинуть взглядом биографию писателя, то нетрудно будет заметить, что после не слишком приятного детства в его жизни было лишь одно примечательное событие, дальше же он жил вполне размеренно, если не сказать «по-хоббитски». Это событие – война. Первая Мировая война. Нет, этот факт, конечно, не упускает ни один его биограф, но едва ли не общим местом в описании его является то, что на войне погибли двое лучших друзей Толкиена, а сам он потом очень не любил вспоминать о «бойне». Между тем, именно в этом умолчании – а не в разглагольствованиях о любви к языкам – следует искать ту самую творческую бездну, из которой явилось Средиземье.

Здесь следует вставить важную ремарку. Традиционно «ВК» считается главным произведением писателя. С первого взгляда, так оно и есть: у него было два крупных законченных произведения, не считая рассказов – «Хоббит» и «ВК» – и величие второго по отношению к первому я не оспариваю. Но центральное место «ВК» в творчестве Толкиена – это иллюзия. «Хоббит» был всего лишь сказкой, которую Толкиен написал скорее от нечего делать. Потом он весьма сожалел, что это была именно детская сказка, и желал «Хоббита» переписать. Но после успешной публикации этого произведения, когда издатель попросил Толкиена написать продолжение – «Нового Хоббита» – он принёс в издательство отнюдь не «Властелин Колец». Материалы включали в себя подборку детских сказок и, детские же, «Письма Деда Мороза», а также… «Квента Сильмариллион» и неоконченную поэму о Берене и Лутиэн. «Квента Сильмариллион» – один из главных черновиков, который лёг в основу стилизованного «под старину» эпоса «Сильмариллион», отредактированного и изданного уже после смерти Толкиена его сыном Кристофером. «Сильмариллион» остаётся «трудным» произведением даже для некоторых почитателей Профессора и по сей день. А в ту пору, осенью 1937 года, он и вовсе поставил издателя и рецензента в тупик. Они попросту не поняли, что это такое. Толкиен отнёсся к этому смиренно: он знал, что опубликовать это почти невозможно – хотя и сказал, что всем сердцем предан Сильмарилам. В результате он сел за «Нового Хоббита», ставшего впоследствии «Властелином Колец». Но «Сильмариллион» всегда оставался центром его помыслов, хотя, видимо, после успеха «ВК», к конце своей жизни, Толкиен попросту устал и не довёл своё дело до конца. Между тем, об этом деле он говорил и в своих письмах: о том, что его мечта – создать мифологию для Англии, целый свод преданий, «от космогонических до сказочно-романтических». Нетрудно заметить, что архаизированный эпос «Сильмариллион» гораздо точнее соответствует этим замыслам, нежели беллетризованный эпос «Властелин Колец». Разумеется, я не намерен принижать ценность «ВК», но смею предположить, что он должен был занять в этой мифотворческой парадигме место, примерно соответствующее «Кольцу Нибелунга» Вагнера – по отношению к средневековой «Песни о Нибелунгах». Или хотя бы место той же «Песни…» по отношению к древнегерманским преданиям вроде «Саги о Вёльсунгах». В любом случае, «Сильмариллион», а не «ВК» – вот главное произведение Дж.Р.Р. Толкиена.

Так вот, писать первые обрывки тех легенд, которые затем стали фундаментом для «Сильмариллиона», Толкиен стал именно во время войны. Странное совпадение? А если добавить к этому, что Толкиен угодил не куда-нибудь, а в горнило битвы на Сомме – одного из крупнейших и кровавейших сражений Первой Мировой? Можно добавить и то, что, хотя, пройдя специальные курсы, Толкиен и стал лейтенантом, он всё же не был профессиональным военным – и в офицерский круг он не вписывался. Он охотнее общался бы с рядовыми солдатами, но в то время кастовые ограничения в британской армии были ещё в полной силе, и такое общение с подчинёнными было невозможно. Другими словами, он оказался маргиналом, не вхожим ни в тот, ни в другой мир. А смерть друзей? Вспоминается и свадьба Рональда и Эдит за пару месяцев до отправки на фронт – поступок, исполненный настоящего фатализма. Могу ошибаться, но, кажется, у Хемингуэя, в романе «Прощай, оружие!», главная героиня сетует на то, что не успела выйти замуж за жениха – а на фронте его разорвало в клочки. В этом смысле, поступок Рональда и Эдит – вполне в духе эпохи… Так в чём же была мотивация – начать писать?

Я не зря упомянул и Хемингуэя, и эпоху. По-настоящему я понял Толкиена, наверно, только после того, как познакомился с творчеством Ремарка и того же Хемингуэя, узнал о литературе «потерянного поколения», да и вообще – о духовном состоянии западных людей времён Первой Мировой. Бог умер именно во время этой войны. Люди, прошедшие через неё, потеряли веру в добро и справедливость, в те идеалы, которыми их пичкали их родители, вообще во всякий смысл существования. Старое, твёрдое мировоззрение погибло, а всякое новое пахло ложью – и кровью, пролитой за ложь. Первая Мировая была духовным концом света, и последствия этого апокалипсиса не изжиты до сих пор. Просто на место шока и отчаяния «потерянного поколения» пришёл инфантильный постмодерн, так же не утверждающий никаких ценностей, кроме свободы ценностей. В то же время человек не может жить, не оправдывая своей жизни. Потому закономерной была тоска по мировоззрению – и попытка создать какой-то, хоть и минимальный, но смысл жизни. У Хемингуэя это вылилось в идею «победы в поражении», у Ремарка в своеобразный героический гедонизм на фоне обречённости – живи и наслаждайся жизнью, пока есть время; а этого времени не так много, как ты думаешь. Да и приход к власти нацистов и фашистов тоже логичен – Гитлер, Муссолини, Франко стали своего рода Антихристами этого мировоззренческого апокалипсиса: они принесли с собой «простые» решения и «простые», животные смыслы, и толпа, изнемогшая в опустошении Первой Мировой, с радостью ринулась в эту бездну.

А что же Толкиен? Повторюсь, что мог чувствовать человек, на глазах которого рушился мир, а сам он был в центре этого хаоса? Что мог чувствовать человек, воспитанный в викторианском духе, да ещё и верующий? Не смерть ли своего Бога, своего мировоззрения, своего смысла? Но, будучи искренним христианином, он всё же и не мог так просто отвергнуть один из столпов своей веры – надежду. Если так, то не были ли те записи, которые появлялись в палатках, в окопах, под артобстрелами – не были ли они попыткой реанимировать своего Бога? В этом ракурсе умозрительная тоска по английской мифологии и лингвистические эксперименты приобретают действительно сильное звучание – они получают подкрепление через острое желание снова во что-то верить. Весь мир этого желал, но именно своеобразные задатки Толкиена и привели к созданию его не менее своеобразного творческого мира. И мировоззрения. И всё же, скажу ещё раз, без «Бойни», без удара молотком по голове, Средиземья никогда бы не было. По крайней мере, того убедительного и искреннего Средиземья, которое привлекло столь много почитателей. Примечательно, что одним из первых сюжетов в нарождающейся мифологии было плавание Эарендиля. Если вспомнить соответствующий эпизод «Сильмариллиона», то на ум сразу же приходит мир на грани катастрофы, практически порабощённый Тёмным Властелином, и Эарендиля, не потерявшего надежды, вопреки всему доплывшего до Благословенных Земель и вымолившего у Валаров прощение и помощь. В каком-то смысле, сам Толкиен, отправившись в странствование по вымышленному миру, стал этим Эарендилем – для самого себя.

Проблема Толкиена в том, что странствование его слишком затянулось, он просто-напросто физически опоздал со своими произведениями, и в сознании читателей он стал отнюдь не писателем «потерянного поколения», хотя и по возрасту, и по духу произведений относится именно к нему, а писателем Второй Мировой или даже послевоенным, отчего потом во «Властелине Колец» искали аллюзии на нацистов и коммунистов. Можно сказать, что Толкиен – это потерянный писатель потерянного поколения.

Неудивительно и то, что взлёт популярности Толкиена пришёлся на 60-е. Это тоже была эпоха духовного кризиса, пусть и не столь острого, как за сорок лет до того. Но это был кризис: западная молодёжь разочаровалась в лицемерно-пуританском стиле жизни, который вело старшее поколение – и начала протестовать против этого: в искусстве, политике, поведении. И Толкиен был одним из способов для кого-то – эскапизма, бегства от реальности, а для кого-то – обретения нового мировоззрения, новой надежды. Другое дело, что это мировоззрение не так-то просто вычленить, оно не зафиксировано в наставлениях и лозунгах, оно разлито по всему Средиземью – как тот божественный «свет невидимой лампы» в произведениях Толкиена, о котором говорил кто-то из критиков. 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (10):
13-10-2009-01:36 удалить
Исходное сообщение mortuos_plango По-настоящему я понял Толкиена, наверно, только после того, как познакомился с творчеством Ремарка и того же Хемингуэя, узнал о литературе «потерянного поколения», да и вообще – о духовном состоянии западных людей времён Первой Мировой.  
в точку. летом после недели ремарка меня посещали некоторые пообные мысли, когда я перечитывал некоторые главы, правда, только "властелина".
Не имею достаточных знаний, чтобы подискутировать на эту тему)) Для меня слишком глубоко. А это Ремарк и Хемингуэй утверждали, что во время Первой Мировой умер Бог? (прошу прощения за неграмотность, не читала еще этих авторов, думаю, мне еще надо для них повзрослеть). А то что-то мне этот вывод сомнителен. Да, абсолютно согласна, что центральное произведение как раз "Сильмариллион". Вот насчет причин написания.... думаю, тут не все так просто. Это глупая человеческая привычка - все систематизировать и расписывать по пунктам. Я не считаю, что возможно выделить главную причину, ставшую истоком вдохновения для Толкиена. Тут все сошлось вместе, и все вместе было причиной: и филология, и мифология, и жизнь.
mortuos_plango 22-03-2010-20:01 удалить
Ремарк и Хемингуэй... Не скажу, что эта мысль звучала у них дословно, но как мотив она точно у них присутствует. Что же до причины... Конечно, всё сошлось, но, ещё раз подчеркну, без войны не было бы ТАКОГО Средиземья, какое мы теперь имеем.
Ответ на комментарий mortuos_plango # Безусловно, без войны бы не было))) Согласна))) Так, значит, что там про Первую Мировую и умершего Бога? Любят же философы красивые масштабные фразы.... И почему же Бог умер в Первую Мировую, а не во Французскую Буржуазную революцию, скажем? Странно. Очевидно, имеется в виду, что после ПМВ люди перестали верить в Бога? 0_о или в этой фразе какой-то другой смысл?
mortuos_plango 30-03-2010-23:19 удалить
Поясню. Бог умер - значит умерло старое консервативное общество, в известной степени основанное на религии. Умерла и всеобщая религиозность (понятно, что всякие вольнодумцы были и раньше, а тут даже обыватели усомнились в мироздании). Конечно, всё это подготавливалось заранее. Та же фраза "Бог умер" принаджлежит всё тому же Ницше. Вообще, в течение 19 века набирала силу научная картина мира, а с нею и позитивистская и утилитаристская философия. Тут стоит особо отметить теорию Дарвина, весьма ощутимо ударившую по религиозному сознанию. Фрейд тоже со своим психоаналихом пришёлся ко двору, сведя человека от Божьего творения до совокупности сексуальных инстинктов. Масса всего... Первая Мировая стала тут спусковым крючком, кульминацией. Есть, к слову, и такая поговорка: "Бога убил пулемёт". Это уже конкретнее: никогда доселе люди не сталкивались с такими чудовищными по масштабам убийствами и разрушениями, а пулемёт стал символом несправедливости - когда один человек мог выкосить целую роту врагов. Когда целые атаки захлёбывались на колючей проволоке. Когда у людей глаза вываливались от газовых атак. Когда артобстрелы изменяли ландшафт до неузнаваемости... Отчасти сказался и массовый военный призыв: на войну попало очень много людей, которые вообще никак с армией не были связаны и были психологически не готовы в принципе к войне, а уж тем более - к такой войне. Понятно, что последующие события двадцатого века Первую Мировую переплюнули, но к тому времени человечество уже привыкло, а тогда, в 1914-1918 гг. всё это было в новинку. Бог умер - умерла старая картина мира, старые идеалы. У Ремарка вообще это отлично прописано - когда парень приезжает в отпуск домой и при встрече с родителями понимает, что они ему лгали, что они его воспитали на лживых идеалах, что они его не подготовили к тому, что ему пришлось пережить на фронте. Впрочем, думаю, раз вы на филфаке, то до Ремарка уж точно доберётесь. Замечу, что после ПМВ западное (прежде всего, европейское) общество стремительно катится в новое варварство, дающее успокоение в грубых, животных истинах - т.е. в фашизм. В философии же расцветает экзистенциализм - как учение об абсурдности мира, потому что Бога нет, и об одиночестве человека в этом бессмысленном мире. Уже после ВМВ абсурдность (к вопросу о семантике - "абсурд" - это отсутствие смысла) окончательно захватывает искусство (театр абсурда, новый роман и т.п.), это выливается во всякую муть типа постструктурализма, а далее в постмодернизм, в котором окончательно дискредитируется всякая истина, всякий идеал, в котором к бытию можно относиться только с иронией, потому что серьёзно его воспринимать уже невозможно. В общем, на лекциях, думаю, всё это ещё услышите.
mortuos_plango 30-03-2010-23:20 удалить
А что до примера старого консервативного общества, то оно хорошо описано в романе "Верноподданный" Генриха Манна, с которым вы, вероятно, столкнётесь по ходу обучения, если уже не сталкивались.
Йахоу, вот это да!))) обозвать консервативное общество Богом! Ну и горазд же Ницше на метафоры!))))) Ладно, в таком смысле - не буду спорить. Но звуууучит... эх, любят же они категоричности!)))) До Ремарка все добираюсь и добираюсь))) Побаиваюсь его. Говорят, здорово по сознанию ударяет. Манна только про Генриха 4 читала(((( Больше у меня дома его нет, а жаль. Хорошо пишет. Надеюсь, столкнусь. Ооох, как вы любите мудрствовать)))) Охота же вам))) Вы, случайно, не планируете научной карьерой заняться?)))
Lasselante 06-04-2010-22:38 удалить
Снимаю шляпу. Добавить нечего. Первое здравое рассуждение не тему Толкин и Первая мировая.
mortuos_plango 07-04-2010-23:02 удалить
Rana_Adan, благодарю. Правда, насчёт первого поручиться не могу, как и насчёт здравого)
Lasselante 08-04-2010-19:46 удалить
Моё мнение субъективно)


Комментарии (10): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Духовный апокалипсис | mortuos_plango - Оплакивая мёртвых | Лента друзей mortuos_plango / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»